Конспект урока по Литературе «Тайны сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Сценарий творческого урока-исследования на тему «Тайны сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с личностью писателя;

  • раскрыть жанровые особенности сказки;

  • формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию о русском фольклоре, фольклоре других стран и их взаимодействии;

  • научить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя;

  • развивать монологическую речь, мышление, память;

  • воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем;

  • прививать интерес к предмету.

Оборудование:

  • тексты сказки «"Теплый хлеб" К. Г. Паустовского в любом издании;

  • учебная электронная презентация;

Оформление доски: портрет К. Г. Паустовского

Ход урока

1. Организация начала урока.

Я знаю, что вы любите сказки?

За что вы любите сказки?

Назовите главные признаки сказки как жанра литературы и фольклора.

Учащиеся отмечают социально значимые признаки сказок: торжество добра над злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль.

Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой сказке пойдет сегодня речь на уроке.

2. Подготовка к восприятию.

Угадайте, о содержании какой сказки мы будем сегодня говорить?

Герою какой сказки мог бы принадлежать этот предмет? (Демонстрирую кусочек хлеба).

Учащиеся легко и свободно называют мальчика по прозвищу «Ну тебя» из сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Сопровождаю ответы учащихся презентация №1 ,содержащим сканированную обложку книги и иллюстрации, репродукцию портрета К. Г. Паустовского, ввожу учащихся в коммуникативную ситуацию и помогаю создать эмоциональную установку на ее восприятие.

3. Постановка учебной задачи.

Мы сегодня исследуем содержание, художественные особенности сказки, раскроем авторский замысел.

Учащиеся принимают установку учителя.

4. Обобщающая беседа о личности К. Г. Паустовского.

Чтобы правильно понять авторский замысел, надо хорошо себе представлять личность писателя и знать условия, в которых жил автор, и истоки создания произведения.

Выступает заранее подготовленные ученики с небольшими рассказами о писателе.

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 (или 31 ) мая 1892 г. в Москве в семье чиновника управления Юго-Западной железной дороги. После окончания гимназии он учился в Киевском университете на естественно - историческом факультете, затем на юридическом факультете Московского университета. Первый рассказ К.Г.Паустовского «На воде» был опубликован в журнале «Огни» в 1912 г. в Киеве. В 1925 г. Константин Георгиевич выпустил свою первую книгу «Морские наброски» А в 1929 г. вышел его роман «Блистающие облака». В 1920-1930 гг. писатель много ездил по Советскому Союзу, занимался журналистикой, публиковал очерки и репортажи в центральной прессе. Паустовский написал  повести «Кара-Бугаз (1932) и «Колхида» (1934), которые принесли ему известность.
   В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич ездил на фронт в качестве военного корреспондента ТАСС. В последний период творчества К.Г.Паустовский создаёт автобиографическое произведение « Повесть о жизни» (1945-1963) и книгу «Золотая роза» (1956) о психологии художественного творчества. Тематика прозы К.Г.Паустовского разнообразна. Он писал о художниках, поэтах, прозаиках, композиторах, о природе.
 
Мы узнали, что К.Г.Паустовский любил путешествовать. Он много ездил по России, жил на Полярном Урале, на берегах Каспийского моря, в Карелии. Второй родиной стал для него Мещерский край невдалеке от Москвы. Паустовский побывал и во многих зарубежных странах: Чехии, Франции, Италии и других. Писатель был на нескольких войнах - первой мировой, гражданской, второй мировой. За свою жизнь он написал свыше сорока книг, не считая рассказов, пьес и статей.

Подведем итог нашему разговору. Как это отразилось на его последующей взрослой жизни?

Организую творческую работу в 3 группах. Учащиеся составляют логические цепочки, в которых показывают роль окружающей действительности на становление К. Г. Паустовского как личности, а в будущем как писателя.

У учащихся должны получиться такие цепочки:

  • стремление к учебе (стал умным, образованным);

  • любовь к путешествиям (много впечатлений);

  • был на нескольких войнах (написал сказку «Теплый хлеб»);

  • любовь к родному краю.

5. Работа по первичному восприятию содержания сказки.

1. Где происходит действие сказки? (в Бережках)

2. Кто взял раненого коня? (мельник)

3. Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

4. Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)

5. Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)

6. Сколько лет назад был такой же мороз? (сто лет)

7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)

8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

9. Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)

10. Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью)

11. Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)

12. Кто был свидетелем разговора? (сорока)

13. Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)

14. Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)

15. Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)

16. Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)

6. Исследовательская деятельность учащихся.

Это сказка или рассказ? Какую роль сыграл конь? Есть ли в сказке волшебство? Как выглядят волшебные предметы? Почему сказка называется «Теплый хлеб?» Попробуем разобраться.

  1. Особенности жанра.
    Мы с вами прочитали сказку до конца. А разве много сказочного мы увидели в этом произведении? Может, это не сказка, а рассказ? Давайте разберемся (заранее подготовленная группа представляет презентация №2).





Сказочные мотивы

Реальные мотивы

Свист, вызывающий вьюгу, стужу и наказывающий за злой поступок

Война, раненый конь, равнодушный мальчик, жители деревни

Легенда о происшествии столетней давности

Инвалид, просящий подаяние

Говорящая сорока

Совместная работа, возвращение к жизни мельницы

Ветер

Примирение с Конем

Выводы:
Наверное, нельзя однозначно ответить на вопрос: сказка это или рассказ. Но мы с вами знаем, что для понимания любого художественного произведения важно осмыслить название.

Почему сказка называется «Теплый хлеб»?
Чтобы объяснить название, мы обратимся к каждому слову.
а) Сначала вспомним, как на Руси относились к хлебу. Нам помогут в этом пословицы. (Реализация индивидуального домашнего задания).
Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба нет – и друзей не бывало.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.
Мы видим, как уважительно, с почтением относились к хлебу.
б) Какие значения имеет слово «теплый» (Работа со словарем Ожегова. Теплый 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло)
в) Почему сказка называется «Теплый хлеб»? (Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).

Учитель

Есть такое поверье. Хлеб выбрасывать – большой грех. Кто недоеденные куски бросает, тот бедным станет. Поверье очень древнее. А смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Даждьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Лучше отдать недоеденный хлеб птицам, так как птицы символизируют души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок.

Филька бросил хлеб в снег, поэтому был наказан.

Обладает хлеб волшебной силой? (учащиеся отвечают на этот вопрос теперь однозначно: конечно, обладает). Оказывается, самые обычные предметы становятся волшебными.





А теперь нам надо ответить еще на несколько вопросов:

Что мы можем назвать волшебством?

Как выглядят волшебные предметы?

Учитель.

Представьте себе человека (европейца) каких-нибудь 200 лет назад. Если бы Вы встретились с ним и рассказали ему о нашем современном мире: о телефонах, телевизорах, самолетах, интернете, системе GPS и т.д., что бы на это он сказал?
Во-первых, он бы Вам не поверил, а потом бы решил, что вы волшебник, так как человечеству свойственно называть волшебством те действия, которые дают зримые результаты, но не поддаются логике. И такие знакомые нам приспособления как: сотовый телефон, компьютер, самолет и другие, он назвал бы волшебными предметами и, рассказывая о них своим знакомым, он бы пользовался известной ему терминологией, сравнивая эти предметы (по внешнему виду и результатам применения) с теми предметами, которые существуют в его мире. Что бы получилось? (учитель называет предметы, а дети сами придумывают название).
Автомобиль – это (повозка без лошади), сотовый телефон – это (говорящая шкатулка), телевизор – (волшебный ящик) и так далее. А ведь мы говорим о человеке, жившем всего лишь каких-то 200 лет назад! Что же говорить о тех, кто принадлежит миру, удаленному от нас на тысячи и десятки тысяч лет?! Информацию об этом мире мы можем почерпнуть только в мифах, которые полны волшебства, волшебных предметов и сказочных существ.
Традиционно принято считать, что все сказки – это попытки диких людей объяснить явления природы, но тогда почему волшебными предметами пользуются не только боги или феи – олицетворение сил природы, но и обычные люди, случайно с этими предметами столкнувшиеся?
А давайте посмотрим на эти предметы не как на красивую метафору, а как на технические устройства, описанные очевидцами, не имевшими представления о том, что же это такое.
Сразу же вырисовываются вполне четкие ассоциации: ковер-самолет – средство передвижения по воздуху (даже название схоже с тем средством, которым пользуемся сегодня мы), гусли-самогуды – (магнитофон) и этот список можно продолжать бесконечно.

Презентация № 3 (реализация индивидуального домашнего задания)

А как выглядят волшебные предметы и помощники в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб?». Один волшебный предмет (пища) мы уже знаем, это хлеб.

Учащиеся высказывают свои версии (конь, ветер, сорока, свист.)

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

Стрибог – бог ветра, руководитель воздушных течений. Именно к Стрибогу, не упоминая его имени, обращались для совершения заговоров или заклятий на тучу или засуху. В своем подчинении Стрибог имел различные ветры (имена утрачены). Считается, что одним из таких Стрибожичей-ветров была Погода, несущая теплые и мягкие западные воздушные массы. Другим – Позвизд или Посвист, злой северный ветер. “И тотчас в голых деревьях, в изгородях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист, — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам”.

В апреле прилетает Стрибог с востока молодым теплым дуновеним.

Летом прилетит с юга, обжигая жаром.

Осенью и весной разгоняет тучи, открывая солнце. «Ветер дул с юга. С каждым часом становилось все теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

Зимой вращает крылья мельниц, перемалывая зерно в муку, из которой потом замесят хлеб.

Стрибог – это наше дыхание, это воздух, в котором звучат слова, распространяются запахи и рассеивается свет, позволяющий нам видеть окружающее. «Ночью по деревне стоял такой запах теплого хлеба с румяной коркой, что даже лисицы вылезли из нор…»

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

Издревле свист считается обращением к потустороннему миру и призывом нечистой силы. Эта примета является не только славянским народным поверьем, но и суеверием в Японии. Однако в ряде европейских стран свист ассоциируется с ветром и является орудием ведьм. В Румынии и Польше негативно относятся к свисту женщины: «Когда девушка свистит, семь костелов сотрясаются, а Богоматерь плачет». А ещё в России существовал обычай устраивать «свистопляски», в дни годового поминовения. Этот обычай - подражание свисту чертей, чтобы отпугнуть тех от могил родственников и дорогих сердцу людей.

В современном мире по-прежнему не жалуют свистунов. Свист – символ невежливого обращения, свист – признак осуждения артистов, плохо играющих в театре, не принято

свистеть в доме – «денег не будет», и даже в море – «шторм накликать». И только американцам чужды приметы, связанные со свистом. Они спокойно свистят в доме, точно так же, как и покупают и дарят чётное количество цветов живым.

Вот несколько примет, связанных со свистом:

Не свисти в доме – денег не будет.

Нельзя свистеть в доме, а то дом опустеет.

Свист – забава бездельников.

К свисту в народе вообще отношение отрицательное. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Будешь свистеть – на всех несчастье накличешь, в том числе и на себя. “И тотчас в голых деревьях, в изгородях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер…»

Русский былинный персонаж, выступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев.
Свист Соловья трактуется по-разному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья Будимирович.

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

В мифологии народов мира птицы выполняют разнообразные функции. Они могут быть божествами, героями, прообразами людей, в которых способны превращаться. Что означают птицы в символике? Птицы – символы верха, неба, солнца, грома, ветра, облаков, свободы, жизни, плодородия, изобилия, души, духа свободы и так далее. На мировом древе птицы находятся у вершины его.

По народным поверьям, птицы могут превращаться в людей, а люди – в птиц. 0собенно широко отражены подобные волшебства в славянском фольклоре.

В сказках он иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности.

Группа учащихся №1 представляет свою презентацию (презентация №4)

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

О волшебных конях разговор особенный. Более всего выделяется из них Сивка-Бурка. Не случайна его масть: у богатырей былин конь тоже непременно "Бурко-Бурочко, косматочко, троелеточко". Это тоже как бы оборотень, полуконь-получеловек: он понимает речь людей и деяния высших сил, выступает как орудие судьбы героя, изменяя его облик, помогая ему сделаться богатырем, красавцем и совершить великие деяния. Он и сам говорит человеческим языком и выступает всегда на стороне сил добра. Сивка-Бурка обладает волшебной силой. "Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушло залез - напился-наелся, в другое вылез - оделся, молодец такой стал, что и братьям не узнать!" - читаем мы в сказке.

Напоминает своими чудесными свойствами Сивку и Конек-Горбунок, но внешне они резко различны. Горбунок намного меньше героических коней, невзрачен, горбат, с длинными ушами. Зато преданностью хозяину отличается необычайной.

У П. Ершова в "Коньке-Горбунке" чудесная кобылица говорит герою:
...Да еще рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с предлинными ушами... На земле и под землей Он товарищ будет твой.

Группа учащихся №2 представляет свою презентацию (презентация №5)

Учитель

А как Филька отнесся к коню? («Да ну тебя! Дьявл! – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно…»)

Как вы считаете, конь заслужил свой кусок хлеба? (дети отвечают утвердительно)

Немецкий снаряд ранил коня в ногу, и командир оставил коня в деревне. Мельник Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и помогал Панкрату. Каждый считал своей обязанностью его покормить.

Подведение итогов.

В начале рассказа мы видели злого мальчишку, который нехотя вышел за калитку, грубо закричал на коня, наотмашь ударил его по губам, а хлеб забросил глубоко в снег. В заключительном эпизоде Филька с уважением относится и к хлебу, и к коню. Как человеку, он хочет поднести коню хлеб с солью в знак дружбы и примирения, протягивает хлеб из рук. Когда конь отказался брать хлеб, Филька заплакал, а не отмахнулся, как раньше: "Да ну тебя". Когда же конь наконец взял хлеб, мальчик заулыбался. Теперь он совсем не похож на прежнего Фильку, хмурого, недоверчивого, сердитого. Он очень изменился. Даже Панкрат говорит: "Филька не злой человек".

Добрые советы сказки Паустовского (Творческая работа).
Чему учила и учит сказка «Теплый хлеб»? (Ребята отвечают письменно, затем читают вслух).
Желательно учащихся подвести к следующим выводам:

    1. Учащиеся стараются сформулировать авторский замысел сказки: нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему Человек и природа неразделимы. Человек не должен забывать об этом.

    2. Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.

    3. Волшебсто – это добрые поступки людей, добрые слова, это любовь ко всему живому.

8. Инструктаж домашнего задания.

Прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»

Литература:

  1. Энциклопедия для детей. Русская литература. От былин и летописей до классики. 19 век. // О К. Г. Паустовском. М.: Аванта+.- 2005.

  2. Константин Паустовский. Книга о жизни. Далекие годы

  3. Паустовский К.Г.: Мещёрская сторона







13


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ