Конспект урока по литературе "Сергей Александрович Есенин. Стихотворение «Пороша»"
Долбунова Елена Владимировна
ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Учитель русского языка
Тема: Сергей Александрович Есенин. Стихотворение «Пороша»
Цель: продолжить знакомство учащихся со своеобразием лирики С. Есенина, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, формирование личностного видения окружающего мира.
Задачи: 1. Изучение стихотворения С. Есенина «Пороша».
2. Учить понимать основное настроение стихотворения.
3. Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном произведении.
4. Обогащать активный словарь учащихся.
5. Совершенствовать выразительность чтения.
6. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.
7. Воспитывать любовь к родине, к родной природе.
8. Заучивание стихотворения наизусть.
Оборудование: 1. Портрет и фотографии поэта С.А. Есенина.
2. Фонограммы песен на стихи С.А. Есенина.
3. Сборник стихотворений поэта.
4. Карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся.
5. Эпиграфы, высказывания о поэте.
6. Картины о зиме.
7. Музыка Вивальди «Зима» (фонограмма).
8. Выставка детских рисунков о зиме.
9. Толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала ХХ века. Имя поэта, одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы, наверняка, знаете. Это – Сергей Есенин. Послушайте о нем стихотворение.
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь – рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
Н. Браун
- Стихи Есенина говорят о великой ценности всего живого на земле. Человек и природа в них – это одно неразрывное целое. Поэт Е. Евтушенко считает эту черту самой главной в поэзии С. Есенина (зачитывается эпиграф к уроку).
Есенин, дай на счастье нежность мне
К березкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему живому на земле,
Что мы с тобой так бесконечно любим.
Е. Евтушенко
II. Краткое сообщение учеников и учителя о жизни С. Есенина.
С.А. Есенин родился в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Там же прошло и его детство. Учился Сергей в Константиновском земском училище, потом в школе, в селе Спас-Клепики. Он стремится к знаниям, культуре, читает произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Л.Н. Толстого.
Живописны были окрестности села Константиново. С высоких прибрежных гор видна извилистая Ока.
Дед Есенина знал наизусть множество народных песен, которые часто пел внуку. Бабушка рассказывала ему сказки. Мать была замечательной песенницей, о ее пении не раз вспоминал Есенин в своих стихах. Многие его ранние стихи записаны в песенном жанре.
В 1912 году семнадцатилетним юношей Есенин приезжает в Москву, где продолжает свое образование, включается в литературно-общественную жизнь. Вся его жизнь отныне посвящена поэзии.
О Родине, о природе, обо всем живом на земле, он писал с большой любовью и нежностью.
Ученики читают стихи С. Есенина.
В самые трудные минуты С. Есенин обращается к матери, как к верному, истинному другу.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Стихи Есенина привлекают романтичностью, стремлением воспеть лучшие человеческие чувства, они предельно искренни и правдивы.
В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, но стихи его не оставляют тягостного впечатления, их согревает вера в душевные силы человека.
То, что успел сделать поэт за свою короткую жизнь, стало ценнейшим духовным достоянием народа.
III. Беседа о зиме.
– Ребята, многие писатели и поэты обращались к теме «Зима». Много прекрасных стихов написано об этом времени года.
Ученики рассказывают стихотворения о зиме.
Беседа по картине.
- Ребята, посмотрите на картину.
- Какое время года здесь изображено? Правильно, зима.
- Назовите зимние месяцы.
- Назовите признаки зимы.
- За что вы любите зиму?
- Назовите зимние забавы.
- Прочитайте и объясните зимние пословицы (записаны на доске).
Пословицы:
1. В зимний холод всякий молод.
2. Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.
3. Будет зима – будет и лето.
- Не только писатели, поэты и художники обращались к зимней тематике, но и композиторы с помощью музыкальных звуков могут передать зимнее настроение. Сейчас мы прослушаем пьесу Вивальди «Зима». Обратите внимание на настроение музыки. Представьте себе зимнюю картину.
(Прослушивание музыки)
- Что вы услышали?
- Смог композитор изобразить зиму?
- Какую картину вы себе представили?
Ученики рассказывают о представленной ими зимней картине.
IV. Объяснение нового материала.
- Сергей Есенин также в свое поэзии обращался к теме «Зима». Послушайте его стихотворение о зиме.
Ученики рассказывают стихи С. Есенина о зиме.
ФИЗМИНУТКА
- У Сергея Есенина есть еще одно стихотворение о зиме. Называется оно «Пороша». Сегодня мы познакомимся с этим стихотворением.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Словарная работа.
- Кто знает, что такое «пороша»?
Пороша – свежий слой снега, выпавший с вечера или ночью.
Чтение стихотворения учителем.
- О чем стихотворение? (о зиме, о лесе).
Чтение стихотворения «по цепочке».
Чтение стихотворения полностью учащимися.
Беседа по вопросам.
- Какую картину представляете вы, читая это стихотворение?
- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению с. 175 в учебнике (всё в снегу).
- Можно назвать лес сказочным, волшебным?
- Какое состояние природы? (сонное)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
(В лесу тихо, как будто всё спит).
- Что околдовало лес? (зима своим дыханием).
- Какие звуки подчеркивают тишину зимнего леса? Найдите в тексте.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
- Как понимаете строчки стихотворения
Слово белою косынкой
Подвязалася сосна
(т.е. сосна вся в снегу).
- С кем сравнивает Есенин сосну? Найдите в тексте (со старушкой).
- С чем сравнивает Есенин снег? Найдите в тексте (с шалью).
- С чем Есенин сравнивает дорогу? Найдите в тексте (с лентой).
Чтение стихотворения учениками.
V. Творческая работа учащихся.
Каждому ученику раздается листок со стихотворением «Пороша», в котором пропущены слова. Ученик читает стихотворение и вставляет пропущенные слова.
VI. Домашнее задание.
Стр. 174 стихотворение С. Есенина «Пороша» наизусть.
VII. Итог урока.
- С каким стихотворением мы познакомились сегодня на уроке?
- Кто автор?
- Что можно сказать о самом поэте Сергее Есенине (наблюдателен, любит природу).
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (нет грусти, задумчивое, любование красотой зимнего леса).
Прослушивание песен на стихи С. Есенина.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ