Конспект урока по литературному чтению "М.М.Зощенко «Золотые слова»" 3 класс
Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»
Класс: 3 класс, УМК «Гармония»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.
Развивающие: способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Учитель:
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Он пойдет сегодня в прок.
Постарайтесь все понять,
Что-то новое узнать.
II. Актуализация опорных знаний.
На доске записаны два слова: Этика, этикет.
Учитель: Что общего у этих слов? (однокоренные)
Учитель: Кто объяснит значения этих слов? (учащиеся пробуют объяснить)
Учитель: В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов.
/на доске появляются карточки /
Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.
Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.
Учитель: Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? (воспитанный человек)
Учитель: Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.
III. Подготовка к изучению нового материала.
/На экране появляется портрет писателя./
Учитель: Сегодня мы познакомимся с М.М.Зощенко.
Учитель: Что вы о нём знаете? (подготовленный ученик рассказывает о писателе)
Ученик: Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.
Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.
Учитель: Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.
Учитель: Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея?
Учитель: Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью.
Учитель: Какие произведения М.Зощенко вы читали?
Учитель: На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг.
Учитель: Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне»
IV.Сообщение темы, целей урока.
Учитель: Попробуйте определить тему урока. (учащиеся высказывают предположения)
Учащиеся: Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.
М.Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.
Учитель: Рассказ «Золотые слова», как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?
Учитель: Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные)
Учитель: Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?
Учитель: Я предлагаю вам обратиться к нашей шкатулке волшебных слов, которую мы ведем с вами со 2 класса. (учащиеся вынимают карточки со словами и зачитывают)
простите здравствуйтездравствуйтездравствуйте извините До свидания спасибо
Спокойной ночи Доброе утро благодарю пожалуйста Доброй ночи
Учитель: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова.
Словарная работа.
(На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте.)
Прельщала – стала заманчивой, приятной.
Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.
Угоревший – отравился угаром.
Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.
Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.
V. Первичное чтение.
- После прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос «От чьего имени ведется рассказ?»
Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.
Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.
1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)
Учитель: От чего имени ведётся рассказ?
Учитель: Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)
Учитель: Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?
Учитель: Как наказал отец Миньку и Лёлю?
Учитель: Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.
Учитель: Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?
Лексическая работа.
Учитель: Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.
(Работа в микрогруппах по карточкам)
Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.
Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.
Желала загладить происшествие - исправить положение
Физминутка
Музыкальная физминутка
2.Продолжение чтения
- Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим?
2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)
Учитель: Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?
Учитель: Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?
Учитель: Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.
Учитель: Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?
Учитель: Как вы думаете, чем закончится рассказ?
3.Чтение до конца.
Учитель: Почему папа назвал их поведение глупым?
4.Восстановление плана.
Учитель: Попробуйте восстановить план рассказа.
VI. Беседа.
Учитель: Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?
Учитель: Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».
Учитель: В чем заключается основная мысль рассказа?
VII.Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?
Учитель: Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.
Закончите урок одним из предложений
-Урок привлек меня тем …
- Я задумался о …
- Хотелось бы поблагодарить …
VIII. Домашнее задание.
Выразительное чтение по ролям.
Используемые источники информации:
1. Список используемой литературы
Внеклассное чтение: 4 класс: Пособие для учителей / Е.С. Гостимская, М.И. Мишина - М.:5 за знания, 2006.
Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс /В помощь школьному учителю / С.В. Кутявина – М.: ВАКО, 2008.
Толковый словарь русского языка современная версия / Даль В.И. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
2. Список использованных материалов, Интернет-ресурсов
Биография и творчество М.Зощенко
Рассказ В.Осеевой «Навестила»
Обложки книг
Физкультминутка
Музей, комната
Иллюстрация
Масло и нож, стакан с чаем
http://0.tqn.com/d/germanfood/1/0/k/I/-/-/800px-NCI_butter.jpg
http://img-samara.fotki.yandex.ru/get/3301/art-diveevo.1a/0_1a9ee_5f5df7c_XS
Приложение №1
Рассказ «Навестила»
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
- Пойди и узнай, что с ней: может она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
- Ох, Валечка! – сказала Муся. – У тебя, наверно, флюс? Ах, какой флюс был у меня летом! И ты знаешь, мама была на работе …
- Моя мама тоже на работе, - сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье …
- Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье и горячую грелку …
- Да , да , грелка …Муся , у нас на кухне стоит чайник … Это не он
шумит?
- Нет, это, верно, дождик!
Муся вскочила и побежала к окну.
- Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, надела галоши, просунула голову в дверь и крикнула:
- Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе!
Валя вздохнула, потрогала грелку и стала ждать маму.
- Ну что? Что она говорила? – спрашивали Мусю девочки.
- Да она ничего не говорила! – радостно сообщила Муся. – А помогает ей только грелка и полосканье!
Валентина Осеева
(Флюс – зубная болезнь, отёк десны.)
Вопросы.
С каким чувством Муся выслушивала больную подругу? Как она относилась к её просьбам?
Как чувствовала себя Валя во время посещения «подруги»?
Как ты думаешь, что подумали подруги о Мусе и о своей больной подруге?
Приложение №2
ТЕСТ
Что забавляло Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?
А) вкусная еда, Б) интересные рассказы, В) кто как ест?
2. Как Леля вела себя за столом:
А) сидела тихо, Б) тараторила без умолку, В) хвалила еду?
3. Начальник рассказывал историю:
А) о пожарном, Б) о враче, В) о свадьбе?
4. Лёлю и Миньку наказали на:
А) неделю, Б) месяц, В) два месяца?
5. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:
А) чавкать, Б) разговаривать, В) есть руками?
6. Неприятная история произошла из – за:
А) булки с маслом, Б) бутерброда с колбасой, В) жареной курицы?
7. Масло упало:
А) на стол, Б) в тарелку папиного начальника, В) в стакан с чаем?
8. Что сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?
А) подпрыгнул на стуле, Б) громко закричал, В) убежал из комнаты?
9. В чём было главное «преступление» детей:
А) промолчали,
Б) нарочно кинули масло в стакан,
В) убежали из комнаты?
10. Золотыми словами были те, что учили:
А) всегда слушаться взрослых,
Б) всё делать с учётом изменившейся ситуации,
В) никогда не вмешиваться в разговоры старших?
Приложение №3
Восстановите правильный порядок событий
План:
Помилование и папины условия.
Папин совет или Золотые слова.
Ужин со взрослыми.
Плохое воспитание или История о пожарном.
Наказание.
Заключение или Золотые слова жизни.
Главное преступление или случай с маслом в чае.
Приложение № 4
« … Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло) то на меня, то на стакан с чаем.
Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (уводить, отводит) руку от стакана. Но тут моё масло (неожиданно, нежданно) с ножа и упало прямо в чай … »
« … Она стала смяться (оглядываясь, поглядывая) то на меня, то на стакан с чаем.
Но она ещё больше (посмеялась, засмеялась) когда папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой (помешивать, смешивать) чай.
Он мешал долго, так что всё масло (растаяло, подтаяло) без остатка. И чай стал похож на куриный бульон».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ