Конспект урока по Литературе "Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско»"
Тема урока: Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско».
Цели урока: I. Обучающие:
1) рефлексивная – формировать умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
2) поисковая – формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи;
3) менеджерская – формировать умение планировать деятельность, время, ресурсы;
4) коммуникативная – формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, находить компромисс;
5) презентационная – развивать навыки монологической речи, умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
6) научно – практическая – совершенствовать навыки анализа литературного явления, умения отбирать главное, систематизировать явления, объединенные одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации.
II. Развивающие:
1) развивать ассоциативное мышление;
2) активизировать творческую деятельность;
3) развивать навыки работы в группе.
III. Воспитательные:
1) воспитывать эстетический вкус;
2) воспитывать интерес к изучению творчества И. А. Бунина;
3) воспитывать толерантность (терпимость), умение выслушать другого и понять его точку зрения;
4) воспитывать нравственность и гуманизм.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Ведущая педагогическая технология: проектная деятельность.
Методы проектирования:
метод аналогии;
метод ассоциации;
метод неологии (использование чужих идей с обязательным изменением прототипа);
метод антропотехники (привязка свойств проектируемого объекта к удобству заказчика).
Оборудование: три компьютера с колонками, экран, проектор, портрет И. А. Бунина, плакаты с цитатами, три папки с рабочими материалами, литературоведческие словари, текст рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско», макеты словарей (брошюра, буклет, презентация).
Технологическая карта проекта
по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско»
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1- погружение в проблему
Формулирует:
проблему проекта
сюжетную ситуацию
цель и задачи
Осуществляют:
личностное присвоение проблемы
вживание в ситуацию
принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи
2 - организация деятельности (планирование)
Предлагает:
спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)
при организации групповой работы - распределить амплуа и обязанности в группах
возможные формы представления результатов проекта
Осуществляют:
планирование работы
разбивку на группы и распределение ролей в группе
выбор формы и способа представления информации
3 - осуществление деятельности (поиск)
Не участвует, но:
консультирует по необходимости учащихся
ненавязчиво контролирует
ориентирует в поле необходимой информации
Работают активно и самостоятельно:
по поиску, сбору и структурированию необходимой информации
консультируются по необходимости
4 – осуществление деятельности (продукт)
Не участвует, но:
консультирует по изготовлению и презентации продукта проектной деятельности
Работают активно и самостоятельно:
подготавливают продукт и презентацию результатов
5- презентация, самоанализ и самооценка результатов
Принимает итоговый отчет:
обобщает и резюмирует полученные результаты
подводит итоги обучения
Оценивает
глубину проникновения в проблему;
привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
эстетику оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов
Демонстрируют:
понимание проблемы, цели и задачи
умение планировать и осуществлять работу
найденный способ решения проблемы
Осуществляют
рефлексию деятельности и результатов
взаимооценку деятельности и ее результативности
Ход урока
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.
Бернард Шоу
I этап. Погружение в проблему.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель. Накануне, проверяя ваши сочинения по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско», я прочитала в одном из них следующее: «Я не понял, о чем рассказ. Более того, я вообще не прочитал его до конца. Почему? Скучно! Непонятно! Для чего Бунин вдруг рассказывает о каких – то людях с волынками? Какое отношение к сюжету имеет старый рыбак Лоренцо? И где же символы? Пароход? Почему символ? Просто обычный пароход…»
Вот такое сочинение. Получается, что даже после анализа рассказа не все смогли увидеть в нем образы – символы и понять их значение. Получается, что проблема, которую, казалось, мы решили на прошлом уроке, кое для кого, увы, так и осталась нерешенной.
В связи с этим предлагаю еще раз обратиться к теме «Символы в рассказе «Господин из Сан – Франциско» с тем, чтобы попытаться как – то помочь автору сочинения.
Как по – вашему, эта проблема решаема?
Учитель. Согласна. Идея интересная. предлагаю реализовать ее через практико – ориентированный проект. Во – первых, есть социально значимая проблема. Во – вторых, есть реальный заказчик, ваш одноклассник. В – третьих, есть желание решить проблему, т.е. выполнить заказ.
Обсудим цель и сформулируем задачи.
Учащиеся.
В учебнике на странице 138 есть задание № 5, в котором авторы предлагают составить словарик символических образов в рассказе и объяснить их. А что если попробовать составить такой словарь. Тем более мы уже на прошлом уроке собрали наиболее значимые символы и дали им толкование.
Ученик.
Цель проекта: создать учебное пособие, необходимое для более глубокого осмысления значения символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Задачи:
-собрать и систематизировать символы, использованные писателем в рассказе;
- изучить структуру литературоведческого словаря;
- выбрать форму словаря;
- издать словарь;
- апробировать в практической деятельности.
II этап. Организация деятельности (планирование).
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель. Определимся с формой словаря.
Учитель. Вижу – мнения разделились. Предлагаю разбиться на группы по убеждениям. И раз вы сами определили время, за 15 минут издать три словаря.
Но есть одно условие: словарь должен полностью отвечать всем требованиям: обложка, аннотация, статья «От авторов», слова расположены в алфавитном порядке, каждое слово имеет словарную статью. И еще, хотелось бы, чтобы в статье «От автора» прозвучала мысль о роли символов в рассказе «Господин из Сан – Франциско».
Времени у нас мало, поэтому предлагаю помощь: в папках, которые вы сейчас получите, есть много полезного материала. Если вы сумеете им воспользоваться, то с поставленными задачами справитесь быстрее. Кроме того, каждая группа получит технологическую карту (алгоритм). Не отклоняйтесь от намеченного маршрута, и поставленная цель будет достигнута.
Ученик 1. Думаю, не надо изобретать велосипед. Давайте сделаем словарь в форме брошюры. Понятно, как пользоваться, привычно.
Ученик 2. Лучше в форме буклета: можно использовать как закладку. Читаешь рассказ и сразу смотришь в словарь.
Ученик 3. А если я, к примеру, буду читать рассказ не по книге, а в Интернете? Нет, лучше веб – сайт или мультимедийная презентация. Веб – сайт долго делать. Презентацию можно сделать за 15 минут.
Учащиеся самостоятельно распределяют функции в группе, составляют план работы, работают с раздаточным материалом.
*** Работа со слабыми учащимися. Учитель. Пока проектные группы заняты делом, предлагаю вам самостоятельно поработать над тестом. Тест первого уровня сложности, с выбором правильного ответа. На выполнение теста – 15 минут. (Приложение 1.)
III этап. Осуществление деятельности (поиск).
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель консультирует. Контролирует время.
Учащиеся самостоятельно выбирают макет будущего словаря, пишут аннотацию, статью «От автора», систематизируют в алфавитном порядке и по значимости образы – символы, работают в программах Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher.
IV этап. Осуществление деятельности (продукт).
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель консультирует. Контролирует время.
Учащиеся самостоятельно обсуждают макет, составляют текст презентации, вычитывают словарь.
*** Работа со слабыми учащимися. Предлагаю вам самостоятельно проверить правильность выполнения теста с помощью ключа и самостоятельно оценить результат.
V этап. Презентация, самоанализ и самооценка результатов.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель. Время истекло. Наступил момент, когда вы должны представить заказчику и широкой общественности результаты вашей совместной деятельности. Итак, условия. Во – первых, постарайтесь доказать, что выбранная вами форма словаря самая удобная и актуальная. Во – вторых, ознакомьте публику с содержанием словаря, ведь чтобы оценить ваш продукт, необходимо рассмотреть его с разных сторон.
Перед презентацией учитель раздает учащимся карточки с критериями оценки (по три каждой группе).
Уважаемая публика, будьте внимательны и постарайтесь объективно оценить каждый словарь.
Группа «Бригада».
I. Обоснование формы словаря.
Творческое название раздела, над которым мы работали «Словарь – брошюра». Изучив имеющиеся в библиотеке литературоведческие словари и обсудив предложенные формы, структуру и содержание, пришли к выводам:
1. Словарь – это книга. Форма традиционная, привычная, всем известно, как таким словарем пользоваться.
2. Имеющийся материал решили использовать для издания брошюры, так как брошюра – это тоже небольшая книга в мягком переплете.
3. Словарь, изданный нами, имеет все необходимые структурные части: обложку, аннотацию, статью «От авторов». Слова расположены в алфавитном порядке. Для каждого слова написана словарная статья.
С практической точки зрения наш словарь удобен тем, что он всегда может находиться в библиотеке или в банке проектов по литературе. Перед изучением рассказа учитель может порекомендовать учащимся воспользоваться им.
Словарь не велик по формату, прост в обращении.
Пользуйтесь нашим словарем и читать рассказ Вам будет не только легко, но и интересно.
II. Чтение словаря.
Группа «АБВГДешки».
I. Обоснование формы словаря.
Творческое название раздела, над которым мы работали, - «Словарь – буклет».
Буклет – это не книга, но мы считаем, что для ученика 11 класса такая форма словаря символов наиболее приемлема, так как:
во – первых, в буклете также можно разместить все структурные части словаря, что мы и сделали;
во – вторых, по размеру буклет меньше брошюры и может быть использован как закладка в книге;
в – третьих, такой словарь – закладку не нужно специально брать в библиотеке. Мы предлагаем растиражировать издание и вложить в сборник рассказов И. А. Бунина. Таким образом, взяв книгу в библиотеке, вы сразу получите словарь символов. Читая произведение, вы сможете использовать буклет и как словарь и как закладку одновременно.
Пользуйтесь нашим словарем и постигайте глубокий смысл бунинского шедевра.
II. Чтение словаря.
Группа «Соседи».
I. Обоснование формы словаря.
Мы уважаем традиции, ценим удобство и рациональность, но убеждены, что словарь – компьютерная презентация наиболее актуален среди наших сверстников.
Во – первых, презентация позволяет разместить все структурные элементы словаря в полном объеме на слайдах.
Во – вторых, на бумажных носителях информацию можно разместить только в письменном виде, подкрепив её, по возможности, иллюстративным материалом, а компьютерная программа POWER POINT даёт более широкие возможности: это фон, цвет, звук, анимация. Например: (демонстрируется слайд «АТЛАНТИДА»). Как видите, восприятие задействовано сразу на всех уровнях: визуальном, аудио, мыслительном.
И наконец, более доступной формы нет. Разместив словарь – презентацию на школьном сайте, мы откроем секреты бунинских символов всем заинтересованным читателям, пользователям Интернет. Уверены: знакомство с рассказом «Господин из Сан – Франциско» вполне может начаться не с истории создания, не с текста произведения, а именно с иллюстрированного словаря символов.
Надеемся, что любой, кто прочитает наш электронный словарь, захочет подробнее познакомиться с творчеством великого мастера.
Адрес сайта МОУ Красненская СОШ:
II. Чтение словаря.
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Название продукта проектной деятельности
Критерии оценки
2 балла
1 балл
0 баллов
Самостоятельность работы над проектом
Актуальность и значимость формы продукта
Полнота раскрытия темы
Оригинальность решения проблемы
Артистизм и выразительность выступления
Как раскрыто содержание проекта в презентации
Использование средств наглядности, информационных технологий
Ответы на вопросы
16 баллов – «5»
от 10 до 15 баллов – «4»
от 6 до 8 баллов – «3»
Заключительный этап. Рефлексия.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель. Предлагаю подвести итоги нашей совместной деятельности.
Итак, что же такое символ в художественной литературе?
О чем с помощью символов говорит И. А. Бунин в рассказе «Господин из Сан – Франциско»?
Учитель. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто так и не понял, для чего же И. А. Бунин использовал символы в рассказе «Господин из Сан – Франциско».
Я рада, что таких среди вас наконец не оказалось. Прав был Б. Шоу, английский писатель первой половины ХХ века, утверждавший: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Сегодня в процессе совместной деятельности мы решили проблему, проявили внимание к человеку, постарались ему помочь. А помогая другому, обогатились новыми знаниями сами.
Надеюсь, путешествие по океану знаний доставило вам удовольствие. Впрочем, сейчас узнаем.
Перед вами карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник. Разместите (нарисуйте) свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние после проделанной работы.
Учитель предлагает объяснить свой выбор.
Учащиеся. Символ в художественной литературе – это знак, образ, содержащий в себе множество значений, выражающий настроение автора.
Учащиеся.
И. А. Бунин говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.
И. А. Бунин говорит о добре и зле, о праведничестве, грехе и страшном суде.
И. А. Бунин говорит о счастье. Не в деньгах счастье. Ведь счастливо не семейство Господина, не фальшивая пара влюбленных, а абруццские горцы и старый рыбак Лоренцо. У них нет миллионов, но они часть мира, благословенного Богом.
Учащиеся рисуют кораблики.
Домашнее задание.
Участники проекта: оформить портфолио.
«Инкогнито»: написать сочинение о роли символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско».
Приложение 1.
Тест
И. А. Бунин. «Господин из Сан – Франциско»
Внимательно прочитайте задание. Подумайте, отметьте правильный ответ знаком «+».
А 1. Автор произведения «Господин из Сан – Франциско - …
а) А. И. Куприн
б) Л. Н. Андреев
в) М. Горький
г) И. А. Бунин
д) А. А. Блок
А 2. По жанру произведение «Господин из Сан – Франциско» - …
а) роман
б) повесть
в) рассказ
г) поэма
д) пьеса
А 3. Главный герой произведения
а) «… рыжий человек чудовищной величины и грузности, похожий … на огромного идола…»
б) «… был совсем не хорош собой и странен, - очки, котелок, английское пальто, … волосы редких усов точно конские, смуглая тонкая кожа точно натянута … и как будто слегка лакирована…»
в) «… стоя перед зеркалом, смочил и прибрал … остатки жемчужных волос вокруг смугло – желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело … кремовое шелковое трико, а на сухие ноги … - черные..носки»
г) «… был громаден, как утес…»
д) «…высокий старик…, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии».
А 4. Имя главного героя
а) Лоренцо
б) Тиверий
в) лишен имени
г) Джузеппе
д) Луиджи
А 5. Образ в литературе – это…
а) вид, облик
б) живое наглядное представление о ком – либо
в) обобщенное художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного, индивидуального явления
г) порядок, направление чего – либо, способ
д) то же, что икона
А 6. Символ в литературе – это…
а) предмет
б) действие
в) условный знак
г) словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений, выражающий настроение автора
д) «зов другой души»
А 7. Сколько символов в произведении «Господин из Сан – Франциско»
а) 1
б) 2
в) 3
г) более 7
д) менее 7
А 8. Символы в произведении «Господин из Сан – Франциско» необходимы…
а) для «сатирического разоблачения» буржуазного миропорядка
б) для создания внешней красоты текста
в) для создания картины сложного и драматического взаимодействия социального и природно – космического в человеческой жизни
г) для выражения мысли о близорукости людских претензий на господство в этом мире
д) для обличения фальши современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством и наслаждениями
А 9. Художественное своеобразие произведения заключается…
а) в переплетении лирического и эпического начал
б) в кольцевом характере композиции
в) в линейной последовательности событий сюжета
г) в предельной открытости времени и пространству
д) в предельной детализации
А 10. В каком году появилось в печати произведение «Господин из Сан – Франциско»?
а) 1914
б) 1915
в) 1916
г) 1917
д) 1918
Часть С
Прочитайте высказывание М. Горького о значении творчества И. А. Бунина в русской литературе. Напишите небольшое сочинение – рассуждение.
С 1. Как вы понимаете высказывание М. Горького: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».
Бланк ответов
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
С1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк ответов
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
С1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ.
А1 г
А2 в
А3 в
А4 в
А5 в
А6 г
А7 г
А8 в
А9 а
А10 б
Критерии оценки.
«5» - 10 баллов
«4» - 9 баллов
«3»- 8 баллов
«2» - от 0 до 7 баллов.
Ключ.
А1 г
А2 в
А3 в
А4 в
А5 в
А6 г
А7 г
А8 в
А9 а
А10 б
Критерии оценки.
«5» - 10 баллов
«4» - 9 баллов
«3»- 8 баллов
«2» - от 0 до 7 баллов.
Ключ.
А1 г
А2 в
А3 в
А4 в
А5 в
А6 г
А7 г
А8 в
А9 а
А10 б
Критерии оценки.
«5» - 10 баллов
«4» - 9 баллов
«3»- 8 баллов
«2» - от 0 до 7 баллов.
Ключ.
А1 г
А2 в
А3 в
А4 в
А5 в
А6 г
А7 г
А8 в
А9 а
А10 б
Критерии оценки.
«5» - 10 баллов
«4» - 9 баллов
«3»- 8 баллов
«2» - от 0 до 7 баллов.
Ключ.
А1 г
А2 в
А3 в
А4 в
А5 в
А6 г
А7 г
А8 в
А9 а
А10 б
Критерии оценки.
«5» - 10 баллов
«4» - 9 баллов
«3»- 8 баллов
«2» - от 0 до 7 баллов.
Ключ.
А1 г
А2 в
А3 в
А4 в
А5 в
А6 г
А7 г
А8 в
А9 а
А10 б
Критерии оценки.
«5» - 10 баллов
«4» - 9 баллов
«3»- 8 баллов
«2» - от 0 до 7 баллов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ