Конспект урока по литературному чтению "ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ"

МБОУ Первомайская СОШ

Красносулинского района

Учитель: Соловьева Ю.П.


ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ)

«ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»


Базовый учебник - Азбука В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин. Москва Просвещение 2012 г.

УМК «Школа России»

Тип урока: урок обобщение и систематизация предметных ЗУНов и УУД.

Форма урока: урок-праздник с использованием цифрового оборудования.

Цель: обобщить знания учащихся, полученные при изучении азбуки.

Задачи:

1.Создание ситуации, в которой учащиеся применяют свои знания.

2.Способствовать развитию умения грамотно, выразительно излагать свои мысли, дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции.

3.Способствовать привитию интереса к книге, к чтению.

4.Воспитывать чувства любви и заботы о животных.

Формируемые УУД:

умение выступать перед другими, держаться у доски;

развитие мышления, творческих способностей;

умение ориентироваться в практических заданиях и регулировать весь процесс его выполнения;

развитие способностей делать выводы, самостоятельно выделять существенные признаки сравниваемых объектов;

умение оформлять свою мысль в устной речи.


Планируемые результаты

Личностные результаты: проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты: могут самостоятельно правильно называть все буквы алфавита, составлять слова из букв и слогов, использовать свои знания на практике.

Метапредметные результаты:

- оценивают правильность выполнения действий;

- высказывают свои предположения;

- слушают и понимают речь других;

-находят ответы на вопросы, используя информацию, полученную на предыдущих уроках.



Ход урока.

1.Орг.момент

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.


2.Постановка учебной задачи.

Учитель: Уважаемые учителя, родители, гости нашего праздника! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школьную книгу Азбука. За это время первоклассники очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Дорогие ребята! Пришло время показать нашим гостям, как вы работаете на уроке, что новое узнали и чему научились за это короткое время.


Сегодня мы совершим морское путешествие на Литературный остров. Там вас уже ждут ваши друзья. Какие- вы узнаете позже.

(фонограмма крик чаек и шум моря)

И вот, мы в океане знаний,

А наша комната-фрегат!

Итак, внимание! Построится команде!

Пусть боцман даст призывный свой сигнал.

Смелее в строй, отважные матросы,

На вас с надеждой смотрит зал!

Боцман (свистит в свисток)

Команда, смирно!

Это значит-не топать и по классу не ходить,

А точно, ясно и без спешки

Свои ответы капитану доложить!


3.Звуки и буквы. Остров Букв.

Прямо по курсу Остров Букв. Давайте вспомним изученное о звуках и буквах.


Ребята, а почему Азбука так называется? (Ее назвали по первым двум буквам старославянского алфавита- АЗ и БУКИ)

А какое различие между буквами и звуками?

(Буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим)

Чего в русском языке больше: звуков или букв? (букв-32, а звуков-42)

Послушайте стихи про буквы.

(Ученики держат в руках буквы и читают стихи)

1ученик

Всем известна буква «А» -

Буква очень славная.

Да к тому же буква «А»

В алфавите главная.


2ученик

«Е» и «Ё» — родные сестры,

Различать сестер непросто.


3ученик

Но у буквы «Ё» две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.


4ученик

На калитку посмотри -

Чем она не буква «И»?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.



5ученик

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла,

До того она кругла -

Покатиться бы могла.


6ученик

Ты найдешь сучок в лесу

И увидишь букву «У».


7ученик

Ы… Какая ты толстушка!

Твой животик как подушка.

Чтобы легче ей ходить,

Палочку пришлось добыть.


8ученик

Буква «Э» на «С» дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.


9ученик

Чтобы «О» не укатилось,

Крепко к столбику прибью,

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква «Ю»!


10ученик

Буква Я

Всегда была

Всем и каждому мила,

Но советуем, друзья,

Помнить место

Буквы Я!


Учитель. Перед вами 10букв. Что их объединяет? (Обозначают гласные звуки)

А О Ы И Е Э Ё О У Ю Я

Буквы, разбейтесь на две группы. По какому признаку вы разъединились? (Буквы е ё ю я и -обозначают мягкость предшествующего согласного. Могут обозначать два звука)


Игра «Буква заблудилась»

Среди букв найдите «лишнюю»

Ж Ш В Ц (В-обозначает и твердый и мягкий звуки)

Л Й Т Р Н ( Т-обозначает глухой звук)

С Ч Щ Й (С-обозначает и твердый и мягкий звуки)

Б Г Х Ж З (Х-обозначает непарные по звонкости-глухости звуки)


4.Проверка дом.работы. Остров Домашних заданий.



Наше путешествие продолжается. Кораблик плавно плывет по волнам. Ярко светит солнышко. Мы причаливаем на остров домашних заданий.

Откройте домашнее задание в азбуке (с.108)

-Кто автор стихотворений?


I. Работа над стихотворением «Пёсья песня»

1) Беседа по содержанию.

-Почему стихотворение так называется?

-Кто изображен на картинке? Что похитили грабители?

-Почему лает собака?

2) Выразительное чтение.


II. Работа над стихотворением «Прощание с другом»

1) Выразительное чтение стихотворения.

2) Беседа по содержанию.

-Кого автор называет другом?

-За что он так любит ежа? Прочитайте.

-Почему еж убежал?

-Куда же еж отправился?

-Какое настроение передает автор?

-Как вы думаете, станет ли худо сбежавшему другу?


III. Беседа о любви к животным.

-А у кого из вас есть домашние питомцы? За что вы их любите?

-Почему животных называют нашими меньшими братьями?

-Как надо заботиться о животных?


5.Слоги. Остров Пословиц.

Молодцы, ребята! Незаметно мы добрались до Острова пословиц.

Учитель. На доске написана пословица. Прочитайте.

АЗБУКА-К ЗНАНИЯМ СТУПЕНЬКА.

Как вы понимаете ее смысл?

Об азбуке придумано много других пословиц и поговорок.

Смотрите! Нас встречают чайки. В конвертах у них слоги, из которых вы должны составить слова, а из слов-пословицы об азбуке и чтении.

(Работа в парах. Зачитывание полученных пословиц.)


Азбуки не знает, а читать садится.

Кто грамоте горазд, тот маху не даст.

Без азбуки, как без рук.

Азбука – не скука, а ступень к науке.

Книга мала, а ума придала.


5.Пират.


Ну конечно, так и знала! Какое путешествие без пиратов. Не дает он нам плыть дальше. Приготовил для вас испытание.

Составьте из букв слова ДРАГОЦЕННОСТИ другие слова.






6.Работа с учебником. Остров Алфавит.




Учитель

Плещет тёплая вода

В берега, в берега.

Кораблик очень смелый,

Бури не боится,

В море-океане не хочет заблудиться!


- Перед нами Остров Алфавит. Открываем последнюю страницу азбуки.


I.Чтение стихотворения учителем +хорошо читающие дети.

-Какое у вас настроение вызвало стихотворение?


II. Повторное чтение «цепочкой».


Физминутка.

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины. ( кистью руки плавные движения)

Не пугает их волна

Рядом плещется она. ( потирание ладошек)

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: ( ходьба гуськом)

Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите:

Раз, два, три, четыре, пять-( ходьба с хлопками в ладоши)

Надо рыбкам уплывать. ( кисти рук в замок внутрь и наружу)


7. Выставка книг. Литературный остров.



Я приветствую вас на Литературном отсрове. Здесь вас ждут встречи с героями удивительных книг, которые теперь вы можете читать без посторонней помощи.

Я надеюсь, что книга станет вашим лучшим другом и всегда будет рядом с вами.

(Учитель знакомит детей с авторами и содеражанием популярных детских книг)


1ученик

Буквы, слоги и загадки

В доброй Азбуке живут.

По ступенькам, постепенно

К миру сказок нас ведут.



2ученик

Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова.

Скажем Азбуке: "Спасибо!" –

Расставаться нам пора!


3ученик

Нам она свои страницы открывала,

Обучая, развлекая, веселя.

Знаний нужных нам дала немало!

И теперь мы – лучшие друзья!


4ученик

Мы хотим сказать тебе "спасибо!"

Мы тебя за все благодарим!

Говорим тебе мы: "До свиданья!"

"Здравствуй", – новой книге говорим!


8. Итог урока.

Учитель: Ребята, у вас на столах лежит солнышко и тучка. Если вам понравилось путешествие, поднимите солнышко, если нет-тучку.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ