Конспект урока по Литературе "Сказка о потерянном времени" 4 класс
Обоянская коррекционная школа-интернат
Открытый урок
по чтению в 4 классе
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Лубенцева Н.В.
Цель урока: обеспечить понимание смысла сказки, осознание последствий
потерянного времени из опыта обучающихся в отношении понятия времени.
Задачи:
1. Образовательные:
создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в группе.
2. Развивающие:
развитие устной связной речи обучающихся, умения анализировать художественное произведение, давать героям оценку, воссоздавать прочитанное, раскрывать причинно- следственные связи; развитие коммуникативных навыков обучающихся через групповую форму работы.
3. Воспитательные:
создать условия для привлечения внимания обучающихся к главной идее сказки: цена времени. Воспитание трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
Планируемый результат: понимание смысла художественного произведения.
Понятия: часы-ходики.
Ресурсы: макет часов, карточки с пословицами, карточки с заданиями,
иллюстрации к сказке, портрет писателя, учебники.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый,
самостоятельная работа.
Педагогические технологии:
• элементы игровой технологии;
• здоровьесберегающие.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять
Учитесь тайны открывать.
Ответы полные давать,
Сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать
Наш урок необычен. У нас много гостей.
- А как встречают гостей?
Давайте улыбнёмся им,
и будем дружно работать.
II. Актуализация знаний.
Подумайте, о чем идет речь в загадке?
Оно длиннее всего на свете – и короче.
Быстрее всего – и медленнее.
Его больше всего ценят.
Но больше всего сожалеют о его отсутствии.
Без него ничего не может быть сделано. Что это? (Время)
Учитель: Время – это главная ценность человека. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца
“Сказка о потерянном времени”. (фото автора и название).
- Фантазия Е.Л.Шварца была неистощима, а он сам был великим тружеником. Писатель всегда старался не тратить времени попусту, как это неосторожно сделали в сказке ленивые школьники.
Учитель: А теперь вспомним, как начиналась вся эта история.
Кто были героями сказки?
Дети: Главный герой сказки – Петя Зубов – ученик третьего класса и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица третьего класса, ученик второго класса Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька Соколова.
Какое же несчастье их объединило?
Дети: “Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – стариками”.
(Вбегает Петя Зубов - старичок с часами).
Петя: - Ребята, меня никто не узнаёт ни в школе, ни дома. А вы-то хоть узнали?
(Петя Зубов).
- Вы слышали, какая беда со мной случилась?
(Злые волшебники украли молодость).
(Петя плачет).
Учитель: - Петя, не плачь. Мы тебе сможем помочь?
Петя: - Да, вот волшебные часы, если вы быстро выполните все задания, на которые они покажут, я смогу найти своих друзей по несчастью и превратиться обратно в мальчика.
Учитель: - Ребята, поможем Пете? (Да).
Петя: - Спасибо. Ребята, приступайте немедленно к делу, и я тоже не буду терять времени - пойду искать заколдованных детей.
III Проверка домашнего чтения
Мы тоже не будем терять время и проверим домашнее задание
1 задание
Прежде всего выполним речевую разминку.
контроль дыхания: вдох через нос, выдох через рот
упражнение «хоботок – улыбка»
чтение слогов: птку, птки, птка, пткы, пткэ, птко (беззвучно, шёпотом, громко)
Произнести с заданной интонацией скороговорку
Время спросило у времени, сколько времени у времени, а время ответило, что у времени столько времени сколько времени
2 задание:
- Почему дети превратились в молодых старичков?
(Всюду опаздывали, от всех отставали).
- Найдите доказательства в тексте.
(с. 19 "Жил - был мальчик:" до "И вот однажды:").
3 задание
Учитель.
- Найдите и прочитайте: о какой тайне узнал Петя? (от «Не мальчики и не девочки».. до «малыми ребятами») стр. 22-23
- Как вы думаете, почему Е.Л. Шварц называет волшебников злыми?
Ученики. Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. Попросту они время украли.
4 задание
- По каким приметам Петя находил собратьев по несчастью?
Чтобы узнать это проведем игру "Да - нет".
- Я буду вам говорить: - если вы согласны с моими утверждениями, то берётесь за руки и поднимаете их вверх, если нет, сидите тихо.
Итак, начнём.
- Старушка сидит на скамейке и болтает ногами. (Да).
- Кого из девочек Петя нашёл таким образом? (Марусю Поспелову).
- Старушка идёт с большой корзиной. (Нет, это была не школьница).
- Старик прицепился к трамваю. (Да).
- Кто это был? (Зайцев Вася).
- Старик несёт ведро и кисть. (Нет).
- Старик посыпает тротуар песком. (Нет).
- Старушка играет в классики на одной ножке. (Да).
- Кто эта старушка? (Соколова Надя).
- Молодцы, вы хорошо знаете сказку.
5 задание.
- Как и в любом произведении есть самый напряжённый момент. Давайте перескажем этот момент (с.26 "Заблудились они:" до "И совсем пропали").
6 задание Физминутка
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем,
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
IV. Постановка проблемы.
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос
- Как же надо жить, чтобы не терять времени зря? (Вопрос на доске)
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся в поступках героев, дадим им характеристику, поработаем с пословицами, составим картинный план сказки
V. Работа по теме
Сейчас вы разделитесь на 3 группы:
На столе лежат листы с заданиями и вопросами для каждой группы
Задания для 1 группы (карточки желтые)
7 задание.
Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?
Ученики. (С. 21« Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… Никому не нужен… Даже пенсии не дадут, ведь я всего три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. »)
Вывод: главное, ничему не успел научиться.
8 задание.
Прочитай. Отберите 5 карточек с самыми важными действиями, направленными на достижение поставленной цели.
- быть настойчивым
- быть решительным
- не расстраиваться при неудаче, ошибке
- не торопиться
- не ждать быстрого результата
- верить в успех
- верить в то, что всему можно научиться
- поддерживать друзей в трудную минуту
- не унывать
- не сдаваться
- не пасовать перед неудачей или трудностями
- не стесняться попросить помощи
- не бросать начатое дело
Задания для второй группы (зеленые)
9 задание.
-Найдите в учебнике и ответьте, как характеризуют детей, которых они превратили в старичков?
Ученики. – Да куда им! стр. 24
Вывод: лентяи ничего не умеют и не знают, всегда опаздывают
10 задание
Герои-школьники и герои-волшебники. Какие качества человека присущи им?
Выберите и разложите карточки в две группы.
(На партах учителем заранее приготовлен раздаточный материал:
Школьники Волшебники
Испуганные, злые, ленивые, себялюбивые, дружные, завистливые, смелые, хмурые, трудолюбивые).
- Прочитайте качества, присущие детям.
- Прочитайте качества, характеризующие волшебников.
Почему?
Вывод: дети исправились – научились ценить время, нужно менять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.
Задания для 3 группы (синие)
11 задание
Выберите подходящие к уроку пословицы. (3-4пословицы).
Что объединяет эти пословицы.
- Делу время – потехе час.
- Поспешишь, да людей насмешишь.
- На хотенье - есть терпенье.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Час упустишь, годом не наверстаешь.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Сделал дело, гуляй смело.
Вывод: они о том, что дело необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела время потраченное зря.
12 задание.
Подберите картинки таким образом, чтобы они соответствовали плану сказки
1. Петя Зубок - старичок
2. Волшебники за столом
3. Поиски детей – старичков
4. Обратное превращение
Каждая группа по очереди выполняет задания.
Когда стрелки сходятся в цифре 12, обычно происходит какое- то чудо. Как во многих сказках, в нашей тоже должно произойти чудо...
(Вбегает в класс Петя Зубов-мальчик).
- Ребята, вы помогли мне и моим друзьям снова стать детьми. Спасибо вам. Теперь я понял, что время- это жизнь, а жизнь дана на добрые дела.
Ведут часы секундам счёт
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт...
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
-А теперь мне пора; я спешу к своим друзьям в родную школу. Цените своё время, не теряйте его попусту.
VI. Рефлексия деятельности на уроке.
Ребята, как вы думаете, мы ответили на вопрос (вопрос на доске). (Да)
- Так как же надо жить, чтобы не терять времени? (ценить время, не откладывать дела на потом, что время- это жизнь, а жизнь дана на добрые дела, менять характер к лучшему.
Учитель. В каком предложении заключается главная мысль сказки?
Процитируйте.
Ученики. «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»
Учитель. - Какой же вывод вы сделали для себя после чтения сказки Е.Л. Шварца?
- Не надо терять понапрасну время.
VII. Домашнее задание
1. Выполните тест по сказке
VIII. Фиксация интереса к уроку
Учитель.- А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему?
Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор. Ученики. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное)
Учитель.- Спасибо за урок, ребята.
Задания для 1 группы
(карточки желтые)
1 задание
Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?
2 задание.
Прочитай. Отберите 5 карточек с самыми важными действиями, направленными на достижение поставленной цели.
- не расстраиваться при неудаче, ошибке
- не ждать быстрого результата
- поддерживать друзей в трудную минуту
- не пасовать перед неудачей или трудностями
- не стесняться попросить помощи
- верить в успех
- не унывать
- не сдаваться
- быть настойчивым
- не бросать начатое дело
- верить в то, что всему можно научиться
Задания для второй группы
(карточки зеленые)
1 задание.
-Найдите в учебнике и ответьте, как характеризуют волшебники детей, которых они превратили в старичков?
2 задание
Герои-школьники и герои-волшебники. Какие качества человека подходят им?
Выберите и разложите карточки в две группы.
(На партах учителем заранее приготовлен раздаточный материал:
Школьники Волшебники
Испуганные, злые, ленивые, дружные, завистливые, смелые, хмурые, трудолюбивые).
Задания для 3 группы
(карточки синие)
1 задание
Выберите подходящие к уроку пословицы.
(3-4 пословицы).
Что объединяет эти пословицы.
- Делу время – потехе час.
- Поспешишь, да людей насмешишь.
- На хотенье - есть терпенье.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Час упустишь, годом не наверстаешь.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Сделал дело, гуляй смело.
2 задание.
Подберите картинки таким образом, чтобы они соответствовали плану сказки:
1. Петя Зубов превратился в старичка
2. В домике злых волшебников
3. Поиски детей – старичков
4. Волшебные ходики делают чудо
Приложение 2.
Тест по сказке Евгения Львовича Шварца
«Сказка о потерянном времени»
1.Как звали гардеробщицу в школьной раздевалке?
а) Арина Родионовна
б) бабушка Катя
в) тетя Наташа
2. Как звали главного героя сказки?
а) Витя Малеев
б) Петя Зубов
в) Волька Костыльков
3. Кто жил в лесном домике?
а) злые волшебники
б) баба Яга
в) мышка – норушка
4. Главного злого волшебника звали…
а) Пантелей Захарович
б) Сергей Владимирович
в) Капитон Евстигнеевич
5. Для чего надо повернуть стрелку ходиков в старой избушке?
а) чтобы завести часы
б) чтобы бал дольше продолжался
в) чтобы дети снова стали детьми
6. На сколько кругов надо повернуть стрелки часов?
а) 12 б) 77 в) 7
7. Сколько ребят заколдовали злые волшебники?
а) 8 б) 4 в) 2
8. На чем висел старичок – заколдованный мальчик?
а) «на сосиске»
б) «на колбасе»
в) «на котлете»
9. Что делали волшебники в 12 часов ночи?
а) считали деньги
б) спали
в) считали потерянное время
10. Что случилось со злыми волшебниками с последним поворотом стрелок?
а) превратились в стариков
б) исчезли
в) превратились в младенцев
Приложение 3.
План.
1. Петя превратился в старика.
– Ничему не успел научиться.
2. В домике злых волшебников
– Время волшебники украли у ребят.
3. На поиски « старых» детей.
– Как шли поиски?
– Чего раньше Петя не замечал?
– По каким признакам искал Петя стариков-
школьников?
4. Беспокойная дорога к домику волшебников.–
Заветные ходики делают чудо.
– В каком предложении заключается главная мысль сказки?
Евгений Львович Шварц
Слоги
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ