Конспект урока по Литературе «Содружество искусств»
Урок словесности
Тема «Содружество искусств»
(произведения скульптуры в лирике Пушкина)
Цель: - продолжить знакомство обучающихся с отношением А.С.Пушкина к
- пластическим видам искусства (живописи, скульптуре);
- рассмотреть отражение в поэзии А.Пушкина произведений
скульптуры;
- формировать языковую и культуроведческую компетенции
обучающихся;
- способствовать патриотическому и эстетическому воспитанию.
Оборудование: презентация «Скульптуры» (приложение 1),
тексты стихотворений Пушкина, листки со словарной работой
(приложение 2).
План урока (на доске)
1. «В лице и в жизни арлекин».
2. «Урну с водой уронив …»
3. «Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую».
4. «Юноша трижды шагнул…»
5. «Юноша, полный красы…»
Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, защищая её!
Н.Рубцов
Ход урока
Вступительное слово учителя.
«Роняет лес багряный свой убор…»
И вновь в этот традиционный день октября мы встречаемся на Пушкинском уроке, посвященном в этом году двухсотлетию Царскосельского Лицея.
Пушкина как ценителя высокого искусства волновала не только живопись.
Вопрос классу: какие примеры пушкинского отклика на шедевры живописи вы знаете?
Ответ: К.Брюллов «Последний день Помпеи» - А.Пушкин «Везувий зев открыл»; Джордж Доу «Портрет Барклая де Толли» - А.Пушкин «Полководец».
Но и скульптура, архитектура не остались без внимания великого поэта. В его богатом воображении мрамор, гипс, камень становились живым материалом, изумляли его пластикой движения. А.Пушкин размышлял: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку».
Приложение «Скульптуры» слайд 2 «Бюст Александра I Б.Торвальдсена»
Сравним мраморный бюст императора Александра I работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена и стихотворение А.Пушкина «К бюсту завоевателя» (1829) (тексты стихотворения на партах).
Вопросу классу: обратите внимание на выражение лица императора, найдите противоречивость в нем?
Ответ: противоречие содержится в изображении глаз – рта, верх лица – его низ.
Торвальдсен, работая над бюстом известного человека, удивлялся странному разделению лица, впрочем прекрасного, - верх нахмуренный, грозный, низ – выражающий всегдашнюю улыбку. Это не нравилось скульптору.
Чтение стихотворения «К бюсту завоевателя» (1829)
Вопрос классу: как в стихотворении Пушкин подчеркивает двуликость императора («двуязычность»)?
Ответ: антитеза (противопоставление) низ – верх, уста – чело.
Вопрос классу: найдите слова с негативной оценкой?
Ответ: «хладный лоск чела», «лик двуязычен», «противочувствие», «арлекин».
Вывод: Сходна ли оценка личности «властелина» в мраморе и слове?
Приложение «Скульптуры» слайд 3 «Молочница и кувшин»
Современники Пушкина вспоминали о том, что в 1831 году, с мая по октябрь, поэт с женой жили в Царском Селе, поблизости от Лицея, часто прогуливались по аллеям парка. Александр Сергеевич с увлечением рассказывал Наталье Николаевне о дворцах, памятниках и, конечно, подводил к статуе скульптора Соколова «Молочница и кувшин», которая изображала девушку над разбитым кувшином, из которого льется неиссякаемый источник.
Этой статуе Пушкин посвятил четверостишие, написанное по воспоминаниям еще в Болдине.
Чтение стихотворения «Урну с водой уронив…» (1830)(подготовленный ученик)
Стихотворение написано в духе античной лирики, гекзаметром.
Понятие «гекзаметра» на доске.
Вопрос классу: какова роль устаревших слов?
Ответ: они придают высокое, торжественное звучание.
Вопрос классу: обратите внимание на лексику последней строки?
Ответ: намеренная тавтология (вечной – вечно), этим Пушкин хотел показать бесконечность жизни.
Вопрос классу: найдите восклицательное предложение? Что подчеркнуто этим предложением, в чем «Чудо!»?
Ответ: чудо в том, что простой, частный жизненный случай возведен в художественный образ и сохранен навек для людей.
Приложение «Скульптуры» слайд 4 «Статуи Кутузова и Барклая де Толли Б.Орловского»
В 1836 году Пушкин посетил мастерскую скульптора Б.Орловского, где он увидел модели статуй великих полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Тогда и родилось знаменитое стихотворение «Художнику».
Чтение стихотворения «Художнику» (1836)
Вопрос классу: из скольких частей состоит стихотворение? (из двух)
Ответ: I часть стихотворения: античные герои.
II часть стихотворения: рождение национального, русского
искусства.
Вопрос классу: союз НО – причина грусти. В чем она?
Ответ: «Со мной доброго Дельвига нет».
Сообщение об Антоне Дельвиге (опережающее задание ученику)
Приложение «Скульптуры» слайд 5 «Портрет Дельвига»
Барон Антон Дельвиг (1798-1831) – один из ближайших лицейских друзей Пушкина. Был склонен к русской словесности и истории. В нем отмечалась рассеянность и леность. Дельвиг и сам поддерживал свою репутацию увальня – лентяя:
Я благородности труда
Еще, мой друг, не постигаю.
Лениться, говорят, беда:
А я в беде сей утопаю.
И только самые близкие друзья знали, как много в поведении Дельвига маскировки. Для них было совершенно естественным, что «ленивец сонный», далеко не лучший ученик Лицея, становится прекрасным поэтом, одним из ведущих российских издателей.
Именно Дельвиг написал гимн Лицея (1817), который знали все, кому в разные годы довелось учиться в этом заведении:
Шесть лет промчалось как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Как издателю «Литературной газеты» Антону Дельвигу часто приходилось выдерживать нападки и недовольства Цензурного комитета во главе с шефом жандармов графом Бенкендорфом. Это изматывало, отбирало силы. И однажды после очередного разноса Дельвиг слег в приступе нервной лихорадки, осложнившейся воспалением легких. 14 января 1831 года Дельвига не стало. Пушкин глубоко переживал смерть друга.
Дельвиг – большой любитель и знаток искусства. Он часто водил Александра Сергеевича по выставкам и мастерским художников. И теперь, когда его не стало, Пушкин с грустью вспоминает о нем, находясь в мастерской Орловского.
Вопрос классу: каким чувством проникнуто стихотворение: в чем радость и о чем грустит поэт?
Ответ: гордость поэта за рождающееся русское национальное искусство. Грусть – потеря друга.
Приложение «Скульптуры» слайд 6 «Парень, играющий в бабки»
Живо интересуясь работами молодых художников, Пушкин часто посещал выставки в Академии художеств. Однажды, осенью 1836 года, поэт, шагая по залам, остановился возле скульптуры Пименова «Парень, играющий в бабки». Пушкин воскликнул: «Слава Богу, наконец и скульптура в России появилась народная!» Статуя произвела на него такое впечатление, что он достал записную книжку и быстро написал в ней карандашом четверостишие, затем вырвал листок с написанным и отдал стоявшему рядом скульптору, тот, смущаясь, прочел.
Чтение стихотворения «На статую играющего в бабки» (1836)
Вопрос классу: обратите внимание на морфологию: какие части речи наиболее часто употребляются?
Ответ: глаголы. Они придают динамизм изображаемому.
Вопрос классу: каким чувством проникнуто стихотворение?
Ответ: чувством гордости: «не мешай русской удалой игре».
Приложение «Скульптуры» слайд 7 «Мальчик, играющий в свайку А.Логановского»
На этой же выставке Пушкин увидел скульптуру А.Логановского «Мальчик, играющий в свайку», которой посвятил следующее четверостишие.
Чтение стихотворения «На статую играющего в свайку» (1836) (подготовленный ученик)
Вопрос классу: какие части речи преобладают в характеристике юноши?
Ответ: прилагательные «полный красы», «усилия чуждый», «строен, легок и могуч». Они рисуют образ юноши, играющего в свайку, равным античному «Дискоболу».
Приложение «Скульптуры» слайд 8 «Дискобол»
Вывод: поэт – патриот с гордостью ставит рождающееся национальное русское искусство на одну ступень с высоким античным искусством.
С тех пор эти две статуи – «Парень, играющий в бабки» и «Мальчик, играющий в свайку» - неразлучны, как братья-близнецы. В настоящее время они стоят рядом в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Приложение «Скульптуры» слайд 9 «В зале Русского музея»
Итог урока: каким предстал перед вами великий поэт, откликнувшийся на произведения скульптуры?
Ответ: перед нами поэт-патриот, который гордится рождением национального русского искусства; глубоко понимает русскую душу, как сказал Николай Рубцов: «отразил он всю душу России».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ