Сценарий музыкально-поэтического вечера «Легко обо мне подумай…»
Сценарий музыкально-поэтического вечера
«Легко обо мне подумай…»
Мокшина Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей 8» города Тихвина
Ленинградской области
Сценарий музыкально-поэтического вечера «Легко обо мне подумай…»
Ведущий (на фоне музыки и обращаясь взглядом к афише):
Поэты не рождаются случайно.
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда открыты и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем.
Мирам, что заблудились в темноте.
Звучит песня Б.Окуджавы «Ваше величество Женщина»
Вед.
Всей неуверенностью женской
Я вопрошала свет и тень:
Каким трудом, какою жертвой
Я заслужила этот день?
Вед.
«Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта»,- подсказывает великий Вольфганг ГЕТЕ
Приглашаем в страну «Римма Казакова»
(Звучит нарезка : «Мадонна», «Музыка венчальная», «
«РК» зажигает первую свечу.
Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить своё сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это неопасно»
.Вед.
Родилась поэтесса 27 января 1932 года в Севастополе. В раннем детстве жила в Беларуси, после окончания школы поступила на исторический факультет Ленинградского университета. Первые стихи увидели свет в 1955 году.
«РК» Стих «Мне всегда не хватало баскетбольного роста» (на фоне сменяющих друг друга портретов)
Вед.
Римма Казакова вошла в пространство литературы в 23 года. Поэтесса не спешила к читателю…
«РК» Чтобы меня любить, надо очень многое во мне видеть и находить»
Вед.
Удивительно светлый, интеллигентный человек, и, одновременно, сильная волевая женщина.
«РК»
«Конечно. Жизнь меня лупила и била, как хотела. Я же — некрасивая женщина. Я такая звезда, которая всегда хотела взлететь на пьедестал,
Вед.
Мудрая собеседница и озорная авантюристка, которая смело писала жизнь с чистого листа, влюблялась без оглядки и дарила людям удивительные стихи и песни.
«РК» «Я только открывала для себя, что такое любовь, часто оказываясь в положении жертвенном или печальном»
«Потому что влюбляешься иногда в какого-нибудь идиота…»
«Я всегда выбирала себе мужиков — самых таких поганеньких. Мне их было жалко. А ещё мне нравились красивые дубины».
Песня «Постарею, побелею…»(Н.А.Ильенко)
«РК» Я не очень верю в высшие силы, но иногда мне приходит в голову, что у поэта есть особое предназначение и что эти силы все-таки помогают».
Стих. «Какой-то миг неуловимый» (Жукова Настя)
Вед
Многие строки из стихотворений РК стали почти крылатыми. Давайте почитаем их и подумаем почему.
Может, потому, что это о нас, о каждом?..
(Ведущие раздают розовые и голубые листки со стихами)
***
Ах, не ставьте мне в вину
грех прекрасного разлада!
Повернуло на весну!
Ну а может, так и надо?..
***
Моя последняя любовь,
заплаканная, нервная,
моя последняя любовь —
ты первая
***
Словно в огне, в бреду,
каждый свой день встречаю.
Рядом с тобой иду,
а по тебе скучаю
***
Там тебя тревожно ждут,
электричество зажгут,
на груди рассыпят смех
и с ресниц сцелуют снег…
***
Всей неуверенностью женской
я вопрошала свет и тень:
каким трудом, какою жертвой
я заслужила этот день?
Спасибо всем минутам боли,
преодолённым вдалеке,
за это чудо голубое,
за это солнце на щеке,
за то, что горечью вчерашней
распорядилась, как хочу,
и что потом ещё бесстрашней
за каждый праздник заплачу.
***
Люблю того, кого люблю,
и странным, ласковым смиреньем
и этим вот стихотвореньем
своё несбыточное длю…
Отчего, ну отчего ты сердце губишь.
Стала странная душа твоя слепой.
Я хорошая, а ты меня не любишь.
Я люблю тебя, а ты такой плохой.
И.Рыловников «Живут на свете дураки»
«РК» - А чего вам не хватает для полного счастья?- спросили как-то журналисты РК. .
- Счастья. Ибо счастье - это состояние, а не нечто материальное. И все мы - ловцы счастья на дорогах жизни. Счастье - не шуба, которую обречён носить постоянно, это уходящий и преходящий объект. Его надо ловить.
«Двое» (танцевально-декламационный номер)
Приснись мне! А то я уже забываю,
Что надо тебя мне любить и беречь.
Приснись, Не сердись, Я ведь тоже живая!
Приснись. Прикоснись! Можешь рядом прилечь.
Приснись мне усталым, Покорным, Тяжелым,
Приснись, как горячечным грезится лед,
Как снятся мужья своим брошенным женам,
Как матери — сын, Как ребенку — полет.
ну вот я ложусь, опускаю ресницы,
Считаю до сотни — И падаю вниз!
Скажи, почему ты не хочешь присниться?
А может, я сны забываю?.. Приснись!..
(Оля встает), уступая место:
«Она была красавица, богиня, ангел… и особенно экстравагантна», - говорила РК о Белле Ахмадулиной.
Н.Синицена (БА) зажигает 2 свечу
Вед. «Свеча», - так назывался один из сборников БХ.
Вед Словно кованая роза из бронзы, она жила среди нас, уникальная, бесподобная, несравнимая ни с кем, и между тем чуть измученная собственной славой.
(Портреты )
БА стих «Новая тетрадь»
Вед.
. Редкий случай для нашей страны – Ахмадулина при жизни была признана классиком.
Ее первый сборник появился в 1962 году. Она назвала книжку «Струна», в этом кратком красноречии была заявлена жизнь – судьба натянутой струны
Ахмадулина всегда была объектом любви и восхищения. О своей прошлой личной жизни поэтесса распространяться не любила. "Любовь и есть отсутствие былого", – написала она как-то в одном из стихотворений…
Однако ее бывшие мужья, на всю жизнь сохранившие восхищение Беллой, сами рассказали о былых отношениях в своих дневниках и воспоминаниях.
Первым мужем Ахмадулиной стал Евгений Евтушенко. С ним она познакомилась еще в Литинтституте. "Мы часто ссорились, но быстро и мирились. Мы любили и друг друга, и стихи друг друга. Взявшись за руки, мы часами бродили по Москве, и я забегал вперед и заглядывал в ее бахчисарайские глаза, потому что сбоку была видна только одна щека, только один глаз, а мне не хотелось потерять ни кусочка любимого и потому самого прекрасного в мире лица. Прохожие оглядывались, ибо мы были похожи на то, что им самим не удалось..." – вспоминал позже поэт. Этот брак продлился три года...
Вторым мужем Ахмадулиной стал писатель Юрий Нагибин.
В то время Ахмадулина, по воспоминаниям поэтессы Риммы Казаковой, была особенно экстравагантна: в обязательной вуалетке, с мушкой на щеке "Она была красавица, богиня, ангел", — говорит Казакова об Ахмадулиной.
Ахмадулина и Нагибин прожили вместе восемь лет…
Романс «А напоследок я скажу» (Соня)
Вед.
С третьим мужем — известным художником и скульптором Борисом Мессерером — они прожили вместе более тридцати лет
Он стал ее своеобразным ангелом-хранителем
Стих. «Рисунок» (видео – рисование)
Вед.
. Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. Лукавящих товарищей Белла не спешила корить:
БА "Не дай мне бог моих друзей оплакивать, все остальное я переживу".
Романс «По улице моей который год… (Кудрявцева В)
Вед
Из эссе совр.писателя. поэта и публициста Дмитрия Быкова:Белла Ахмадулина была царственной, жёсткой, доброй, нервной, прекрасной. В ней жил дух. Скорее всего многие верующие люди со мной не согласятся. Но Дух чуют, чувствуют. Не знаю, чего в ней было больше, патетики или искренности, наверное, того и другого, в равной степени. Но это был поэт, к которой прикоснулся Бог. (Дм Быков)
Мелодекламация «ИЗ глубины моих невзгод» (Л.Н. и Рыловников И, Целовальников Е)
Вед.
Из эссе Дм.Быкова: Белла Ахмадулина была самым красивым поэтом своего времени. Самым беспомощным и самым победительным. Для тех, кто ее любил и не любил, она была одинаково значима и, странно сказать, равно дорога.
Теперь таких не делают.
?
Вед.
Говорят, что поэту необходимы учителя. БА признавала своими наставниками Пастернака и Мандельштама, Ахматову и Блока и, конечно, Марину Цветаеву.
Варя зажигает 3-ю свечу. (Нарезка)
Даны мне были и голос любый
И восхитительный выгиб лба.
Судьба меня целовала в губы,
Учила первенствовать Судьба.
Устам платила я щедрой данью,
Я розы сыпала на гроба…
Но на бегу меня тяжкой дланью
Схватила за волосы Судьба
Вед.
Надежда Яковлевна Мандельштам, вдова поэта, женщина умная и скупая на комплименты, писала: «Я не знаю судьбы страшнее, чем у Марины Цветаевой».
МЦ Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие… Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…
Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.
Полное равнодушие к общественности, театру, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями».
Шульгина Н.Л.
Вед
Нельзя говорить о Цветаевой, не говоря о самой главной ее способности, ее страсти – способности любить,
(Звучит вальс Шопена, под него на сцене появляются Девушка и Юноша. Они кружатся в вальсе и ведут беззвучный разговор, смеются, тоже беззвучно, не сводят друг с друга глаз)
Любовь: 5 мая 1911 года Цветаева приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину, другу на всю жизнь, одному из немногих. С этого дня жизнь ее обрела смысл.
Встреча с 17-летним Сергеем Эфроном, только что приехавшим туда из пансиона. Любовь с первого же дня – и на всю жизнь.
И – вдумайтесь:
- Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, Марина была годом старше.
16 октября 1941 года расстреляли Сергея.
31 августа 1941 года покончила с собой Марина.
Если кто-то скажет, что это случай, совпадение – ошибется. Это – судьба. Горькая!
Девушка: «Сергей – имя тонкое, но несколько хрупкое, без стержня, и Сергею требуется какая-то парность…»
(П. Флоренский)
Любовь: Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликую бусину…
Биограф 1: Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистолярного жанра. Это – потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.
Юноша: Сергей – Марине: «Я живу верой в нашу встречу:
Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы…
Берегите себя, заклинаю Вас…
Храни Вас Бог.
Ваш С.»
Девушка: Марина – Сергею: «Мой Сереженька!.. Не знаю, с чего начинать: То, чем и закончу: моя любовь к Вам…»
Биограф 2: Вот так, они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях – но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость суверенностью ближнего, уважение к его сложности.
(Девушка и Юноша покидают сцену, она идет, положив голову на его плечо, а он не спускает с нее нежного взгляда).
Марина:
Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в вечности жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Аудио «Писала я на аспидной доске»
Вед. Среди гостей нашего вечера есть страстные поклонники поэзии МЦ. Это не громкие слова, и все смогут сейчас вас в этом убедиться. Учитель словесности Виктория Григорьевна!
«Поэтический фейерверк»
Вед.
«Игра со зрителями»
Цитаты и aфоризмы
Богини бракосочетались с богами, рождали героев, а любили пастухов.
В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.
Весь наш дурной опыт с любовью мы забываем в любви.
Все женщины ведут в туманы.
Грех не в темноте, а в нежелании света.
Женщины говорят о любви и молчат о любовниках, мужчины - обратно.
Жизнь - вокзал... жизнь есть место, где жить нельзя.
Любить - видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители.
Любовь в нас - как клад, мы о ней ничего не знаем, все дело в случае.
Можно шутить с человеком, но нельзя шутить с его именем.
Наши лучшие слова - интонации.
Не стыдись, страна Россия!
Ангелы - всегда босые...
Поэты - единственные настоящие любовники женщин.
Пусть не помнят юные
О согбенной старости.
Пусть не помнят старые
О блаженной юности.
Успех - это успеть!
Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Все.
Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение.
Инна Вал. Инна Валентиновна
«Милые дети!
Никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет взять его так, чем с земли.
Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно — 2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам; по половинке на каждого — или же на худой конец — не видьте смешного в смешном!
Никогда не говорите, что так ВСЕ делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются. Ну а если вам скажут «Так НИКТО не делает» (не одевается, не думает и т.д.) — отвечайте: «А я — кто!»
Не ссылайтесь на «немодно», а только на: «неблагородно».
Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были ВАМИ и вы будете ИМИ.
Кроме того, для вас они — родители, для самих себя — Я. Не исчерпывайте их — их родительством.
Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае. Стыдитесь — НЕ уступить!
Не отличайте себя от других — в материальном. Другие — это тоже вы, тот же вы.
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно — сознания. После победы — протяните руку.
Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут — свой останется».
P.S. Этот нравственный кодекс Цветаева сформулировала в письме к читателям детского эмигрантского журнала, который в итоге так и не вышел.
Романс «Уж сколько их упало в эту землю» (Соня)
Вед. Наш вечер заканчивается… О цветах (каждый гость прикрепляет цветок к соответствующей стороне пирамиды)
Максимова Карина поет песню И.Талькова «Поэты не рождаются случайно»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ