Конспект урока по Литературе "Введение. Жанры литературных произведений" 9 класс
Шеина Л.И. стр.
Урок № 1. Введение. Жанры литературных произведений.
Цель:
- показать учащимся, что каждый литературный жанр образован определенным сочетанием качеств, выражающих отношение писателя к предмету изображения.
- формирование чувства прекрасного посредством обращения к скульптурным изображениям муз-покровительниц искусства.
- совершенствование ОУУН ( анализ, сравнение).
Лекция учителя с использованием ИКТ.
Задание учащимся: составление плана –конспекта лекции учителя.
Искусство так же разнообразно и бесконечно, как жизнь, которую оно отражает, пытается понять, осмыслить, преобразить
Слайд № 2.
. Все литературные произведения делятся на 3 рода, каждый из литературных родов включает в себя произведения разных видов или жанров.
Слайд № 3.
Жанр - это сочетание своеобразных свойств , объединяющих произведения данного вида.. Так, басня у разных писателей разных эпох при непохожести сюжетов, образности, художественной манеры имеет ряд устойчивых признаков:
Короткий сюжет,
Аллегория,
Мораль.
Жанр не является чем-то внешним по отношению к смыслу произведения. Это глубинное отношение автора к предмету изображения. То, что возможно в сказке, далеко не всегда может происходить в рассказе. От баллады мы ждем необычайного события, а от басни насмешливой мудрости.
Чтобы понять, чем жанры отличаются друг от друга, обратимся к описанию покровительниц искусства – музам.
Слайд № 4., 5
По греческой мифологии, 9 сестер, дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, были спутницами Аполлона, Бога Солнца и искусства. Изображения Муз можно увидеть в Павловском парке в Санкт-Петербурге.
Клио — муза истории,
Талия — муза комедии,
Эрато — муза любовной поэзии,
Эвтерпа — муза лирической поэзии,
Полигимния — муза пантомимы и гимнов.
Каллиопа — муза эпической поэзии,
Терпсихора — муза танца,
Урания — муза астрономии,
Мельпомена — муза трагедии,
Слайд № 6
Здесь и мудрая Клио – муза истории,
Слайд № 7
и величественная муза астрономии – Урания,
Слайд № 8
и резвая муза танцев Терпсихора.
Познакомимся поближе с музами, которые связаны с разными родами и видами литературы.
Слайд № 9.
Полигимния – муза торжественных песнопений, гимнов. Она строга и благородна. В ее жестах есть энергия порыва и сдержанности.
Гимн – литературный жанр, который берет начало в древности и жив сегодня. Гимн прославляет, он всегда рожден восхищением, он торжественен, мощен, величав, широк по своей мелодичности, по своему дыханию. Это главное свойство жанра. Вспомните «Песню о Буревестнике» М.Горького. Это гимн свободе. Гимновый лад звучит в произведениях Маяковского, Вознесенского, Рождественского.
Слайд № 10
Эрато – муза любовной поэзии. Тело ее сжато напряжением., взгляд ее неотрывен, в нем и нежность, и страдание. О чем поет Эрато? Может быть, на ее устах пушкинское стихотворение «Я вас любил…». Это стихотворение Пушкина можно считать элегией, жанром тоже древним. По-гречески – elegos - жалоба. Элегиями называются стихотворения, проникнутые грустью, печалью. В элегиях звучат мотивы любви, но причиной грусти может быть и разлука с родиной, и размышления о природе, об обществе. Здесь вспоминается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Тучи».
Слайд № 11
Верховной музой лирической поэзии , которой были отданы другие поэтические жанры, считалась Эвтерпа, которая изображалась с двойной флейтой в руке оттого, что при чтении лирической поэзии нужно ощутить родство читателя и поэта, чтобы услышать музыку смысла и стиха. Читатель и поэт должны слиться в едином чувстве, как две флейты в руках Эвтерпы. И только тогда стихотворение открывается и звучит.
Вот эта обращенность лирической поэзии к читателю особенно заметна в таком жанре, как послание. В виде послания написаны стихотворения А.С.Пушкина «Няне», «Пущину», «В Сибирь», «К Чаадаеву». И каждое из этих пушкинских посланий обращено не только к конкретному человеку , близкому поэту, но и к далекому читателю времен Пушкина, и будущих времен. И сквозь века каждому из нас, а не только другу своему Петру Яковлевичу Чаадаеву, говорит Пушкин
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Во всех музах – покровительницах поэтических жанров- заметна взволнованность, открытое проявление чувств : и в гордой Полигимнии, и в страстной Эрато, и в дерзкой и нежной Эвтерпе.
А вот у музы эпической поэзии облик более спокойный и деловитый. Она не столько воспевает, выражает свои чувства, сколько изучает жизнь.
Слайд № 12
Муза Каллиопа изображалась с палочками для писания и навощенными дощечками. В эпосе, действительно, обычно два центра внимания:
События, герои, природа – предмет изображения,
Автор, который все оценивает и открывает нашему взгляду, повествует о событиях.
Слайд № 13, 14.
Работа со слайдами №№ 15,16,17,18.
Обратить внимание на лиро-эпические жанры.
В них есть событийный сюжет, не растворенный в авторском чувстве. В этих жанрах мы должны одновременно следить за событиями и героями, и автором, повествующем о них и их оценивающим.
Повесть как жанр отличается от рассказа тем, что в ней дана цепь событий, проясняющих судьбу человека. Рассказ, как правило, строится на одном эпизоде, разом проявляющем характер главного героя. Выбор жанра автором уже свидетельствует о том, какое значение придает он описываемым явлениям.
Слайд № 19
Сравним два знакомых нам произведения стихотворение М.Ю.Лермонтова «Два великана» и басню И.А.Крылова «Волк на псарне».
(Чтение произведений учителем или прослушивание записей на CD –диске.)
Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор,
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку,
Псари кричат : « Ахти, ребята, вор!»-
И вмиг ворота на запор,
В минуту псарня стала адом.
Бегут : иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!- кричат,- огня!» - пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется , хотел бы всех он съесть.
Но, видя то, что тут не перед стадом,
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец в переговоры.
И начал так : « Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват т кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры,
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я …» - «Послушай-ка , сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю,
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел о нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел-тряхнул главою…
Ахнул дерзкий – и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною щумит.
Беседа.
Оба произведения написаны о войне 1812 года, о поединке России и Наполеона, оба содержат аллегорию, иносказание.
- Как изображено столкновение русских и французов у Лермонтова?
Как состязание великанов.
- Есть ли описание событий войны 1812 года? Как представлен сюжет?
Сюжет дан обобщенно, главным является выражение отношения поэта к соперникам.
- Как изображен старый русский великан?
Неторопливый, уверенный в своей силе, изображен поэтом с гордостью.
- Что можно сказать об отношении поэта к пришельцу?
Француз изображен с иронией, ирония в конце предложения оборачивается сочувствием к судьбе побежденного.
Вот эта смена чувств : от любования русским богатырем к тревоге, гордости, торжеству и печали – главное в лермонтовском стихотворении. Поэтому оно принадлежит к лирическим жанрам.
- что можно сказать о сюжете в крыловской басне?
У Крылова мы видим , как происходят события, сюжет разработан до мелочей. Крылов позволяет нам самим все увидеть.
- каково его отношение к событиям? Только ли он выражает свои чувства?
Крылов не столько занят выражением своих чувств по поводу происходящего, сколько пытается объяснить их причины.
- Как изображает Крылов хитрость коварного зверя, оказавшегося в жалком и опасном положении?
С откровенной иронией, эти хитрости вызывают смех читателя.
Таким образом, выбор жанра
( лирическое стихотворение или басня) показывает отношение автора к событию. Лермонтов видит в войне 1812 года грозный поединок героев, Крылов – смешную попытку нерасчетливого и наглого врага обмануть тех, на кого он напал.
Следовательно, выбор жанра свидетельствует об отношении автора к изображаемому.
Подведение итогов урока. Фронтальный опрос.
Задание на дом ( письменно):
Какая из Муз больше всего понравилась? Почему? Какие жанры литературы близки? Почему?
Определите, к каким жанрам относятся следующие произведения? Почему? Определите свойства, которые побуждают вас отнести эти произведения к тому или иному жанру. Обоснуйте свой ответ.
« Мцыри» М.Ю.Лермонтова, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Люблю грозу в начале мая» Тютчева.
Читать Эсхил «Прометей Прикованный»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ