Конспект урока по Литературе "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ. С.МАРШАК. «ЗАГАДКИ»" 1 класс
Урок литературного чтения. (1 класс)
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ.
С.МАРШАК. «ЗАГАДКИ»
Цели: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; познакомить с литературными загадками; совершенствовать навык смыслового чтения; обогащать лексический запас и грамматический строй речи; прививать любовь к чтению.
Оборудование: выставка книг с русскими народными и литературными загадками портрет С.Я. Маршака.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1.Беседа об устном народном творчестве.
- Что вы знаете о творчестве народа?
- Мы входим в удивительный и прекрасный, таинственный мир народной мудрости – мир фольклора. В нем звучат сказка и песня, загадка и пословица, считалка и потешка.… Здесь можно узнать очень многое, о многом подумать, многое понять…
В древние – древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя и игры, совершая обряды, напевая песни…
У каждого народа были свои сказки, песни, обряда, игры, загадки – свой фольклор.
- вы хотите узнать как можно больше о русском фольклоре – фольклоре наших предков?
Это были красивые, добрые, сильные и смелые люди. Они были очень внимательные в природе, примечали каждое ее движение и по этим приметам знали, что делать, как вести хозяйство, когда ждать ненастной, а когда теплой погоды, и еще многое, многое другое…
Будьте и вы внимательны к окружающему вас миру: к родной природе и к людям. Ведь все мы дети одной планеты – Земля, все мы братья и сестры на этой Земле, а потому должны жить в мире и согласии. Будем трудолюбивы, бережны, терпеливы, добры и сильны. Всему этому учит народная мудрость – фольклор.
Продолжим знакомство с прекрасным миром устного народного творчества.
- Какие виды устного народного творчества вы знаете? Приведите примеры пословиц поговорок, побасенок, сказок.
- Какие вы знаете считалки?
- Выучим еще одну:
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на дороге,
Сколько нужно гвоздей?
Говори поскорей,
Не задерживай наших людей!
- Пять! ( может быть и другое число.)
- Раз, два, три, четыре, пять… (пятый выходит).
- Как вы думаете, почему все люди любят и берегут все произведения народного творчества? Что он дают человеку?
- Очень красиво и точно написал об этом Владимир Высоцкий:
Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
Чтение понравившихся побасенок.
- Сегодня вы продолжите знакомиться с устным народным творчеством.
- Вам нравится загадывать друг другу загадки? Какие загадки вы помните с дошкольного возраста?
II. Работа над русскими народным загадками.
«Книжкины задания»
1)Работа с методическим блоком учебника на странице с.1 вверху.
-Почитайте задание на голубой планшетке. Загадки вы любите. А кто сможет сейчас загадать по памяти загадку классу?(Дети загадывают и отгадывают загадки.)
2) Самостоятельное чтение загадок на с. 41, 42 учебника.
- Понравились ли вам загадки?
- Какие из них уже знакомы?
3) Соотнесение рисунков – отгадок с загадками (с.43)
- К каждой загадке справа есть отгадка в рисунке. Прочитайте загадку и соедините ее по линии карандашом с рисунком, который соответствует отгадке. ( Эту работу лучше выполнять в паре.)
Поверка выполняется коллективно.
- Как вы соотнесли загадки с рисунками? О предметах на рисунках говориться не прямо, а косвенно: их сравнивают с одушевленными предметами или с предметами, похожими на них в действительности. О смысле слова, значении слова или выражение, которое употреблено не в буквальном, не в прямом значении, говорят, что оно имеет переносное значение. Понимание переносного смысла и значения в загадках помогает их отгадывать. Поэтому загадки надо внимательно слушать. В некоторых загадках есть слова, которые наводят на отгадку, - это подсказки. Например, в загадке «не огонь, а жжется» мы сразу припоминаем все предметы, кроме огня, которые нас обожгут. Вскоре мы догадываемся, что это крапива. Найдите сова с переносным значением в других загадках и подчеркните их.
4) Повторное чтение загадок самостоятельно.
После чтения дети называют слова – подсказки.
Физминутка
Упражнение – игра «Сорока»
- В древние времена народ придумывал много разных игр, которые проводились на ярмарках – праздниках. Давайте и мы сейчас поиграем в игру «сорока»
Дети образуют круг и стоят, взявшись за руки. По считалочке выбирают сороку, она стоит в центре, показывает движения и произносит слова, дети повторяют движения за Сорокой
Дети. Сорока – сорока, где была? (идут по кругу)
Сорока. Далеко. (останавливаются.)
Кашку варила, детушек кормила. (имитируют движения помешивания каши в горшке.)
На порог скакала ( прыжки на правой ноге),
Гостей созывала (прыжки на левой ноге).
Гости услыхали ( прыжки на двух ногах),
Быть обещали ( кланяются).
5) Чтение загадок (с.42.)
Дети читают загадку вслух, дают на нее отгадку. После чтения сверяют свои отгадки с ответами на с. 44.)
Знакомство с литературными загадками ( с.43.)
- Сейчас вы познакомитесь с другим видом загадок. Кто их сочинил, вы узнаете, отгадав, о чем идет речь в стихотворении. Которое я вам прочту (Е.Стюарт. «Писатель».)
Сидит, склонившись над столом,
Он час, и два, и три.
И водит тоненьким пером
До утренней зари.
Совсем простым пером стальным
Он водит по страницам,
Но возникает перед ним
И города, и лица,
И страны, и герои,
И краны новостроек –
Все, что на тысячи дорог
Он встретить и запомнить смог…
И все, что он увидеть смог
На тысячи больших дорог
Им пройденных на свете,
Расскажут строки эти!
Делить свое богатство рад
Он с каждым из ребят. ( Писатель.)
- Ребята, вы познакомились с загадками – произведениями устного народного творчества. Но есть загадки литературные, которые сочиняют писатели и поэты. Послушайте загадку
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (Зебра.)
- Кто отгадал загадку? Кто такие «разлинованные лошадки»?
Как вы думаете, кто сочинил эту загадку? Объясните, почему?
- С чем сравниваются зебры в загадке? (С линиями в школьной тетрадке.)
- Могли люди раньше, когда не было письменности рассуждать подобным образом? Значит эта загадка была сочинена в наше время, у нее есть автор – Самуил Яковливич Маршак.
- Прочитайте задания на синей планшетке. Чьи загадки сейчас будете читать? Попытайтесь найти отличие русских народных сказок от литературных.
1) чтение загадок вслух.
Дети читают загадку и находят предмет на рисунке – отгадке, соединяют линии.
Определение особенностей литературных загадок.
Учащиеся самостоятельно повторяют загадки.
Вопросы после чтения:
- Какие вы сейчас читали загадки? (Литературные.)
- Почему вы так решили? ( Их написал поэт.)
- Кто именно их написал? ( Автор С.Маршак.)
- О каких предметах говориться в загадках?
- Как вы думаете, возможно ли было описание и сравнение этих предметов в прошлом? (Нет, потому что эти предметы не существовали)
- Чем отличаются русские народные загадки от литературных? ( У литературных загадок есть автор, некоторые из них, сочинены для отгадывания современных предметов, которых раньше не было: часы, велосипед, мячик и т.д)
3. Выборочное чтение вслух.
III. Итог урока
- Какие бывают загадки?
- Что понравилось и запомнилось на уроке?
Домашнее задание: прочитать загадки на с.42; нарисовать к ним отгадки. Подготовить другие
загадки к конкурсу
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ