Конспект урока по Литературе "ВОСПРИЯТИЕ" 10-11 класс

Интегрированный урок психологии и литературы

класс 10, 11



Тема урока:

ВОСПРИЯТИЕ


Цель урока:

  1. Формирование представлений о восприятии на литературном и искусствоведческом материале.

  2. Уметь различать восприятие и ощущения.

  3. Знать виды и свойства восприятий.

  4. Уметь вести наблюдение за ходом эксперимента.

  5. Стимулирование самостоятельной мыслительной деятельности.


Ключевые термины:

верхний и нижний порог чувствительности, сенсорная депривация, адаптация, синестезия, апперцепция, когнитивный диссонанс, установка, перцептивная неготовность, оптические иллюзии.


Литературные тексты:

Н.Заболоцкий «Какого вкуса чувства наши…»

С.Маршак «Мы знаем: время растяжимо»

И.Бунин «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Митина любовь» и др.

В.Шекспир «Ромео и Джульетта»

Л.Толстой «Война и мир»


Ход урока:


  1. Опрос по домашнему заданию.


  1. Что такое ощущение?

  2. Почему мы не замечаем пылинок, которые падают на лицо?

(раздражение не достигло пороговой величины)

  1. Почему самолет «пойманный» лучами прожектора нередко теряет управление и сбивается с курса?

(ослепляет чрезмерно сильный свет, который превышает верхний порог чувствительности)

  1. Прослушайте стихотворение Владимира Солоухина (Приложение № 1) как он описывает палитру наших чувств. От какого психологического явления просит автор уберечь его в последней строфе?

(от сенсорной депривации)

  1. О каком психофизическом явлении идет речь? Когда-то талантливый педагог Лесгафт предостерегал родителей: «Сначала конфета, потом конфета с ромом, потом ром с конфетами, потом просто ром».

(эмоциональная адаптация, которая лежит в основе и алкоголизации и наркомании)

  1. В романе Э.Л.Войнич «Овод» есть эпизод: Джули – жена брата Артура – отчитывает своего родственника. «От её тонкого, пронзительного голоса у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание верным?

(да, синестезия)

  1. Какое психологическое явление составляет основу цветомузыки?

(синестезия)

  1. Уникальным синестетическим восприятием обладал Иван Алексеевич Бунин. Приведите примеры синестетического восприятия из рассказов Бунина.

(Благодаря синтетическому восприятию Бунину удалось создать уникальный художественный мир.

Например, рассказ «Антоновские яблоки».

«Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, потом уже дрегие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета». – синестезия обонятельных и слуховых ощущений.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско»

«…уже в сумерках, стал надвигаться своей чернотой остров, точно насквозь просверленный у подножья красными огоньками, ветер стал мягче, теплей, благовонней, по смиряющимся волнам, переливающимся, как черное масло, потекли золотые удавы от фонарей пристани…» - синестезия кинестетических, визуальных, температурных, обонятельных ощущений.

Рассказ «Митина любовь»

«И пошел теплый, сладостный, душистый дождь» - синестезия температурных, эмоциональных, обонятельных ощущений).



  1. Объяснение нового материала.


Тема занятия «Восприятие». Что вы знаете о восприятии?

(на доске таблица, заполняются 1 и 2 столбцы.)


Знаю

Хочу знать

Узнал

Домашнее задание: заполнить дома последний столбец таблицы


Эксперимент № 1

Цель: различение ощущения и восприятия.


Приготовьте из картона несколько небольших геометрических фигур – квадрат, треугольник, круг, звездочку, пирамиду.

Испытуемому завязывают глаза. Экспериментатор осторожно кладет фигурки одну за другой сначала на предплечье ближе к кисти руки, затем на ладонь испытуемого и спрашивает: «Что вы ощущаете?»

Обычно (фигурка лежит на предплечье) отвечают: «Чувствую – что-то лежит, но, что именно, не знаю». когда фигурка лежит на поверхности ладони (кстати, здесь экспериментатор должен быть на чеку: испытуемый обязательно невольно попытается совершать какие-то движения, и это уже само по себе очень важное наблюдение!), ответы становятся более определенными, хотя тоже остаются неправильными: «Что-то вроде круга» (на самом деле – квадрат) – и т.д.

Наконец, экспериментатор разрешает ощупать фигурки. Жадные движения пальцев. Они как бы обрисовывают контуры фигуры, как бы снимают с них слепок, модель. В результате – безошибочное узнавание. Почти таким же будет результат, если фигуру двигать по ладони, «кантовать».

Данный опыт убеждает, что при восприятии, в процессе активного взаимодействия органа чувств с объектом, возникает перцептивная модель этого объекта.


Вывод:

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений.

Восприятие – целостное отражение. Ощущение входит в структуру восприятия, которое зависит от прошлого опыта.







Психологическая структура восприятия.

Что нужно, чтобы произошло восприятие?


  1. Раздражитель, который порождает ощущение. К нему подключается прошлый опыт. У человека восприятие всегда связано с речью, которая обуславливает осмысленность восприятия, т.е. связано с мышлением.

  2. Виды восприятий. В настоящее время существует такая классификация восприятия величины, формы, движения, пространства, времени.


Как вы думаете, какое из восприятий самое сложное и почему?

Установлено, что восприятие времени – самая трудная задача для детей. И не мудрено. Время не имеет наглядной формы, его нельзя понюхать, потрогать, увидеть. Его можно только прожить. И ребенок ищет, и находит в своей практике систему временных координат. Правда, эти координаты легко сжимаются от его страстного желания приблизить какое-либо радостное событие.

Но так «вольно» обращаться со временем может маленький человек. Установлено, что человеческий организм подчинен законам времени. Это делается при помощи циклических явлений захода и восхода солнца. А современный человек ориентируется по стрелкам часов. «Внутренние часы» тесно связаны с общим состоянием психики. На это указывают многочисленные факты «поломок». И «починкой» здесь чаще всего занимаются психиатры. Например, больные в депрессивном состоянии время переоценивают. Оно тянется для них мучительно долго, а в состоянии возбуждения время недооценивается.

Существуют психологические законы заполнения временного отрезка. Попробуем вывести эти законы сами.

А поможет нам в этом стихотворение С.Маршака (Приложение № 2).

- Почему мы говорим: время летит, бежит, тянется?

- О каких законах восприятия времени в них говорится?


1. Закон восприятия настоящего времени

Временные отрезки, заполненные интересной, эмоциональной деятельностью недооцениваются, а время, связанное со скукой или ожиданием, или отрицательными эмоциональными событиями переоцениваются (удлиняются).

2. Закон восприятия прошедшего времени (обратный закон)

Незаполненные отрезки времени, которые тянулись долго, при воспоминании кажутся промелькнувшими мгновениями, недооцениваются, а те «чудные» мгновенья, наполненные интересной, эмоциональной деятельностью переоцениваются.


Правда, и у этого закона есть исключения. Об этом стало известно от спелеологов – покорителей пещер.

- Какой закон времени должен действовать, когда человек остается на долгое время один в пещере (переоцениваться).

А на самом деле увеличение времени недооценивается. Почему? Пока у науки нет ответа. Каждый человек в силу индивидуальных особенностей либо недооценивает, либо переоценивает время. На психологическую относительность времени ещё в 16 веке обратили внимание лирические поэты.

- Прочитаем отрывок из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» (акт 3, сцена 5)

- Как воспринимает время Джульетта, когда закон действует.

Ромео: «Грустные часы длинны».


Чтобы познакомиться со свойствами восприятия вновь обратимся к классике.

Чтение двух описаний дуба. Толстой «Война и мир» т.2 ч.3 гл.1, гл.3

- Кто так воспринимает дуб?

- Почему?

Перед первой встречей с дубом князь Андрей переживает острый духовный кризис (он убедился в мелочности своих честолюбивых стремлений, перестал видеть в Наполеоне великого человека, потерял веру в семейное счастье, считает себя прежде времени устаревшим). А после встречи с Наташей другими глазами смотрит на мир. Он ожил.

Человек смотрит на мир через призму своей личности, своего опыта. Один и тот же предмет, явление мы можем воспринимать по-разному. Эта зависимость восприятия называется апперцепция.


Эксперимент № 2.

Прочитайте фразу, написанную внутри треугольника (Приложение № 3), и скажите, что в ней не так.


Одним из свойств восприятия, которое «отвечает» за неспособность найти ошибки в собственном диктанте является эффект перцептивной неготовности.

Перцептивная неготовностьспособность человеческого глаза не видеть то, чего он не ожидает увидеть.

С эффектом перцептивной неготовности связаны и следующие свойства. Это оптические иллюзии и двойственность изображений.

Рассматривание рисунков (ваза – профили; старуха – молодая женщина; старуха – принцесса), приложение № 4.

Восприятие зависит и от личных особенностей.


Эксперимент № 3

Класс делиться на группы, рассматривают портрет В.Гога. Отвечает на вопросы, затем записывают свои характеристики, сравнивают, что совпало.

  1. Возраст (45 лет)

  2. Профессия (художник)

  3. Характер (спокойный – взрывной)

  4. Семейное положение (холост)

  5. Какая его прошлая жизнь? (тяжелая)

  6. Что ожидает в будущем? (много переживет)

  7. Психологическое состояние (депрессивное, уравновешенное – неуравновешенное)

Учитель: Перед нами автопортрет известнейшего голландского живописца Винсента Ван Гога. После очередного неприятного разговора (23.12.1888г.) с французским художником П. Гогеном о художественной манере В.Гога, В.Гог впал в депрессивное состояние и отрезал бритвой себе ухо. Потом отправился в бордель и отдал его одной женщине со словами: «Истинно говорю тебе, ты станешь обо мне думать». После того, как приступ прошел, он, глядя в зеркало, нарисовал автопортрет. У него была страсть рисовать себя.

Среди живописцев редко можно встретить человека с такой трагической судьбой, как у В.В.Гога. С самого начала его жизнь была наполнена любовью и печалью. Трижды в своей жизни он возлагал любовь к ногам женщины и трижды был отвергнут. Его картины, прославляющие солнце, он очень любил желтый цвет, любимый цветок – подсолнух, встретили непонимание у современников. За все свою жизнь продал лишь одну картину. Он стал лидером импрессионизма. А интерес к своеобразной манере художника появился более чем через 100 лет после его смерти. Он прожил 47 лет, предпринимал несколько суицидальных попыток, одна из которых оборвала его жизнь. Но нам остались его картины, одухотворенные, сияющие, очаровывающие, от которых часто веет печалью и одиночеством. Но только их создание и давало ему ощущение счастья.

Закончим наше занятие эстетическим восприятием картин В.Гога. И я бы хотела, чтобы эстетическое восприятие стало вашей потребностью.


4

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ