Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Знакомство с бытовой сказкой. Русская народная сказка "Каша из топора»

7


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21 г. Мурманска











Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе

«Знакомство с бытовой сказкой.

Русская народная сказка "Каша из топора»





подготовила

учитель начальных классов

Дадашева Оксана Асефовна











г. Мурманск
2014

Цели:

Образовательные:

- познакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»;

- совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;

- закреплять умение самостоятельно работать с текстом.

Развивающие:

- развивать антиципацию;

- создать условия для формирования выразительного чтения;

- развивать эмоциональное восприятие и выражение героев через театрализацию сказки;

- расширять и обогащать словарный запас;

- развивать творческие способности и воображение обучающихся;

- способствовать развитию мыслительных процессов.

Воспитывающие:

- воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа;

- формировать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре.

Оборудование: магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, листы с отпечатанным текстом на каждого ученика, цветные карточки по одной на парту, таблички с устаревшими словами, элементы костюмов солдата и старухи, продукты для импровизации, словарь Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здр. ребята! Я рада, что пришла к вам в гости. Зовут меня Оксана Асефовна. Сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие.

- Итак, уважаемые путешественники, сели поудобнее. Наш ковёр-самолёт поднимает нас в облака (мультик, как ковёр поднимается), проигрыш мелодии.

-Полет проходит ни высоко, ни низко. Дальность полета ни далеко, ни близко.

– Ребята, а кто из вас догадался куда мы сегодня будем путешествовать? (К сказкам.)

- Верно, мы побываем в гостях у сказки. (слайд- развёрнутая изба)

-Внимание! Закрыли глазки. Приготовились к снижению.

- Итак, открываем глазки.

- Где мы с вами очутились? (в избе)

- Верно, мы очутились в деревне, в русской избе.

-Что вы видите в этой избе, (есть печка, лапти, ковшик, ухват- предмет, с помощью которого ставят в печь и достают горшочки, метла, стены бревенчатые, самовар).

Дети перечисляют предметы, а я спрашиваю для чего они предназначены.

- Предположите, чем могут заниматься хозяева этого дома? (готовить, стирать, убирать..) А вне дома? (ухаживать за огородом, охота, рыболовство..). Всё это жизнь деревенских жителей. Их уклад и быт.

- Как вы думаете, кто живёт в этой избе? (старик, старуха, крестьяне, бедные люди, так как богатые жили в теремах,во дворцах).

- Героиня нашей сказки старуха. (поместить на слайд старуху).

- Чтобы узнать второго героя нужно расшифровать слово, для этого расположите буквы по их высоте (ЛОТДСА)- солдат

- Кто второй герой этой сказки? ( солдат)

- Сегодня мы с вами познакомимся с одной их таких сказок.

- Поставьте перед собой учебные задачи, используя опорные слова (познакомиться, учиться)

Подготовка к изучению нового материала

- Сядьте поудобнее, послушаем историю, которая могла произойти с этими героями. (аудиозапись)

- Как называется сказка, которую вы услышали? («Каша из топора»)

- Обратите внимание на слово топор. Это слово, в котором безударную гласную о проверить невозможно, её необходимо запомнить.

- Название сказки пишется с большой буквы.

- Запишите название сказки на листочке.

-Поднимите руку, кому из вас она понравилась? Чем понравилась?

- Эта сказка была написана более 100 лет назад. Потому в ней много старинных слов, которые мы сейчас не употребляем в речи. И для вас они могут быть непонятными.

1. Словарная работа

1) Объяснение учителем

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса

- Сейчас продолжите работу самостоятельно. Найдите задание под цифрой 1.

2) Синонимический ряд

ПОСКУПИЛАСЬ заметил

ПРИМЕТИЛ пожадничал

ПРИТОМИЛСЯ устал

- Есть ещё одно очень интересное слово «варево», которое тоже сейчас не употребляется в речи. Объясните его значение.

- Посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.

3) Работа со словарём

ВАРЕВО - вареное жидкое кушанье


Физмин.

Жила на свете девочка,

Кашицы любила.

Насыпав горсть овсянки

Кашицу варилу.

Пришёл к ней раз служивый,

Всплеснул руками, дивится:

- «Какое объедение!

Кашица сварилася!»

Позавтракал тут вдоволь он

И распростившись с ней,

Тотчас же отправился

На службу поскорей.

2. Трудные слова

Прежде чем читать сказку, подготовимся к чтению трудных слов. Читаем по цепочке по одной строчке

всплес-ну-ла всплеснула

горс-точ-ку горсточку по 1 экз на парту

объ-е-день-е объеденье

за-су-е-ти-лась засуетилась

нечего ничего

3. Чтение сказки (начинает учитель, продолжают хорошо читающие ученики)

- Переходим к чтению сказки. (учитель читает первое предложение и объясняет значение слова старый солдат- раньше в русской армии служили долго, 25 лет. Солдат уходил молодым, а возвращался когда был стариком)

4. Работа по сказке

- Кто из героев сказки вам больше понравился и почему?

- Ребята, найдите в тексте и прочитайте, как солдат оказался в избе у старухи? Ответьте словами текста.

- Как встретила старуха служивого? (неприветливо, прикинулась сиротой)

- Почему солдат решил сварить кашу из топора? (Он был голодный. решил проучить её. У старухи ничего не было, жадничала и солдат решил пойти на хитрость)

- Найдите предложение со звёздочкой и подчеркните слова, которые показывают его действия. (приметил, опустил, налил, поставил).

Предлагаю вам поиграть. Я приготовила продукты. Выберите только те, которые солдат добавлял в кашу (соль, крупа, картофель, масло, макароны, сахар)

- Чему удивилась старуха? Докажите словами текста ( Вот уж не думала, что из топора можно такую добрую кашу сварить). Добрую - это значит вкусную.

- Ребята, а действительно ли из топора получилась такая вкусная каша?

Работа по характеристике героя

- Какие черты характера проявил солдат в этой ситуации? - Возьмите цветной листочек, выберите те слова, которые характеризуют нашего героя.

- В чём проявилась его находчивость? (увидел топор и сообразил, как можно сварить кашу)

- Какой была старуха? Найдите слова, характеризующие её?

- В чём проявилась неприветливость? (плохо встретила солдата)

(одна пара работает у доски)

- Как вы думаете, изменилось ли отношение старухи к солдату в конце сказки? (да) Докажите. (сначала встретила неприветливо, злобно, а потом присматривалась, удивлялась, заинтересовалась)

- Как вы считаете, какова главная мысль сказки? (скупость, жадность, решил проучить. Вот так солдат и каши поел и топор унёс.)

- Чему учит эта сказка? (нельзя быть скупым и жадным)

Работа с пословицами

- Прочитайте пословицы. Обсудите их в парах и выберите ту, которая больше подходит к сказке. Почему?

Физминутка для глаз

Выразительное чтение

- Сейчас поработаем над выразительностью чтения. Отрывок сказки подготовим по ролям.

- Мальчики отмечают слова солдата, а девочки слова старухи до звёздочки.

Вызываю двоих из класса. Даю задание, атрибуты. Дети готовятся к инсценировке.

- Как вы будете читать слова солдата? (бодро, весело)

- А слова старухи? (злобно, неприветливо, где-то жалостливо)

-Я предлагаю вам минуту времени, потренируйтесь.

- Итак, кто хотел бы прочитать? (за автора читает учитель)

-Чьё чтение вам понравилось? Почему?

- Продолжение сказки мы посмотрим в исполнении артистов.

- Поблагодарим артистов за представление и похлопаем им. Как замечательно у вас всё получилось!

Итог урока

- Ребята, что необычного было в сказке? (варили кашу из топора)

- Могла ли такая история случиться в жизни? (да, могла)

- Предположите, в какой из этих книжек может быть эта сказка?

Как мы с вами и говорили, всё что происходит с нами в жизни каждый день, наши вещи, привычки, поведение- это наш быт. Здесь нет чудес и волшебства, действуют реальные герои. Вот такие сказки и называются бытовыми. (на доске появляется название «Бытовая сказка»)

Домашнее задание

- Я предлагаю вам дома, по выбору:

1) Пересказать сказку родителям.

2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.

2) Найти и прочитать другие бытовые сказки.

-Наше путешествие на ковре самолёте заканчивается, пора возвращаться. (слайд,музыка)

Рефлексия

Это ваше не последнее путешествие. В мире много сказок. И я надеюсь, что у вас появилось желание познакомиться со многими из них. Если у вас сейчас хорошее настроение, вы довольны своей работой на уроке, выберете ковёр, соответствующий этому настроению

(под видеоролик «В мире много сказок»)























Список использованной литературы


1. Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение», 2009 год.





Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. Толковый словарь русского языка С. Ожегова, 1992 г.
2. http://deti-online.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki-mp3/kasha-iz-topora/
3. Аудиозапись для физ.минутки.
4. http://www.youtube.com/watch?v=B6FtfkQh6-s


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ