Конспект урока по литературному чтению "Э.Н.Успенский « Чебурашка»" 1 класс

Предмет: литературное чтение

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-методическому плану:

«Э.Н.Успенский « Чебурашка »

Номер урока по теме: 1

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: познакомить с творчеством Э.Н.Успенского; выработка осознанного, правильного чтения; развивать речь детей, навык чтения, умение работать с текстом; воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.

Ожидаемые результаты: осознанное и безошибочное чтение изучаемого на уроке произведения.

Этапы урока

1. Организационный момент. (0, 5 минуты)

2. Проверка домашнего задания (2, 5 минуты)

3. Разминка (2 минуты)

4. Изучение нового материала (25 минут)

5. Закрепление(2 минуты)

6. Контроль знаний (4 минуты)

7. Итог урока (2 минуты)

8. Рефлексия (1, 5 минуты)

9. Инструктаж домашнего задания (0,5 минуты)

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд-презентация, выставка книг Э.Н.Успенского.

Ход урока. Слайд 2

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Сначала мы проверим домашнее задание.

- Кто желает на время превратиться в Винн-Пуха и рассказать нам одну из песенок?

Все выступили ярко, выразительно, с хорошим настроением. Давайте поаплодируем нашим артистам.

3. Разминка.

А) Дыхательная гимнастика.

Задуйте свечу.

* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Б) Скороговорка

Доброе братство лучше богатства.

Слайд 3

- Как вы понимаете эту пословицу?

В) - Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.

Глаза ваши смотрят,
Они все видят и запоминают.
Ушки ваши не просто слушают,
Они все слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
Не допускайте, чтобы язык.

Забегал вперед ума!

- Как вы это понимаете?

4. Изучение нового материала.

А) Сведения о писателе.

- Прочитайте фамилию писателя, произведение которого мы будем сегодня читать. Она спрятана в цепочке букв.

Слайд 4

Слайд 5

- Эдуард Николаевич Успенский родился в Егорьевске. Окончил Московский авиационный институт и три года работал инженером. Ещё учась в институте, начал печататься. Первая книга стихов для детей «Смешной слонёнок», а через год – повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья». С тех пор написал много стихотворений, весёлых, озорных, во многом поучительных. Циклы произведений о крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино послужили основой для создания мультфильмов и пьес, которые с интересом смотрят уже многие поколения.

Б) Работа с выставкой книг

- Обратите внимание на выставку книг Э.Н.Успенского. Эти интересные книги я советую вам взять в нашей библиотеке и прочитать.

- Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - “Крокодил Гена и его друзья” - вышла в свет в 1966 году.

Ученик выходит с книгой “Крокодил Гена и его друзья”

- Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем “Вы”. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу навырост. Ребёнок упал, а папа сказал: “Опять чебурахнулся!” Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.

Ученица выходит с книгой «Крокодил Гена – лейтенант милиции»

- Известно ли вам, ребята, что есть продолжение «Крокодил Гена и его друзья». Где Крокодил Гена служил в Армии и стал лейтенантом милиции.

Гена был замечательным молодым бойцом. Он лучше всех бросал гранату, смело прыгал с парашюта и отлично маскировался. За отличные успехи по службе Гена был награждён медалью “За отвагу, смелость, героизм и нырятельность”. Книга “Крокодил Гена – лейтенант милиции” - о новой жизни Крокодила Гены после службы в Армии


В) Целевая установка.

- Сегодня на уроке мы будем учиться читать осознанно, без ошибок и отвечать на вопросы словами из текста. Мы сегодня прочитаем отрывок из сказки Э.Н.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.


- А теперь давайте узнаем, как он называется.

Слайд 6

- Глазами проследить путь от цифры 1 до буквы, от цифры 2 до буквы и т.д. прочитать.

Г) Первичное чтение учителя.

- Я прочитаю вам сказку, вы следите за моим чтением и после прочтения ответите на вопрос «Понравилась вам сказка или нет».

(после чтения)

- Поднимите руки, кому сказка понравилась? Чем?

- Какие слова вам были непонятны?

Давайте прочитаем эти слова и выясним их смысл.

  1. Читаем по слогам, затем целыми словами.

Слайд 7

тро-пи-чес-ком – тропическом – тропики, наиболее жаркая местность на земном шаре.

бра-ко-ван-ный - бракованный, предмет с изъяном, некачественный.

Че-бу-рах-нул-ся – чебурахнулся, упал или ударился с шумом.

Бе-зус-лов-но – безусловно, конечно

Не-из-вест-ным - неизвестным

2) Читаем внимательно целыми словами.

Слайд 8

Забавный – интересный, занимательный.

Каюта – отдельное помещение на судне.

Затекли – распухли, как бы налившись чем-нибудь.

Уценённые товары - товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Д) Физкультминутка «Чебурашка»

Слайд 9

Поднимитесь, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Покачайтесь, распрямитесь,

Помашите, покружитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните..

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

Е) Чтение учащимися по цепочке.

- Давайте осмысленно прочитаем рассказ, постараемся читать без ошибок. После прочтения я буду задавать вопросы.

Ж) Выборочное чтение текста.

- Где жил Чебурашка?

- Как он попал в ящик с апельсинами? Прочитайте.

- Как Чебурашка попал в магазин? Прочитайте.

- Почему зверьку дали такое странное имя? Прочитайте.

-Куда отнёс директор Чебурашку?

- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

- Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?

- Где стал работать и жить Чебурашка?


5. Закрепление.

- Давайте проверим, как вы внимательно и осознанно читали произведение.

1) Игра «Продолжи предложение»

Чебурашка жил в густом…………(тропическом лесу).

Чебурашка забрался в ящик с апельсинами, чтобы……(позавтракать).

Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал……………..(внимание прохожих).

Слайд 10

2) – Составьте цепочку событий.

Ящик с апельсинами.

Магазин уценённых товаров.

Корабль.

Фруктовый магазин.

Слайд 11

6) Контроль знаний.

Слайды 12-14

Выбери правильный ответ.

1. Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал?

A) «Приключения Чебурашки»

Б) «Крокодил Гена и его друзья»

B) «Чебурашка и старуха Шапокляк»


2. Объясни значение выражения «Уценённые товары».

A) мелкие бытовые товары
Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости

B) непродовольственные товары


3. Где жил Чебурашка?

A) в пустыне

Б) на необитаемом острове

B) в тропическом лесу


4. Почему его сначала никак не звали?

A) он был ещё маленький

Б) он ещё не встречался с людьми

B) другие звери с ним не дружили


5. Как он попал в ящик с апельсинами?

  1. его поймали и посадили туда

  2. он туда полез за апельсинами

  3. он туда случайно упал с дерева


6. Куда привезли ящик с апельсинами?

А) во фруктовый магазин большого города

Б) в зоопарк большого города

В) на деревенский рынок


Взаимопроверка. Работа в парах. Слайд 15

1 – А

2 – Б

3 - А

4 – Б

5 – В

6 - А


7. Итог урока.

  • С произведением какого автора мы познакомились?

  • О чем хотел сказать Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья).

  • Какие пословицы о дружбе вы знаете?


Слайд 16

Дополни пословицы:

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”,

Нет друга - ищи, а нашел - береги”,

Хочешь дружить – (сам будь другом).

- Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова еще одного замечательного героя кота Леопольда


Все: Ребята, давайте жить дружно!

Только у добрых людей бывает много друзей.


8. Рефлексия.

- Продолжите предложения.

Слайд 17

9. Инструктаж домашнего задания.


Приготовить краткий пересказ сказки.

По желанию нарисовать иллюстрацию к отрывку.


Литература:

С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс».

О.В.Узорова «Тесты по литературному чтению»






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ