Творческая мастерская «Мы открываем Петербург Достоевского» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)



Виноградова Зоя Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 11

г.Вичуга Ивановской области


Творческая мастерская

«Мы открываем Петербург Достоевского» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей 

Рыбий жир ленинградских речных фонарей, 


Узнавай же скорее декабрьский денек, 

Где к зловещему дегтю подмешан желток. 


О. Э. Мандельштам

Цели:

  • Образовательные - показать необычность изображения Достоевским Петербурга; понять , что в изображенном мире человек несчастлив.

  • Развивающие - развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать и излагать свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов; развивать творческие способности учащихся, воспринимать явления интегрированно, (через связь с другими науками); развивать способность решать жизненные проблемы самостоятельно; формировать творческое письмо, развивая при этом воображение и образное мышление.

  • Воспитательные – воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство сострадания, ответственности, духовности, нравственности, любви к ближнему, способность к сотрудничеству.




Оборудование урока:

роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; видеофильм «Преступление и наказание» Д.Святозарова; видеоролик о достопримечательностях Санкт – Петербурга; ПК учителя; мультимедийный проектор; раздаточный материал.

Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Тип урока: мастерская построения знаний и творческого письма













Ход урока


Слово учителя.


1 Индукция. Создание эмоционального настроя( включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения).Налаживание социального взаимодействия.

Предлагаю начать наш урок с просмотра фрагмента из фильма «Доживем до понедельника». Настройтесь эмоционально на урок, посмотрите фрагмент из фильма. Обратите внимание на вопросы.

Продолжите тему сочинения, затронутую вашими сверстниками в 70 –е годы.

Каково ваше представление о счастье, что думаете вы об этом десятиклассники 21 века?

(написать миниатюру 2-3 предложения)(2-3 минуты)

После написания познакомить друг друга со своими представлениями, и зачитать наиболее удавшиеся по вашему мнению.


2. Индуктор.


Слово учителя.


Вы сейчас все размышляли о счастье. А как вы думаете счастливы ли герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

Но прежде чем ответить на этот вопрос подумайте, вспомните ключевые слова первой глав романа:Какой мир окружает героев Достоевского

-Безобразный

-Отвратительный

-Болезненный.

(На улице жара стояла страшная , к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь известная каждому петербужцу.)

Речь сегодня на уроке пойдет о городе хорошо известном каждому из нас.(о Петербурге).Давайте вспомним ,что мы знаем об этом городе.

Сообщение ученика

На фоне «Лунной сонаты» Бетховена демонстрируются слайды с видами современного города Петербурга и читается отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

Maria-João Pires — Piano Sonata No.14 in C sharp minor Op.27 No.2, 'Moonlight' : I Adagio sostenuto на Яндекс.Музыке

Вы могли бы прослушать композицию Piano Sonata No.14 in C sharp minor Op.27 No.2, 'Moonlight' : I Adagio sostenuto здесь и сейчас, но для этого нужен Adobe Flash Player не ниже 10-й версии. Скачать

Об этом городе великий поэт А.С.Пушкин сказал так:

…ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова…

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…


Только в этом городе вы увидите уникальные памятники архитектуры.

Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.Петербург недаром называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольк Я думаю, нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. А что вы знаете об этом городе? Какой он в вашем представлении?

их эпох.



2. Самоконструкция.(индивидуальная работа)


Задани1 (запись и на доске)

Записать выражение современный Петербург и все слова, которые у вас ассоциативно рождаются при этом выражении.(Данные слова записать на цветном листе бумаги, по вашему мнению, подходящем для этих ассоциаций. Листы с ассоциациями вывесить на доске).









Слово учителя.

После того, что мы сказали о Петербурге, разве не странно звучат слова О. И.Мандельштама, взятые эпиграфом к уроку:
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей 

Рыбий жир ленинградских речных фонарей, 


Узнавай же скорее декабрьский денек, 

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Не случайны они эти слова, т.к. совсем другим показан Петербург в восприятии не только это го автора,но и в творчестве ещё одного писателя .А кого,думаю не трудно будет догадаться после просмотра фрагмента фильма.


Восприятие Петербурга другим писателем вы увидите совсем в неожиданном ракурсе.

Просмотр фрагмента видеофильма russkoekino.ru…ruskino/ruskino-0083.shtml (начало 1 серии)


Петербург в создании русских писателей и поэтов всегда обладал особой значимостью. К этой теме обращались А. С. Пушкин, 
Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов. Цельное и многообразное отражение получил образ Петербурга и в творчестве Ф. М. Достоевского. 
Выдающийся исследователь петербургской темы в русской литературе Николай Павлович Анциферов отмечал, что из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие Достоевского, можно выделить 20, где Петербург является главным местом действия. Традиции изображения Петербурга были продолжены и поэтами 20 века, такими, как Ахматова и Мандельштам. Поэтому неслучаен эпиграф к нашей мастерской.

Сегодня на уроке мы и попытаемся с вами открыть Петербург Достоевского

(Слайд с темой урока).

Что станет предметом нашего разговора на уроке, исходя из темы урока? Предположите какая цель будет поставлена перед вами. (Сформулировать виде вопроса)

Каков же Петербург Достоевского? Какую роль сыграл город и какое влияние оказал на судьбы героев романа « Преступление и наказание»?-эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского..

Стадия воспроизведения и осмысления.

Цель урока: показать необычность изображения Достоевским Петербурга.


Учитель:Что же необычное вы увидели у Достоевского.


Задание 2. Записать словосочетание Петербург Достоевского и все слова, которые у вас ассоциативно рождаются при этом выражении. (мрачный, грязный, серый, униженные, оскорбленные, духота, жара, вонь, бедность, нищета, пьянство, подаяние) 
Прочитайте слова и попробуйте объяснить выбор записанных вами слов, хотя бы отдельных, тех, которые больше всего затронули вашу душу. 


3. Социоконструкция. (Работа учащихся в группах).


I этап“Символика цвета в романе Достоевского”.


Задание 4. Представьте, что вам нужно изобразить Петербург Достоевского с помощью линий, красок, т. е. нарисовать. Какие слова вы использовали? Запишите. Почему? 

1 группа:

1.Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают понять, какой же цвет является основным в романе.(2-3 примера, не повторять уже названные примеры)

2. Психологи утверждают, что «Желтый цвет – символ легкости, непринужденности, общительности, раскованности, смелости. Цвет солнца, тепла, греет, согревает» Согласны ли вы с этим утверждением? И почему? Можно ли сказать об этом значении цвета по роману Достоевского? Обсудите в группе все возможные предположения.

Желтый цвет-символ безысходности, болезни ,нищеты, убожества жизни.

Желтый цвет-это цвет Петербурга. У Достоевского этот цвет ассоциируется с безумием(город желтого дьявола)

Желтый цвет-это нездоровый цвет.


3. Видите ли вы какую-то связь между желто-серым Петербургом Достоевского и Петербургом Мандельштама? Если да, докажите, проводя параллели.


Ленинград.(Осип Мандельштам)

Я вернулся в мой город, знакомый до слез, 
До прожилок, до детских припухлых желез. 

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей 
Рыбий жир ленинградских речных фонарей, 

Узнавай же скорее декабрьский денек, 
Где к зловещему дегтю подмешан желток. 

Петербург! я еще не хочу умирать: 
У тебя телефонов моих номера. 

Петербург! У меня еще есть адреса, 
По которым найду мертвецов голоса. 

Я на лестнице черной живу, и в висок 
Ударяет мне вырванный с мясом звонок, 

И всю ночь напролет жду гостей дорогих, 
Шевеля кандалами цепочек дверных. 

Декабрь 1930 


-Почему же при чтении романа нас так гнетёт цвет солнца?

В романе очень мало красок, и ни один цвет, кроме жёлтого, не повторяется много раз.

Когда слышишь продолжительный, однообразный звук, кажется, что он проникает в тебя, заполняя каждую клеточку. Так же убивающе действует и обилие какого-то одного цвета. Он как будто накапливается внутри и уже оттуда угнетающе действует на мозг. К тому же в романе в основном грязно-жёлтые тона, что тоже имеет своё значение.

Гнетущее звучание приобретает само слово “жёлтый”. В первой части романа его синоним – “жёлчный”.

Какое назойливое жужжание слышится в этих фразах! Оно ассоциируется со зноем и сухой пылью Петербурга. Кажется, что перехватывает дыхание.



II этап .Мы попробовали восстановить город Достоевского с помощью красок , линий. Теперь попытаемся открыть образ города.



Вспомните схему анализа образа города: из каких частей она состоит?

ОБРАЗ ГОРОДА



ПЕЙЗАЖИ СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ОБЛИК ЛЮДЕЙ



Задания для групповой работы.

1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1; часть2: гл.2;часть2: гл.6; часть4: гл.5-6.)

2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1; часть2: гл.2; часть2: гл.6;часть 5: гл.5.)

3 группа: составьте описания облика людей (часть1:гл.3 –Раскольников,старуха-процентщица; часть1: глава2 семья Мармеладовых)


Анализ эпизодов романа:



1 группа.

а) пейзаж в романе

Найдите и зачитайте пейзажные картины, рисующие Петербург в разное время года.

Какие краски преобладают?


_ Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.


Ч.1, гл.1 – “отвратительный и грустный колорит” городского дня


Ч.2, гл.1 – повторение предыдущей картины


Ч.2, гл.6 – вечерний Петербург


Ч.5, гл.5 – вид из окна комнаты Раскольникова


Ч.6, гл.6 – грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова.

В чем закономерности этих описаний-пейзажей?


(Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа).


2 группа.

б) сцены уличной жизни.


- Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?

-Что показывают эти сцены?


Ч.1, гл.1 – пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми


Ч.2, гл.2 – сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние


Ч.2, гл.6 – шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту


Ч.5, гл.5 _ смерть Екатерины Ивановны


В романе огромное количество уличных сцен, усиливающих атмосферу безысходности, нужды.


(город униженных и оскорблённых, где царит насилие над слабым)


3 группа Облик людейЧ.1.гл.1,2,3 Раскольников, старуха-процентщица, семья Мармеладовых

Каковы портреты героев? Что общего в них?



4. Социализация.

Работа учеников вывешиваются на доску.

(Выступление ученика в группе – сопоставление, сверка, оценка, коррекция).



Составляющие образа

Характерные признаки

1.


Пейзаж.

Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.

Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.

Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.

2.

Сцены уличной жизни.

ребенок, распевающий “Хуторок”;

пьяная девочка на бульваре;

сцена с утопленницей;

пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.

На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».

3.

Облик людей

-Желтое опухшее лицо Мармеладова,

-Старуха с злыми востренькими глазюками,

-Катерина Ивановна, ужасно похудевшая женщина


Запись: болезненный вид, убогость существования, нищета, уродство, потеря человеческого облика

Что вы узнали о Петербурге Достоевского? Каким его изображает писатель?

Картины жизни, рисующие трагизм нищиты, безмерных страданий людей.


8).Какие ключевые слова вы бы записали, передавая ваши чувства, ощущения при чтении этих сцен ?( омерзение, гнев, неприятие, жалость, ужас, сочувствие…)( Какое настроение вызывает увиденное, услышанное?
Какие чувства, ощущения вызывает у Вас этот город?)


III ЭТАП

Слово учителя

А что говорят о своих чувствах сами герои? Пришло время посмотреть: смогли ли вы понять настроение героев, их душу.

Задание 7. Группы получают листы с текстом отрывков из «Преступления и наказания» (На месте пропусков вставить слова)

Текст №1.
Ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу.

И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться. Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив, но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой...

Раскольников вышел в решительном смущении… Смущение это все более и более увеличивалось. И, наконец, уже на улице, он воскликнул: «О Боже! Как это все отвратительно! И неужели, неужели я ...нет, это вздор, это нелепость!» - прибавил он решительно. 
Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!... Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего отвращения. Чувство 
бесконечного волнения , начинавшее давить и мутить его сердце…


Текст №2

И тогда-то, милостивый государь, тогда я, тоже вдовец,

и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание.

Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили,

что она образованная и воспитанная и, фамилии известной, за меня согласилась пойти. Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая пошла! Ибо некуда было идти…

  • Жалеть! Зачем меня жалеть !- вдруг возопил Мармеладов вставая с протянутой рукой…Да! Меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть.

Она, кажется, унимала его, что-то шептала ему, всячески сдерживала, чтоб он как-нибудь опять не захныкал, и в то же время со страхом следил за матерью своими большими темными глазами…

- И это в наслаждение! И это мне не боль, а в нас-лаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь,- выкрикнул он. Спавший в углу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге.


Текст №3

«Любви тут не может быть», - пишет мамаша. А что , если, кроме любви-то, и уважения не может быть, а, напротив, уже есть отвращение, презрение, омерзение, что же тогда? Ведь она уже и теперь неспокойна, мучается; а тогда, когда все ясно увидит?...Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!...

Почти все время, как читал Раскольников, с самого начала письма, лицо его было мокро от слез, но когда он кончил, оно было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку и долго думал. Сильно билось его сердце, и сильно волновались его мысли. Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или сундук…










4. Социализация.

Работа учеников вывешиваются на доску.

(Выступление ученика в группе – сопоставление, сверка, оценка, коррекция).

Слово учителя

Вернемся к началу нашего урока, к вашим рассуждениям о счастье. А в городе Достоевского может ли быть счастлив человек?

Слово учителя-Вывод:

Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, сценами уличной жизни, говорит о том, что Человек задыхается в этом городе .Он одинок! А одинокий человек несчастен. Атмосфера Петербурга - атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно быть, жить!Город ,в котором невозможно быть счастливым по-настоящему!

Вот мы и подошли к созданию творческого письма.

На отдельных листочках-создать текст-миниатюру на одну из тем(10 минут)

1.Петербург для меня

2. «Июль я провел (а)в Петербурге Достоевского…»(продолжите письмо другу-однокласснику XXIвека)

3.Петербург Достоевского?(Что меня удивило, огорчило, открылось В Петербурге)





5.Афиширование.

Вывешивание работ учеников (схем рисунков, проектов). Обсуждение полученных в групповой работе результатов. Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий. Учитель дает пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Слово учителя



6. Рефлексия.

Учитель активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

  • Учитель:

- Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока?

- Что вам было интересно?

- О чём заставляет задуматься данный урок?

-Что получилось хорошо?

-Что вызвало затруднения?


Домашнее задание:


1. Перечитать эпизоды:
Ч.1 гл.2-4, 6-7
2. Ответить на вопросы:
Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана?
Что несет обездоленным теория Раскольникова?
3. Написать творческую работу на тему: « История семьи Мармеладовых»





11


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ