Урок для 4 класса по теме: "Первое знакомство с содержанием и персонажами рассказа Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш»"
МБОУ ООШ имени Героя Советского Союза И.И. Борзова
села Середниково Шатурского муниципального района
Московской области
Учитель начальных классов
Филатова Ирина Николаевна
2014 год
Тема: Первое знакомство с содержанием и персонажами рассказа Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель: расширение знаний учащихся о творчестве Д.Н. Мамина – Сибиряка.
Задачи:
формировать навык правильного выразительного чтения;
развивать связную устную речь, зрительную память, обогащать словарный запас учащихся;
прививать любовь к родному краю, к природе.
Планируемые результаты:
предметные: понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;
метапредметные: принимать учебную задачу; конструировать высказывание в устной форме; формулировать собственное мнение и позицию, принимать чужую позицию или корректно отстаивать свою;
личностные: проявлять интерес к чтению; уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение.
Ресурсы урока: «Родная речь. 4 класс. Книга 2» (стр.76 - 84), портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка, картинка лебедя.
ХОД УРОКА
Мотивирование к учебной деятельности
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
С хорошим настроением начинаем урок литературного чтения
Девиз нашего урока записан на доске: «Чтение без размышления - пустое занятие». Объясните значение.
Актуализация знаний
Мы начинаем новый раздел. Как он называется? (Природа и мы)
Что такое природа?
Кто такие «мы»?
О чем могут быть произведения в этом разделе?
Какими могут быть отношения между человеком и природой?
Беседа о родном крае
Особенно прекрасной человеку кажется природа родного края. Почему?
Автор, чье произведение мы сегодня будем читать, написал такие слова: «Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше, дышу чудным горным воздухом, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»
И хотя гор в наших краях нет, он для нас самый красивый, потому что это край, где мы родились, это наша родина. Что для вас значит слово «родина»?
Закройте глаза, представьте чистый лист бумаги и нарисуйте самый любимый уголок своей родины, раскрасьте его своим самым любимым цветом. Что вы нарисовали?
Постановка учебной задачи:
Так о чем мы будем читать в новом разделе? (О природе и о людях, связанных с природой)
Много писателей и поэтов писали о природе. Назовите их. Автор сегодняшнего произведения нам уже знаком. Чтобы убедиться в этом, послушаем отрывки из его произведений (читают дети)
«Серая Шейка».
«Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло еще весной, когда подкралась к выводку лиса и схватила утенка. Старая утка смело бросилась на врага и отбила утенка, но одно крылышко оказалось сломанным».
«Аленушкины сказки. Присказка»
«Баю-баю-баю...
Один глазок у Аленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает.
Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух.
Спи, Аленушка, сейчас сказка начинается».
«Сказка про храброго зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
«Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого».
Как же зовут автора этих произведений? (Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк)
Какие еще произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка вы читали?
Открытие нового знания.
Слово о писателе
Посмотрите на портрет писателя. Как вы думаете, каким человеком он был?
Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 6 ноября 1852 г на Урале в заводском поселке в семье священника и сельской учительницы. В семье писателя очень любили книги. В один прекрасный день в коробе из-под угля привезли книжный шкаф из Тагила. Это было настоящее семейное торжество. Шкаф стоял на двух тумбочках и поблескивал стеклянными дверцами. На полках его разместились книжные сокровища: сочинения Пушкина, Гоголя, Некрасова. На покупку книг отец тратил последние деньги. Поэтому книги пользовались в семье почетом.
Писатель получил начальное домашнее образование, затем закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Пермского университета. С детства мечтал стать писателем. Печататься начал с 1875 г. в 23 года. Для детей и о детях было написано более 130 произведений.
Как называется произведение, которое будем читать? («Приемыш»)
Как вы понимаете значение слова «приемыш»?
Посмотрите на иллюстрации, предположите, о чем пойдет речь?
Знакомство с произведением (Чтение рассказа учителем и учащимися)
Первичное закрепление
Беседа после чтения
Поделитесь впечатлениями от прочитанного.
К какому жанру литературы относится это произведение? (Рассказ)
Почему свой рассказ автор назвал «Приемыш»?
Только ли о лебеде идёт речь в рассказе?
Почему же автор выбрал название «Приемыш»?
Определите тему текста. (Отношения человека и животных.)
Основную мысль.
Каким вы себе представили Тараса?
Какие отношения сложились между Тарасом, Собольком и лебедем?
Почему Тарас отпустил лебедя, если так сильно любил его?
Значит, Тарас поступил правильно. Почему тогда он переживал, что лебедь может и не долететь, а говорил: «Полетит за стадом и пропадет…»? (Родители учат птиц летать постепенно, а Приемыша никто не учил.)
А как вы считаете, отношения в семье между родителями и детьми у людей и животных могут быть схожими?
Были ли у вас или ваших знакомых такие «приёмыши»?
Почему рассказ «Приемыш» помещен в раздел «Природа и мы»?
Физкультминутка «Эмоции»
Я называю слово – вы изображаете.
РАДОСТЬ, ОГОРЧЕНИЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ, УДИВЛЕНИЕ, ИСПУГ, ОБИДА, ИНТЕРЕС.
С интересом продолжаем нашу работу.
Словарно-лексическая работа с использованием толкового словаря (слова записаны на доске)
ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.
ПРОТОК -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.
САЙМА - рыбацкая стоянка.
МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.
МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.
БОБЫЛЬ - 1) одинокий крестьянин-бедняк, обычно безземельный; 2) одинокий бессемейный человек.
УВЕЧИТЬ – наносить увечья, калечить, причинять повреждения.
СХИРЕЕТ – становиться хилым, болеть.
Подберите синонимы к словам:
ОТЧАЯННЫЙ - безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий
ГОРДЫЙ - 1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный.
ЖУТКО – страшно.
ПОДАЧКА – угощение, подарок.
Подберите антонимы к словам:
ОРИГИНАЛЬНЫЙ - банальный
ОСОБЕННЫЙ – обыкновенный
ПРИКОВЫЛЯЛ – прибежал
Работа с текстом
Где происходит событие, которое описал автор? (На Светлом озере.)
В какой части автор знакомит нас с героями рассказа? (В первой)
Прочитайте первую часть. (стр. 76 – 77)
Кого автор называет «лучшим другом человека»? Гулякой?
Обратите внимание на вторую часть, как мы сможем прочитать ее на следующем уроке? (По ролям.)
Почему? (Здесь есть диалог.)
Что такое диалог? (Разговор нескольких героев.)
Рефлексия учебной деятельности
Продолжите фразы:
На уроке я узнал ….
На уроке мне понравилось ….
На уроке меня удивило ….
Я понял, что …
У меня ещё пока не получается…
Это можно исправить, если я….
Домашнее задание
Прочитать рассказ Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш». Как будете читать? (Выразительно, внимательно, с размышлением.)
Использованная литература:
Л.Ф. Климова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь. 4 класс. Часть 2. Москва. Просвещение. 2008
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 4 класс. Москва. ВАКО. 2010.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ