Конспект урока по литературному чтению "М.М.Зощенко «Золотые слова»" 3 класс




Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»

Класс: 3 класс, УМК «Гармония»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

Развивающие: способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.


Ход урока:

I. Оргмомент.

Учитель:

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Он пойдет сегодня в прок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

II. Актуализация опорных знаний.

На доске записаны два слова: Этика, этикет.

Учитель: Что общего у этих слов? (однокоренные)

Учитель: Кто объяснит значения этих слов? (учащиеся пробуют объяснить)

Учитель: В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов.

/на доске появляются карточки /

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Учитель: Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? (воспитанный человек)

Учитель: Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

III. Подготовка к изучению нового материала.

/На экране появляется портрет писателя./

Учитель: Сегодня мы познакомимся с М.М.Зощенко.

Учитель: Что вы о нём знаете? (подготовленный ученик рассказывает о писателе)

Ученик: Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.

Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

Учитель: Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.

Учитель: Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея?

Учитель: Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью.

Учитель: Какие произведения М.Зощенко вы читали?

Учитель: На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг.

Учитель: Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне»

IV.Сообщение темы, целей урока.

Учитель: Попробуйте определить тему урока. (учащиеся высказывают предположения)

Учащиеся: Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.

М.Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.

Учитель: Рассказ «Золотые слова», как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

Учитель: Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные)

Учитель: Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Учитель: Я предлагаю вам обратиться к нашей шкатулке волшебных слов, которую мы ведем с вами со 2 класса. (учащиеся вынимают карточки со словами и зачитывают)

простите

здравствуйтездравствуйтездравствуйте

извините

До свидания

спасибо


Спокойной ночи

Доброе утро

благодарю

пожалуйста

Доброй ночи



Учитель: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова.

Словарная работа.

(На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте.)

Прельщала стала заманчивой, приятной.

Угореть отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаятьсясознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

V. Первичное чтение.

- После прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос «От чьего имени ведется рассказ?»

  1. Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

Учитель: От чего имени ведётся рассказ?

Учитель: Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)

Учитель: Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

Учитель: Как наказал отец Миньку и Лёлю?

Учитель: Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

Учитель: Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Лексическая работа.

Учитель: Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.

(Работа в микрогруппах по карточкам)

Тараторила без концаговорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголкахсидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие - исправить положение

Физминутка

Музыкальная физминутка

2.Продолжение чтения

- Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим?

2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Учитель: Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

Учитель: Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Учитель: Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

Учитель: Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

Учитель: Как вы думаете, чем закончится рассказ?

3.Чтение до конца.

Учитель: Почему папа назвал их поведение глупым?

4.Восстановление плана.

Учитель: Попробуйте восстановить план рассказа.

VI. Беседа.

Учитель: Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

Учитель: Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

Учитель: В чем заключается основная мысль рассказа?

VII.Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?

Учитель: Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

Закончите урок одним из предложений

-Урок привлек меня тем …

- Я задумался о …

- Хотелось бы поблагодарить …

VIII. Домашнее задание.

Выразительное чтение по ролям.
















Используемые источники информации:

1. Список используемой литературы

  • Внеклассное чтение: 4 класс: Пособие для учителей / Е.С. Гостимская, М.И. Мишина - М.:5 за знания, 2006.

  • Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс /В помощь школьному учителю / С.В. Кутявина – М.: ВАКО, 2008.

  • Толковый словарь русского языка современная версия / Даль В.И. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

2. Список использованных материалов, Интернет-ресурсов

Биография и творчество М.Зощенко

Рассказ В.Осеевой «Навестила»

Обложки книг

Физкультминутка

Музей, комната

Иллюстрация

Масло и нож, стакан с чаем






























Приложение №1

Рассказ «Навестила»


Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

- Пойди и узнай, что с ней: может она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

- Ох, Валечка! – сказала Муся. – У тебя, наверно, флюс? Ах, какой флюс был у меня летом! И ты знаешь, мама была на работе …

- Моя мама тоже на работе, - сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье …

- Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье и горячую грелку …

- Да , да , грелка …Муся , у нас на кухне стоит чайник … Это не он

шумит?

- Нет, это, верно, дождик!

Муся вскочила и побежала к окну.

- Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, надела галоши, просунула голову в дверь и крикнула:

- Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе!

Валя вздохнула, потрогала грелку и стала ждать маму.

- Ну что? Что она говорила? – спрашивали Мусю девочки.

- Да она ничего не говорила! – радостно сообщила Муся. – А помогает ей только грелка и полосканье!

Валентина Осеева

(Флюс – зубная болезнь, отёк десны.)


Вопросы.

  1. С каким чувством Муся выслушивала больную подругу? Как она относилась к её просьбам?

  2. Как чувствовала себя Валя во время посещения «подруги»?

  3. Как ты думаешь, что подумали подруги о Мусе и о своей больной подруге?










Приложение №2

ТЕСТ

  1. Что забавляло Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?

А) вкусная еда, Б) интересные рассказы, В) кто как ест?


2. Как Леля вела себя за столом:

А) сидела тихо, Б) тараторила без умолку, В) хвалила еду?


3. Начальник рассказывал историю:

А) о пожарном, Б) о враче, В) о свадьбе?


4. Лёлю и Миньку наказали на:

А) неделю, Б) месяц, В) два месяца?


5. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:

А) чавкать, Б) разговаривать, В) есть руками?


6. Неприятная история произошла из – за:

А) булки с маслом, Б) бутерброда с колбасой, В) жареной курицы?


7. Масло упало:

А) на стол, Б) в тарелку папиного начальника, В) в стакан с чаем?


8. Что сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?

А) подпрыгнул на стуле, Б) громко закричал, В) убежал из комнаты?


9. В чём было главное «преступление» детей:

А) промолчали,

Б) нарочно кинули масло в стакан,

В) убежали из комнаты?


10. Золотыми словами были те, что учили:

А) всегда слушаться взрослых,

Б) всё делать с учётом изменившейся ситуации,

В) никогда не вмешиваться в разговоры старших?






Приложение №3


Восстановите правильный порядок событий


План:



Помилование и папины условия.


Папин совет или Золотые слова.


Ужин со взрослыми.


Плохое воспитание или История о пожарном.


Наказание.


Заключение или Золотые слова жизни.


Главное преступление или случай с маслом в чае.

Приложение № 4


« … Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло) то на меня, то на стакан с чаем.

Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (уводить, отводит) руку от стакана. Но тут моё масло (неожиданно, нежданно) с ножа и упало прямо в чай … »


« … Она стала смяться (оглядываясь, поглядывая) то на меня, то на стакан с чаем.

Но она ещё больше (посмеялась, засмеялась) когда папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой (помешивать, смешивать) чай.

Он мешал долго, так что всё масло (растаяло, подтаяло) без остатка. И чай стал похож на куриный бульон».




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ