Конспект урока по Литературе «Литературные острова Жюля Верна» 7 класс


МБОУ «Хмелевицкая средняя общеобразовательная школа»

городского округа г. Шахунья Нижегородской области







Методическая разработка внеклассного мероприятия

на конкурс «Калейдоскоп педагогических идей»



« Литературные острова Жюля Верна»

(посвященного 185-летию со дня рождения

французского писателя-фантаста Жюля Верна)



Работу выполнила

учитель русского языка и литературы

Спиридонова Светлана Павловна







с. Хмелевицы

2013г.





Пояснительная записка

Современные подростки мало уделяют времени чтению художественной литературы. Программа по литературе предусматривает мало часов на внеклассное чтение, особенно по зарубежной романистике. Творчество французского писателя-фантаста Жюля Верна изучается на уроках обзорно, а между тем представляет из себя огромный пласт литературной классики, ориентированной на развитие познавательной активности подростков, к тому же способствующей их духовно-нравственному воспитанию.

Заинтересовать ребят творчеством Жюля Верна можно на внеклассных мероприятиях с использованием электронных образовательных ресурсов, поскольку для поколения XXI века этот способ получения информации стал привычным и наиболее воспринимаемым их сознанием. Учителя литературы используют экранизации произведений писателей для того, чтобы сформировать зрительный образ героев книг, побудить учащихся сравнить оригинальный текст и киносценарий, разгадать режиссерскую задумку.

Чтобы побудить в учащихся интерес к творчеству Жюля Верна, придать их деятельности поисковый характер используется метод проектов: ребята делятся на творческие группы и сами определяют способ раскрытия темы, данной учителем.

На протяжении всего занятия используется учителем интерактивный методобучения, который подразумевает взаимодействие, беседу, диалога педагога и воспитанников. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей мероприятия.

Данное внеклассное занятие ориентировано на подростков 12-15 лет сообразно читательской подготовке учащихся. Оно проводилось в 7 классе (возраст 12-14 лет) МБОУ «Хмелевицкая средняя общеобразовательная школа».


Перед мероприятием была проведена следующая подготовка:

- семиклассники посмотрели художественный фильм «В поисках капитана Гранта»;

- дифференцированно были даны ребятам для изучения романы Ж.Верна;

- была организована работа в творческих группах.





















Тип занятия: познавательный

Форма проведения урока: заочное путешествие

Тема урока: «Литературные острова Жюля Верна»

Цель мероприятия: знакомство с личностью и творчеством Жюля Верна через использование метода проектов.

Задачи мероприятия:

  1. обучающая: способствовать расширению знаний о романах Жюля Верна и их экранизациях; обучать методу проектов;

  2. развивающая: развивать умение искать и отбирать необходимую информацию в ресурсах Интернета, создать условия для развития мышления, эстетического восприятия, памяти, эмоциональной сферы, познавательного интереса подростков;

  3. воспитывающая: создать условия для воспитания коммуникативной культуры, духовно-нравственного развития личности ученика.

Средства обучения: компьютер, ноутбуки (и планшеты), мультимедийный проектор, выход в Интернет через VI-FI, экран. (У каждой группы ребят ноутбук или планшетник, а также мобильные телефоны с выходом в Интернет. У учителя компьютер, подключенный к нему мультимедийный проектор).

Методы обучения: проектный, интерактивный, наглядный, словесный, игровой.

Методические приемы: викторина, игровые: «Визитка», «Киноанонс», «Телестудия «Академии», «Хочу знать», «В читальном зале библиотеки», караоке.































Структура урока

Этапы занятия

Основные дидактические задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы и приёмы обучения

Средства обучения

Примерное время

Организационно-мотивационный этап

Смотивировать ребят на расширение их представлений о творчестве Ж.Верна

Беседа, караоке

Словесный, игровой, интерактивный

компьютер, мультимедийный проектор, выход в Интернет через VI-FI.

6 мин

Остров №1

«Знакомьтесь, Жюль Габриэль Верн»

Познакомить ребят с биографией писателя

Игра «Телестудия «Академии» (лекция с презентацией)

Словесный, наглядный, интерактивный

компьютер, ноутбуки (и планшеты), мультимедийный проектор, выход в Интернет через VI-FI, мобильные телефоны

5 мин

Остров №2

«Романист-фантаст»

Расширить знания ребят о творчестве писателя

Игра «В читальном зале библиотеки»

Словесный, наглядный, игровой, интерактивный

компьютер, ноутбуки (и планшеты), мультимедийный проектор, выход в Интернет через VI-FI.

5 мин

Остров №3

«Экранные герои Ж.Верна»

Познакомить учащихся с фильмами, созданными по мотивам произведений Ж.Верна, проверить знания ребят о героях фильма «В поисках капитана Гранта»

Игры «Киноанонс»,

«Визитка»

Игровой, наглядна, интерактивный

компьютер, ноутбуки (и планшеты), мультимедийный проектор, выход в Интернет через VI-FI.

10 мин

Остров №4

«Провидец научных изобретений»

Познакомить учащихся с изобретениями, предугаданными Ж.Верном в романах.

Игра «Хочу знать»

Словесный, наглядный, игровой, интерактивный

компьютер, ноутбуки (и планшеты), мультимедийный проектор, выход в Интернет через VI-FI.

5 мин

Рефлексия

Подвести итоги занятия, дать возможность детям оценить свою деятельность в ходе мероприятия

Беседа,

викторина по творчеству Жюля Верна караоке

Интерактивный, игровой

компьютер, мультимедийный проектор, выход в Интернет через VI-FI.

5 мин



Перечень используемых на данном занятии ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Биография Жюля Верна»

мультимедиа

Презентация группы

биографов



Презентация 1

2

«Романы Жюля Верна»

мультимедиа

Презентация группы

литераторов

Презентация 2

3

«Фильмография Жюля Верна»

мультимедиа

Презентация группы

кинокритиков

Презентация 3

http://www.jules-verne.ru/film1.html

4

«Визитки героев фильма «В поисках капитана Гранта»

мультимедиа

Презентация группы

кинокритиков

Презентация 4

5

«Провидец научных открытий»

мультимедиа

Презентация группы учёных

Презентация 5

6

Песня «Весёлый ветер»

Аудио


караоке

http://www.midi-karaoke.info/214dd355.html

минусовка

текст

7

«Песенка о капитане»

Аудио


караоке

http://www.doktorpapa.ru/audio-skazki-i-pesni-dlya-detey/karaoke-detskie-pesni-s-video/karaoke-pesenka-o-kapitane

8

Викторина о жизни и творчестве Ж.Верна

Интернет

Текст, тест

1 группа http://www.chetvertnoy.ru/archive/6/6-15.shtml

2 группа http://www.libra ry.dn.ua/1library/nv/index.php?id_rubr=8&lang=

3 группа http://www.moskidka.ru/news.php?extend.3411

4 группа http://quiz.rugila.com/q/1601/

9

Оценивание выступлений групп

Интернет

Общение в социальной сети «ВКонтакте»



http://vk.com/club44280343


Ход занятия

  1. Организационно-мотивационный этап

Чтец 1 (читает стихотворение В.Брюсова)

Я мальчиком мечтал, читая Жюля Верна,
Что тени вымысла плоть обретут для нас;
Что поплывёт судно громадней «Грейт Истерна»;
Что полюс покорит упрямый Гаттерас;

Что новых ламп лучи осветят тьму ночную;
Что по полям пройдёт, влекомый паром, Слон;
Что «Наутилус» нырнёт свободно в глубь морскую;
Что капитан Робур прорежет небосклон.

Свершились все мечты, что были так далёки.
Победный ум прошёл за годы сотни миль:
При электричестве пишу я эти строки,
И у ворот, гудя, стоит автомобиль…

Чтец 2. Если собрать все сочинения Жюля Габриэля Верна – стихи, пьесы, романы, рассказы, географические труды, статьи и очерки, – составится библиотека из 120 томов. Жюль Верн оставил неизгладимый след в истории научной мысли. Видные учёные, изобретатели, путешественники с благодарностью вспоминали, что юношеское увлечение творчеством этого французского писателя помогло им найти призвание. «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Ж.Верном, - признался К.Э.Циолковский. – Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему не повела бы, если бы не встретила помощь со стороны науки».

Учитель. Уважаемые ребята. Сегодня, как вы уже знаете, мы поговорим о жизни и творчестве великого французского писателя Жюля Верна. Каждый из вас провел определённую работу по поиску сведений о жизни и творчестве этого писателя.

-Какую цель нашего занятия в связи с этим мы поставим? (Ответы ребят)

-Какую образовательную задачу поставим? (Ответы ребят)

-А развивающую? (Ответы ребят)

-Что в себе будем воспитывать? (Ответы ребят)

- В своё время творчеством Жюля Верна очень увлёкся Лев Николаевич Толстой. Великий русский писатель отмечал необыкновенное дружелюбие французского коллеги. Я думаю, что наша работа сегодня тоже будет протекать в атмосфере взаимопонимания, взаимоподдержки и отличного настроения. Чтобы помочь друг другу создать это настроение, я предлагаю обратиться к страничке нашего класса в Интернете – это группа «Я люблю своих друзей» в социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/club44280343 ) и оставлять вам свои комментарии и оценки выступлений каждой группы.

Прежде чем перейти к защите проектов-презентаций каждой группой я предлагаю вам зарядиться положительной энергией от коллективного исполнения песни из кинофильма «Дети капитана Гранта» на слова В.Лебедева-Кумача, музыку И.Дунаевского «Песня о веселом ветре». Солируют Кристина Рябкова, Анастасия Волкова, Елена Кузнецова, Анастасия Шуметова.

(Ссылки: минусовка, текст песни, вариант в Интернете для тех ребят, кто захочет дома разучить песню со своей семьёй http://www.midi-karaoke.info/214dd355.html)

  1. Операционно-регулирующий этап.

Учитель. Все ребята в классе разделились на группы. Каждая группа живет на определённом литературном острове и по очереди принимает у себя гостей, т.е. нас. Хозяева презентуют свой остров так, как подготовились. Напоминаю, что гости оставляют комментарии в Интернете. Итак, отправляемся в морское путешествие, как и многие герои Жюля Верна. Всем семь футов под килем!

Остров №1 «Знакомьтесь, Жюль Габриэль Верн»

Гости. Здравствуйте, уважаемые биографы.

Биографы. Здравствуйте, гости дорогие. Предлагаем вам познакомиться с биографией Жюля Верна. Представьте, что вы – участники учебного проекта телеканала «Культура» «Академия». Ведет лекцию профессор, зав.кафедрой зарубежной литературы Григорий Андреевич Коряковцев. Ему слово.

Презентация 1 (текстовая ссылка: Приложение 1)

Г.А.Коряковцев. Какие у вас будут ко мне вопросы?

Вопросы зрителей (текстовая ссылка: Приложение 2.)



Остров №2 «Романист-фантаст»


Гости. Здравствуйте, уважаемые литераторы.

Литераторы. Здравствуйте, гости дорогие. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми романами Жюля Верна в читальном зале нашей виртуальной библиотеки. Вас приветствует библиотекарь Анжелика Уткина.

Презентация 2



Остров №3 «Экранные герои Ж.Верна»

Гости. Здравствуйте, уважаемые кинокритики.

Кинокритики. Здравствуйте, гости дорогие. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные и удачные в режиссёрском плане экранизации романов Жюля Верна. На нашем школьном телевидении рубрику «Киноанонс» представляет тезка Екатерины Мцутуридзе Екатерина Муравьёва.

Презентация 3 http://www.jules-verne.ru/film1.html

Кинокритики. Мы подготовили для гостей задание: вы должны по описанию – визитной карточке – угадать героев фильма «В поисках капитана Гранта». Все ребята нашего класса уже посмотрели этот замечательный советский приключенческий фильм, поэтому задание простое, но увлекательное.

Презентация 4


Остров №4 «Провидец научных изобретений»

Гости. Здравствуйте, уважаемые ученые.

Ученые. Здравствуйте, гости дорогие. Предлагаем вам отправиться на съёмку передачи «Хочу знать». Помощник Михаила Ширвиндта Николай Пермяков приветствует вас.

Презентация 5


  1. Рефлексия


Учитель. Спасибо всем группам за работу. Вы презентовали нам уникальные проекты. Давайте теперь посмотрим, как оценили вы работу друг друга. Выходим в Интернет http://vk.com/club44280343

- У кого-то есть еще устные дополнения? Кто не успел отправить комментарий?


Учитель. Чтобы вы самостоятельно оценили степень овладения вами знаний о жизни и творчестве Жюля Верна, предлагаю каждой группе ответить на вопросы викторины. Для групп 1 и 2 это вопросы с выбором ответа, запишите ваши варианты ответа на листок, группа 3 получает вопросы без выбора ответа, группа 4 отвечает на тест он-лайн. Отвечайте коллективно. Удачи вам!

1 группа http://www.chetvertnoy.ru/archive/6/6-15.shtml

2 группа http://www.libra ry.dn.ua/1library/nv/index.php?id_rubr=8&lang=

3 группа http://www.moskidka.ru/news.php?extend.3411

4 группа http://quiz.rugila.com/q/1601/

Подведение итогов викторины.


Учитель. Великим человеком, писателем, ученым был Жюль Верн. Он, как отважный капитан, является флагманом научно-фантастической литературы. Поэтому я предлагаю закончить наше морское путешествие по литературным островам «Песенкой об отважном капитане» на слова В.Лебедева-Кумача, музыку И.Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта».(http://www.doktorpapa.ru/audio-skazki-i-pesni-dlya-detey/karaoke-detskie-pesni-s-video/karaoke-pesenka-o-kapitane)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ