Технологическая карта по Литературе "М.Горький. «Старуха Изергиль»" 7 класс

Технологическая карта урока

Алексеева Елена Георгиевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 489

Московского района Санкт-Петербурга

Урок литературы в 7 классе

Тема урока: М.Горький. «Старуха Изергиль».

Тип урока: изучение нового произведения.

Задачи урока:

- образовательные: ввести понятия «романтический герой» и «романтический пейзаж», «вечный образ» (Прометей, Каин), закрепить сведения о роли рассказчика в художественном произведении;

-развивающие: уметь использовать новые понятия при анализе произведения, уметь сопоставлять и делать выводы из сопоставлений; уметь находить в тексте портрет и пейзаж и определять их роль;

- воспитательные: рассматривать позиции Ларры и Данко как позиции жертвующего собой и самоутверждающегося героев; подвести учащихся к осмыслению идеи произведения; воспитывать интерес к чтению; умение оценивать поступки, различать добро и зло.

Опорные понятия: литературный характер, герой, пейзаж, индивидуализм, эгоизм, композиция произведения, конфликт, рассказчик.

Новые понятия: романтизм, романтический герой и пейзаж, антитеза, вечные образы.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, русский язык.





Этап урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Мотивация познавательной деятельности.

  3. Организация познавательной деятельности.

  4. Подведение итогов.

Цели урока для учителя: Выявить уровень понимания самостоятельно прочитанного текста, познакомить с новыми понятиями, научить понимать роль композиции, рассказчика, идею произведения, научить использовать новые понятия при анализе произведения.

Ресурсы урока: учебник «Литература» для 7 класса. Часть 1. Под редакцией д.ф.н. профессора И.Н.Сухих. М., «Академия», 2013. Поурочное планирование к учебнику, рабочая тетрадь к учебнику (материалы предоставлены кафедрой АППО СПБ).

Цели урока для ученика: научиться внимательно читать, познакомиться с новыми понятиями и уметь использовать их при разговоре о литературном произведении. Уметь находить портрет героя и пейзаж. Уметь доказывать, что данное описание является романтическим. Научиться понимать роль пейзажа и портрета в произведении. Продолжить учиться сопоставлению героев, строить сравнительную характеристику. Закрепить представление о роли рассказчика в произведении и значении композиции.

Планируемые предметные результаты: учащиеся знают понятия «романтизм», «романтический герой и пейзаж», умеют пользоваться понятиями при разговоре о произведении, знают и понимают текст произведения М.Горького «Старуха Изергиль».

Планируемые метапредметные результаты.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные на каждом этапе урока.

Планируемые личностные результаты: учащиеся учатся оценивать чужие и свои поступки; осознают свои эмоции при чтении произведения, могут их объяснить; Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него и умеют отличать добро от зла; формулируют свою точку зрения на правоту или неправоту героя; умеют делать выводы о том, как поступить в неоднозначной ситуации.

  1. Актуализация необходимых знаний.

  2. Технология дебатов

Учитель объявляет тему, рассказывает об авторе, говорит о его отношении к книгам и понимании их роли в жизни человека. Вопрос классу: согласны ли вы с мнением Горького о роли книг ? Что дали книги вам? Как книги могут помогать человеку стать духовно сильнее? Учебник, статья на стр175-176.

Делают записи в тетради, отвечают на вопросы. Обсуждают проблему в форме дебатов.

Знакомство с писателем, с его мнениями о роли книг, чтения в жизни человека. Знакомство с новыми понятиями.

Познавательные: умение слушать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять цель деятельности.

Коммуникативные: излагать свое мнение, слушать других.

Личностные: аргументировано оценивать свой личный опыт.

Мотивация познавательной деятельности.

Технология критического мышления.

Мы говорим о рассказе Горького, в котором есть очень разные герои. Подумаем, как это произведение может помочь нам стать духовно сильными.

Послушаем сообщения учеников о вечных образах, которые помогут нам понять образы героев Горького.

Реализуют домашнее задание – рассказывают Каине и Прометее.

Класс записывает в тетрадь основные тезисы сообщений.

Знакомство с понятием «вечные образы» и конкретными примерами.






















Умение слушать и записывать главное.

Умение преподносить новую информацию.



Организация познавательной деятельности.

Технология мастерской – работа в группе, обобщение, рефлексия.





































Работа со статьей «Романтический герой» на стр. 176-178.









Работа со статьей «Романтический пейзаж» на стр. 178.

Какое духовное стремление выражает каждый из этих «вечных образов» ?

Делит класс на группы, дает задания: 1-3 группы подобрать определения, характеризующие Ларру, записать его характеристику в виде связного ответа.

4-6 группы то же о Данко.















Сделайте выводы о героях на основе статьи.









Найти пейзажи в тексте. Чем отличается романтический пейзаж от реалистического? Докажите, что это романтические пейзажи. Рассмотрите иллюстрации. Прокомментируйте их.

Каин – зависть, гордыня, эгоизм, жизнь для себя. Прометей – жертвенность, самоотдача, самоотверженность.

1 этап – каждый в своей тетради.

2 этап – обсуждение в группе.

3 этап – зачитывание полученных результатов 4 этап – рефлексия (что получилось).

Ларра

Эгоистичный

Злой

Самовлюбленный

Упрямый

Заносчивый

Одинокий

Черты:

Эгоизм

Индивидуализм

Гордыня

Сила характера

Стремление к свободе.

Данко

Активный

Бесстрашный

Мужественный

Щедрый

Одинокий

Гордый

Черты:

Любовь к людям

Сила характера

Стремление к свободе.


Выводы: оба героя романтические, исключительные, незаурядные личности. Но Ларра присвоил право стоять над людьми, а Данко – вместе с ними преодолевает трудности и все же оказывается противопоставлен им своей силой и жертвенностью.



Читают статью, находят пейзаж в произведении. Доказывают, что они романтические: одушевление природы (степь поглотила…и выпила). Используются традиционные для романтизма образы: море, степь, лес). Построены на контрастах (тень и свет).



Познавательные:

владение смысловым чтение,

умение анализировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

Определение цели, выдвижение версий, работа по плану.

Коммуникативные:

Создание устного высказывания, организация работы в группе, преодоление конфликтов.

Осознание своих эмоций, осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, умение выбирать, как поступить в неоднозначных ситуациях.

Подведение итогов. Рефлексия

Что узнали? Что делали? Чем пользовались? Каковы выводы?

Вспомним главный вопрос урока: как книга Горького помогают нам стать духовно более сильным?

Ларра и Данко – романтические образы, рассказ – романтическое произведение, построенное на контрастах, антитезе. Герои противопоставлены друг другу как идеал и антиидеал. Рассказ Горького учит верить в предназначение человека, его возможности, силу, опасаться гордыни, индивидуализма и трусости, которая не готова принять подвиг героя.

Понимают проблематику произведения, знают понятие «вечные образы», могут применить знание при анализе конкретного произведения.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ