Конспект урока по литературе "Сергей Александрович Есенин. Стихотворение «Пороша»"

Долбунова Елена Владимировна

ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Учитель русского языка



Тема: Сергей Александрович Есенин. Стихотворение «Пороша»


Цель: продолжить знакомство учащихся со своеобразием лирики С. Есенина, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, формирование личностного видения окружающего мира.


Задачи: 1. Изучение стихотворения С. Есенина «Пороша».

2. Учить понимать основное настроение стихотворения.

3. Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном произведении.

4. Обогащать активный словарь учащихся.

5. Совершенствовать выразительность чтения.

6. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.

7. Воспитывать любовь к родине, к родной природе.

8. Заучивание стихотворения наизусть.


Оборудование: 1. Портрет и фотографии поэта С.А. Есенина.

2. Фонограммы песен на стихи С.А. Есенина.

3. Сборник стихотворений поэта.

4. Карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся.

5. Эпиграфы, высказывания о поэте.

6. Картины о зиме.

7. Музыка Вивальди «Зима» (фонограмма).

8. Выставка детских рисунков о зиме.

9. Толковый словарь С.И. Ожегова.


Ход урока


I. Орг. момент.

- Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала ХХ века. Имя поэта, одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы, наверняка, знаете. Это – Сергей Есенин. Послушайте о нем стихотворение.

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берез и синь – рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – «Сергей Есенин»

Всей России встают черты…

Н. Браун


- Стихи Есенина говорят о великой ценности всего живого на земле. Человек и природа в них – это одно неразрывное целое. Поэт Е. Евтушенко считает эту черту самой главной в поэзии С. Есенина (зачитывается эпиграф к уроку).


Есенин, дай на счастье нежность мне

К березкам и лугам, к зверью и людям

И ко всему живому на земле,

Что мы с тобой так бесконечно любим.

Е. Евтушенко



II. Краткое сообщение учеников и учителя о жизни С. Есенина.

С.А. Есенин родился в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Там же прошло и его детство. Учился Сергей в Константиновском земском училище, потом в школе, в селе Спас-Клепики. Он стремится к знаниям, культуре, читает произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Л.Н. Толстого.

Живописны были окрестности села Константиново. С высоких прибрежных гор видна извилистая Ока.

Дед Есенина знал наизусть множество народных песен, которые часто пел внуку. Бабушка рассказывала ему сказки. Мать была замечательной песенницей, о ее пении не раз вспоминал Есенин в своих стихах. Многие его ранние стихи записаны в песенном жанре.

В 1912 году семнадцатилетним юношей Есенин приезжает в Москву, где продолжает свое образование, включается в литературно-общественную жизнь. Вся его жизнь отныне посвящена поэзии.

О Родине, о природе, обо всем живом на земле, он писал с большой любовью и нежностью.

Ученики читают стихи С. Есенина.


В самые трудные минуты С. Есенин обращается к матери, как к верному, истинному другу.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Стихи Есенина привлекают романтичностью, стремлением воспеть лучшие человеческие чувства, они предельно искренни и правдивы.

В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, но стихи его не оставляют тягостного впечатления, их согревает вера в душевные силы человека.

То, что успел сделать поэт за свою короткую жизнь, стало ценнейшим духовным достоянием народа.



III. Беседа о зиме.

Ребята, многие писатели и поэты обращались к теме «Зима». Много прекрасных стихов написано об этом времени года.

Ученики рассказывают стихотворения о зиме.


Беседа по картине.

- Ребята, посмотрите на картину.

- Какое время года здесь изображено? Правильно, зима.

- Назовите зимние месяцы.

- Назовите признаки зимы.

- За что вы любите зиму?

- Назовите зимние забавы.

- Прочитайте и объясните зимние пословицы (записаны на доске).

Пословицы:

1. В зимний холод всякий молод.

2. Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

3. Будет зима – будет и лето.


- Не только писатели, поэты и художники обращались к зимней тематике, но и композиторы с помощью музыкальных звуков могут передать зимнее настроение. Сейчас мы прослушаем пьесу Вивальди «Зима». Обратите внимание на настроение музыки. Представьте себе зимнюю картину.


(Прослушивание музыки)


- Что вы услышали?

- Смог композитор изобразить зиму?

- Какую картину вы себе представили?


Ученики рассказывают о представленной ими зимней картине.


IV. Объяснение нового материала.

- Сергей Есенин также в свое поэзии обращался к теме «Зима». Послушайте его стихотворение о зиме.

Ученики рассказывают стихи С. Есенина о зиме.


ФИЗМИНУТКА


- У Сергея Есенина есть еще одно стихотворение о зиме. Называется оно «Пороша». Сегодня мы познакомимся с этим стихотворением.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.


Словарная работа.

- Кто знает, что такое «пороша»?

Пороша – свежий слой снега, выпавший с вечера или ночью.

Чтение стихотворения учителем.

- О чем стихотворение? (о зиме, о лесе).


Чтение стихотворения «по цепочке».


Чтение стихотворения полностью учащимися.


Беседа по вопросам.

- Какую картину представляете вы, читая это стихотворение?

- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению с. 175 в учебнике (всё в снегу).

- Можно назвать лес сказочным, волшебным?

- Какое состояние природы? (сонное)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

(В лесу тихо, как будто всё спит).


- Что околдовало лес? (зима своим дыханием).

- Какие звуки подчеркивают тишину зимнего леса? Найдите в тексте.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.


- Как понимаете строчки стихотворения

Слово белою косынкой

Подвязалася сосна

(т.е. сосна вся в снегу).


- С кем сравнивает Есенин сосну? Найдите в тексте (со старушкой).

- С чем сравнивает Есенин снег? Найдите в тексте (с шалью).

- С чем Есенин сравнивает дорогу? Найдите в тексте (с лентой).


Чтение стихотворения учениками.


V. Творческая работа учащихся.

Каждому ученику раздается листок со стихотворением «Пороша», в котором пропущены слова. Ученик читает стихотворение и вставляет пропущенные слова.


VI. Домашнее задание.

Стр. 174 стихотворение С. Есенина «Пороша» наизусть.




VII. Итог урока.

- С каким стихотворением мы познакомились сегодня на уроке?

- Кто автор?

- Что можно сказать о самом поэте Сергее Есенине (наблюдателен, любит природу).

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (нет грусти, задумчивое, любование красотой зимнего леса).


Прослушивание песен на стихи С. Есенина.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ