Конспект урока по литературе в 5, классе А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители" Нравственные уроки сказки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
города Альметьевск Республики Татарстан
Конспект урока по литературе
в 5 классе
А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравственные уроки сказки
подготовила
учитель русского языка и литературы
Захарова Елена Владимировна
Целью урока является формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"
Задачами урока является:
- вызвать учащихся интерес к личности А. Погорельского;
- повторить знания учащихся о сказке;
- развитие монологической речи
- продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки;
Немаловажной является для этого периода развития школьников развивающие цели - развивать мыслительные операции (синтез, анализ, обобщение);
- развивать критическое мышление, формирующее собственную точку зрения.
В этом случае всё это способствует достижению главной цели (воспитательной).
По программе данный урок является внеклассным чтением .
Содержание данной сказки однозначно подсказывает выявить и осмыслить её нравоучительный смысл, поэтому главной целью данного урока я ставлю воспитательную цель:
Формировать положительно – значимые качества личности(трудолюбие, честность, коммуникативность) на примере сказка Погорельского и обсуждение поступков и действий мальчика Алёши.
Образовательная цель
1. Анализ сказки А. Погорельского « Чёрная курица, или Подземные жители»
2.Составление литературной характеристики главного героя Алёши. Осмысление нравоучительного сюжета.
Развивающая цель:
Развитие критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение.
Данный урок я готовила в рамках технологии Развитие критического мышления на основе чтения.
Структура уроков в рамках данной технологии следующая:
Репродукция и воспроизведение знаний (я это знаю) в данном уроке эта часть реализовалась через блиц опрос, я убедилась, что дети знают содержание сказки, владеют литературным материалом.
часть данной технологии предполагает наращивание знаний (что я узнал, или открыл для себя нового) Дети учились классифицировать черты характера литературного героя, выбирали положительные качества, пытались мотивировать выбор. Формировали при этом свою жизненную позицию, или точку зрения
В закреплении материала использовался приём «Работа в группах»
В результате урока мы должны были выстроить таблицу: логически смыслового моделирования.
Для проведения данного урока был выбран соответствующий тип – обобщение и систематизация знаний.
Структура урока и его содержание выстроены в рамках технологии «Развитие Критического Мышления»
В течение урока использовано сочетание методов обучения
репродуктивный
объяснительно - иллюстративный
осмысление знаний на новом уровне
частично - поисковый
Часть уроков в рамках данной технологии всегда предполагает рефлексию
(На зёрнышках дети загадывали желания, помня о последствиях)
Оборудование: доска, презентация (Приложение1), групповые задания (Приложение2) тестовые задания (Приложение3) , эпиграфы:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок. (А.Пушкин)
Не для того дан вам ум, чтобы вы
во зло его употребили... (А.Погорельский)
вопрос на доске: Какой урок вы извлекли из сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?
Конопляное семечко- заманчиво, не правда ли ? Но хорошо ли?
Д\з :Сочинение-рассуждение «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко?»
Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества; групповые задания
Ход урока
Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня необычный, к нам пришли уважаемые гости, садитесь.
Вступительное слово учителя.
Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный.
Сегодня мы будем говорить о необычной волшебной сказке: «Черная курица, или Подземные жители». Ее написал замечательный писатель Антоний Погорельский в 1829 году. Посчитайте, сколько лет тому назад? (182 года назад)
3.Запись в тетради темы урока, эпиграфов.
Откройте тетради, запишите число и тему: Анатолий Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравственные уроки сказки.
Запишите эпиграфы : Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.Пушкин)
Не для того дан вам ум, чтобы вы
во зло его употребили..(А.Погорельский)
4.Работа с портретом писателя.
А теперь, Ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным)
-посмотрите на этот добрый, целеустремленный взгляд. Такой глубокий, пронзительный. Это был человек поистине добрый, честный, образованный. Только такой человек мог написать такую удивительную сказку, которая живет уже второе столетие.
Давайте послушаем Аню, которая немного расскажет нам об этом писателе.
Ученик: Антоний Погорельский- это псевдоним , который взял Алексей Алексеевич Перовский, образованнейший человек 18 века. Он был дядей и воспитателем будущего поэта, драматурга, писателя Алексея Константиновича Толстого. За 2 года Алексей Алексеевич окончил Московский университет, был участником Отечественной войны 1812 года. Был знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным.
Когда писатель приехал из Германии в Петербург, он поселился в своем имении Погорелицы, где и написал для племянника Алеши сказку «Черная курица».
Слово учителя: Спасибо.
Эта сказка написана очень давно. Ее любил перечитывать своим детям Лев Николаевич Толстой. Я думаю, что и вы с большим удовольствием перечитали эту сказку.
Помните: Сказка –ложь, да в ней намек! добрым молодцам урок.
Эти слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным, известны каждому. Как вы понимаете это высказывание? (Хотя сказка- это выдуманная история, в ней содержится какой-то нравоучительный смысл, какой-то урок для нас)
Вот и мы попробуем понять намек, который содержится в сказке Антония Погорельского.
Посмотрите на второй эпиграф. Это слова из нашей сказки. Кто произнес их? (их произносит учитель, когда дает наставление Алеше)
Теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Мы должны понять смысл ,который содержится в сказке. А главный вопрос, (на доске) на который мы ответим в конце урока: конопляное семечко ,помните по сказке?, освободило Алешу от труда. И теперь не надо учить уроки. Заманчиво, не правда ли? Но хорошо ли?
И еще один вопрос : Какие нравственные уроки вы извлекли из сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?
Актуализация знаний.
Как вы думаете, можно ли назвать прочитанную историю сказкой?
Докажите, что это сказка?
-
(есть сказочный зачин “жил-был”
волшебное число “3” – три сна
волшебный предмет – конопляное зёрнышко
чудесные превращения
курица разговаривает с Алёшей.
- А чем эта волшебная повесть не похожа на волшебную сказку?
-
У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.
- Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?
(Отражены реалии того времени: точная география: месторасположение
Имя, возраст мальчика ,Алеше было 10 лет)
– В какое время происходят события? ( в 19 веке)
С тех прошло много лет. Русский язык изменился с тех пор?( конечно, многие слова устарели и стали нам непонятны)
Дома вы должны были поработать с незнакомыми словами.
Словарная работа. Объяснение значения непонятных слов, чтение ( слайд) Вот слова, которые мы уже не используем в нашем лексиконе.
- А для чего надо знать лексическое значение этих слов? (Чтобы понять прочитанное, ведь сказка написана около двухсот лет назад). В какой словарик мы должны были заглянуть? ( в толковый)
6. Тест на знание текста.
Сейчас мы проверим, как вы знаете содержание сказки. У каждого есть тест. Из предложенных вариантов выберите правильный. На выполнение вам всего 1 минута.
Давайте проверим. Совместная Проверка (Слайд)
Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.
1. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?
а) Москва
б) Петербург
в) Тверь
2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?
а) чтение книг
б) прогулка по двору
в) сон
3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?
а) серебряные монеты
б) драгоценный камень
в) золотая монета (Империал)
4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?
а) король
б) министр
в) конюх
5. Что получил Алёша в подарок от короля?
а) редкая книга
б) конопляное семечко
в) монеты
6. Сколько раз курица Чернушка приходила ночью к Алёше?
а) два раза
б) четыре раза (вспомним эти сюжеты:1- знакомство, 2- знакомство с подземными жителями. 3- Чернушка возвращает потерянное семечко, 4-сцена прощания)
в) шесть раз
Если у вас ни одной ошибки- ставьте «5»
Если 1ошибка -«4»
Если 2 ошибки-«3»
Сдайте листочки только те, кто получил 6 баллов.
7. Аналитическая беседа.
Сейчас ,ребята, мы перенесемся на 200 лет назад в Старинный Петербург.
Открываем начало сказки. Читаем, сохраняя сказочный, старинный стиль (читает ученик):
«Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….»
Ребята, посмотрите, перед вами Старинный Санкт-Петербург.
Слайд 11 (старый Петер-г) Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. 1703 год — принято считать днем основания Петербурга.
Читаем дальше. (ученик)(Тогда на проспектах Васильевского острова…).
Слайд 12(Васильев. Остров) Посмотрите, это Васильевский остров, самый большой остров в дельте Невы, исторический район Санкт-Петербурга.
Читаем дальше. (ученик)
Слайд 13 (Пансион)
Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.
СЛАЙД14-Исаакиевская площадь - считается одной из самых знаменитых и великолепных площадей центра Санкт-Петербурга.
Читаем дальше. (ученик)
Посмотрите, СЛАЙД 15 –перед вами адмиралтейство - первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге
А это СЛАЙД 16- -конногвардейский манеж, который построен на Конногвардейском бульваре, предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года.
Вот мы сейчас познакомились с описанием Старого Петербурга.
Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной сказке? Если нет, то почему? (Такого описания не могло быть, т.к. все события происходили в неопределенном месте в народной сказке - все выдуманное, а эта сказка- литературная)
Кто главный герой сказки?
Кто такой Алёша?
Рассказ о главном герое сказки (ученик).
Итак, какой Алеша был в начале сказки? Почему с ним дружат другие ребята?
- умненький, миленький, Ласковый, Общительный, Скромный, Застенчивый
- любит познавать новое
- милосердный
-Почему Алеша не любил кухарку? Что вызывало у него ужас и отвращение? (она была причиной, что время от времени уменьшалось число его курочек, а однажды он увидел в кухне своего любимого петушка с перерезанным горлом. Он с горечью осознавал, что не в силах помочь своим друзьям, от этого и возымел отвращение к кухарке.)
8. Работа в группах.
Ребята, вы заранее получили групповые задания, ответы на которые должны представить в виде связного высказывания. Если у кого есть дополнения по вопросу, поднимаем руку.
1 группа. Алёша в Подземном городе.
1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?( Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью)
2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)
3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?( чтобы он всегда знал урок. не уча его)
4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: (передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красным хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры)
2 группа. Алёша и Чернушка.
О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным? (здесь ты должен был поработать со словарем)
С.И.Ожегов. Скромный – сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый.
Д.Н.Ушаков. Скромный – такой, что не стремиться выказать свои качества, достоинства, заслуги, лишённый высокомерия и заносчивости.
2) Спасение Чернушки.( Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?( однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила ему потерянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. Алеша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. Алеша от страха перед розгами забыл запрет короля и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель счел это выдумками и высек мальчика.)
4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр? ( Всегда страдает тот, кто любит. После предательства Алеши он закован в цепи, так как подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно министр - Черная курица)
3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.
1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?( Алеша внутренне стыдился похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.
2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни? (самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их.)
3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?(не смог ответить урок))
4 группа. Характер Алёши.
1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши. (Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.)
2) Меняется ли характер Алёши? ( Алеша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав.)
9.Обобщение. Аналитическая беседа.
Группы очень хорошо справились с заданиями. Молодцы.
Вывод: Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения и после получения зернышка.
1 вариант Найдите в тексте и прочитайте, каким рисует писатель Алешу до того, как он получил конопляное зерно? ( стр. 115)
2 вариант. Каким стал Алеша после получения зернышка? (132)
Итак, ребята, почему из послушного, доброго, ласково мальчика, Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого?
- Почему не приносят Алёше радость его успехи?
(Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Знания, добытые трудом, нельзя отнять у человека. Алеша же нисколько не утруждается, не прикладывает никаких сил для того, чтобы знать. А потому оценки не приносят ему удовольствия. Только то, что заработано трудом, честно, может радовать и приносить счастье. )
Вывод: Ему нечем было заняться. Праздность портила Алешу, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить. Труд делает человека лучше. Ваш труд- это что? (учеба) а чтобы хорошо учиться…нужно…? Трудиться, и не ждать , когда вам дадут конопляное зернышко.
Как же вы ответите на вопрос: Конопляное зерно- хорошо ли?
Недаром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего!
Ребята, наш путь по сказке подходит к концу, а какая концовка у любой сказки? ( – добро побеждает зло!)
А мы Встречали в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло? (Heт. О таком зле мы ещё не читали: ведь в сказках оно, как правило, олицетворено: Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и тому подобное.)
Пробовал ли мальчик бороться с этим злом? (конечно)
-Как? ( Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.)
–Но почему он не мог исправиться? (стр. 138)
-- Вспомните, как был наказан Алёша? Какое наказание было для него самым тяжёлым? - ---- найдём это в тексте и зачитаем. (стр. 140)
- какой же нравственный урок извлек Алеша , а вместе с ним м мы , читатели. Чему же учит эта сказка? Послушаем финал сказки. (Стр.143 (На другой день …)
(Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоровье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)
Вывод: добро победило зло, Алёша стал прежним послушным мальчиком.
- Почему писатель выбрал такой финал? (Антоний Погорельский показал нам, что за все свои деяния нужно отвечать, и дает нам повод к размышлению над словами учителя: ПОКАЗАТЬ НА ЭПИГРАФ: не для то вам дан ум, чтобы во зло его употребить)
Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. Ум не для того да, чтобы во зло.
-А вы ,ребята, хотели бы получить конопляное семечко? Над этим вы подумаете дома и напишите сочинение. (показать на дом.задание.)
Подведение итогов урока.
Выставление оценок учащимся за работу на уроке. (оценки за тесты, за индивид. Задание., за групповые задания, за работу на уроке)
11.Домашнее задание
Сочинение – рассуждение «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »
Использованная литература
Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.
http://www.opeterburge.ru/
Приложение2.
1 группа. Алёша в Подземном городе.
1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?
2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)
3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?
4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красным хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры
2 группа. Алёша и Чернушка.
1) О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?
2) Спасение Чернушки.
3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?
4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр?
3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.
1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?
2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни?
3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?
4 группа. Характер Алёши.
1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши
2) Меняется ли характер Алёши?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ