Урок литературного чтения (4 класс) Тема. «Поучение Владимира Мономаха детям»
Урок литературного чтения (4 класс)
Тема. «Поучение Владимира Мономаха детям».
Эпиграф: «Постарайтесь творить всякие добрые дела».
Цель: продолжить знакомство учащихся с духовной литературой;
способствовать развитию умений работать с художественным и
литературоведческим текстами,
способствовать развитию самостоятельности творческого мышления
учащихся;
прочитав фрагменты «Поучения « Владимира Мономаха, выявить
общенравственный смысл и христианские традиции произведения.
Оборудование: тексты для анализа:
(книга для чтения Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света», фрагменты из Священного писания, тексты «Поучения»);
мультимедийная презентация.
Форма урока:
Комбинированный урок с использованием ИКТ,
Цели: 1.Сформировать понимание роли В. Мономаха в объединении Руси.
2.Учить работать с текстом учебника. 3.Развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные способности 4.Развивать речь, память, мышление, внимание учащихся. 5.Воспитывать любовь к Родине Задачи: оптимизация образовательного процесса в начальной школе; внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса.
Ожидаемые результаты:
повышение интереса учащихся к изучаемому предмету,
Этапы урока
Содержание урока
Слайд
1.Организацион-ный момент.
Целевая установка.
Слайд
№1
2.Проверка домашнего задания
Вопросы стр.79 - фронтально
3.Работа по новой теме.
«Поучение Владимира
Мономаха детям».
В ХII в уже стояли города - Ростов, Суздаль, Ярослав, Муром...
Русские князья ссорились между собой, превращая ссоры в разорительные войны.
- К чему вела непрерывная борьба между князьями?
- К постепенному обособлению земель и разделению Киевской Руси на «отчины». Конечно, раздробленность Руси ослабляла способность противостоять внешним врагам.
- А были среди князей благочестивые, которые боролись за объединение, сплочение великой державы – Руси?
( Великий князь Владимир, его сын, тоже великий князь, Ярослав Мудрый; великий князь Всеволод; его сын Владимир Мономах, великий князь.)
Знаете ли вы, что в конце своей жизни, Владимир Мономах оставил духовное завещание?
Итак, мы продолжим знакомство с духовной литературой; прочитаем фрагменты из «Поучения» Владимира Мономаха, постараемся понять общенравственный смысл и христианские традиции его произведения.
Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.
( Владимир Мономах)
Выделите ключевые слова в каждом из высказываний. (Нравственность, добро, мир) –
Владимир Мономах – автор «Поучения».
Словарная работа
Поучение – один из жанров древнерусской литературы. Как вы понимаете значение слова «поучение»? Подберите однокоренные слова.
Поучение = побуждение к учению.
Слайд
№2
Слайд
№3
4. ИТОГ.
5. Домашнее задание.
Определение жанра. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя; он поучал его.
Повторение теоретического (литературоведческого) материала
Когда возникла древнерусская литература, в связи с каким событием?
(ХI век, принятие христианства)
На каком языке была написана древнерусская литература и в каком варианте она существовала? (Древнерусский язык. Рукописный вид.)
Назовите жанры древнерусской литературы. (Летопись, предание, поучение, хождение, слово, повесть, житие, рассуждение, легенда, похвала, наставление)
Владимир Мономах – автор «Поучения». Определение поучения как жанра древнерусской литературы- Как вы думаете, в каком возрасте Владимир Мономах написал своё «Поучение»?
Работа с текстом «Поучения» Владимира Мономаха.
Чтение учащимися отрывка из «Поучения» Владимира Мономаха.
- Какие наставления даёт Владимир Мономах детям?
- В чём смысл поучений, наставлений, советов Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам необходимыми и сегодня?
(Ответы детей.)
- Обратимся к заповедям (правилам) Закона Божия.
Работа с фрагментами Божиих заповедей.
Чтение учащимися фрагментов Божьих заповедей
-Какие наставления Владимира Мономаха перекликаются с заповедями Божиими?
(Ответы детей.)
Проверка
Что запомнилось сегодня на уроке?
Что показалось сложным?
Какова личность Владимира Мономаха? Чем он отличается?
( - образованностью, нравственностью, имеет богатый жизненный опыт, социальный статус.
Что свидетельствует о начитанности, образованности Мономаха?
(Воспитывался на Священном Писании, святоотеческой и житийной литературе. Псалтырь брал всегда с собой в дорогу
Учебник стр.80 -81
Вопросы стр. 81, СОСТАВИТЬ ПОУЧЕНИЕ СВОИМ МЛАДШИМ БРАТЬЯМ, СЁСТРАМ, ДРУГУ.
СЛАЙДЫ
№3 – 12
СЛАЙД 13
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ