Урок для 4 класса по теме: "Первое знакомство с содержанием и персонажами рассказа Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш»"

МБОУ ООШ имени Героя Советского Союза И.И. Борзова

села Середниково Шатурского муниципального района

Московской области












Учитель начальных классов

Филатова Ирина Николаевна



2014 год

Тема: Первое знакомство с содержанием и персонажами рассказа Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель: расширение знаний учащихся о творчестве Д.Н. Мамина­ – Сибиряка.

Задачи:

  • формировать навык правильного выразительного чтения;

  • развивать связную устную речь, зрительную память, обогащать словарный запас учащихся;

  • прививать любовь к родному краю, к природе.

Планируемые результаты:

предметные: понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;

метапредметные: принимать учебную задачу; конструировать высказывание в устной форме; формулировать собственное мнение и позицию, принимать чужую позицию или корректно отстаивать свою;

личностные: проявлять интерес к чтению; уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение.

Ресурсы урока: «Родная речь. 4 класс. Книга 2» (стр.76 - 84), портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка, картинка лебедя.







ХОД УРОКА

  1. Мотивирование к учебной деятельности

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

  • С хорошим настроением начинаем урок литературного чтения

  • Девиз нашего урока записан на доске: «Чтение без размышления - пустое занятие». Объясните значение.

  1. Актуализация знаний

  • Мы начинаем новый раздел. Как он называется? (Природа и мы)

  • Что такое природа?

  • Кто такие «мы»?

  • О чем могут быть произведения в этом разделе?

  • Какими могут быть отношения между человеком и природой?

Беседа о родном крае

  • Особенно прекрасной человеку кажется природа родного края. Почему?

  • Автор, чье произведение мы сегодня будем читать, написал такие слова: «Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше, дышу чудным горным воздухом, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»

  • И хотя гор в наших краях нет, он для нас самый красивый, потому что это край, где мы родились, это наша родина. Что для вас значит слово «родина»?

  • Закройте глаза, представьте чистый лист бумаги и нарисуйте самый любимый уголок своей родины, раскрасьте его своим самым любимым цветом. Что вы нарисовали?


  1. Постановка учебной задачи:

  • Так о чем мы будем читать в новом разделе? (О природе и о людях, связанных с природой)

  • Много писателей и поэтов писали о природе. Назовите их. Автор сегодняшнего произведения нам уже знаком. Чтобы убедиться в этом, послушаем отрывки из его произведений (читают дети)

  1. «Серая Шейка».

«Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло еще весной, когда подкралась к выводку лиса и схватила утенка. Старая утка смело бросилась на врага и отбила утенка, но одно крылышко оказалось сломанным».

  1. «Аленушкины сказки. Присказка»

«Баю-баю-баю...
Один глазок у Аленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает.
Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

Спи, Аленушка, сейчас сказка начинается». 

  1. «Сказка про храброго зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

«Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого».

  • Как же зовут автора этих произведений? (Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк)

  • Какие еще произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка вы читали?


  1. Открытие нового знания.

Слово о писателе

  • Посмотрите на портрет писателя. Как вы думаете, каким человеком он был?

  • Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 6 ноября 1852 г на Урале в заводском поселке в семье священника и сельской учительницы. В семье писателя очень любили книги. В один прекрасный день в коробе из-под угля привезли книжный шкаф из Тагила. Это было настоящее семейное торжество. Шкаф стоял на двух тумбочках и поблескивал стеклянными дверцами. На полках его разместились книжные сокровища: сочинения Пушкина, Гоголя, Некрасова. На покупку книг отец тратил последние деньги. Поэтому книги пользовались в семье почетом.

Писатель получил начальное домашнее образование, затем закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Пермского университета. С детства мечтал стать писателем. Печататься начал с 1875 г. в 23 года. Для детей и о детях было написано более 130 произведений.

  • Как называется произведение, которое будем читать? («Приемыш»)

  • Как вы понимаете значение слова «приемыш»?

  • Посмотрите на иллюстрации, предположите, о чем пойдет речь?

Знакомство с произведением (Чтение рассказа учителем и учащимися)


  1. Первичное закрепление

Беседа после чтения

  • Поделитесь впечатлениями от прочитанного.

  • К какому жанру литературы относится это произведение? (Рассказ)

  • Почему свой рассказ автор назвал «Приемыш»?

  • Только ли о лебеде идёт речь в рассказе?

  • Почему же автор выбрал название «Приемыш»?

  • Определите тему текста. (Отношения человека и животных.)

  • Основную мысль.

  • Каким вы себе представили Тараса?

  • Какие отношения сложились между Тарасом, Собольком и лебедем?

  • Почему Тарас отпустил лебедя, если так сильно любил его?

  • Значит, Тарас поступил правильно. Почему тогда он переживал, что лебедь может и не долететь, а говорил: «Полетит за стадом и пропадет…»? (Родители учат птиц летать постепенно, а Приемыша никто не учил.)

  • А как вы считаете, отношения в семье между родителями и детьми у людей и животных могут быть схожими?

  • Были ли у вас или ваших знакомых такие «приёмыши»?

  • Почему рассказ «Приемыш» помещен в раздел «Природа и мы»?

Физкультминутка «Эмоции»

  • Я называю слово – вы изображаете.

РАДОСТЬ, ОГОРЧЕНИЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ, УДИВЛЕНИЕ, ИСПУГ, ОБИДА, ИНТЕРЕС.

  • С интересом продолжаем нашу работу.

Словарно-лексическая работа с использованием толкового словаря (слова записаны на доске)

ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.

ПРОТОК -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.

САЙМА - рыбацкая стоянка.

МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.

МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.

БОБЫЛЬ -  1) одинокий крестьянин-бедняк, обычно безземельный; 2) одинокий бессемейный человек.

УВЕЧИТЬ – наносить увечья, калечить, причинять повреждения.

СХИРЕЕТ – становиться хилым, болеть.

Подберите синонимы к словам:

ОТЧАЯННЫЙ - безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий

ГОРДЫЙ - 1) горде­ливый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный.

ЖУТКО – страшно.

ПОДАЧКА – угощение, подарок.

Подберите антонимы к словам:

ОРИГИНАЛЬНЫЙ - банальный

ОСОБЕННЫЙ – обыкновенный

ПРИКОВЫЛЯЛ – прибежал


  1. Работа с текстом

  • Где происходит событие, которое описал автор? (На Светлом озере.)

  • В какой части автор знакомит нас с героями рассказа? (В первой)

  • Прочитайте первую часть. (стр. 76 – 77)

  • Кого автор называет «лучшим другом человека»? Гулякой?

  • Обратите внимание на вторую часть, как мы сможем прочитать ее на следующем уроке? (По ролям.)

  • Почему? (Здесь есть диалог.)

  • Что такое диалог? (Разговор нескольких героев.)


  1. Рефлексия учебной деятельности

Продолжите фразы:

На уроке я узнал ….

На уроке мне понравилось ….

На уроке меня удивило ….

Я понял, что …

У меня ещё пока не получается…

Это можно исправить, если я….

  1. Домашнее задание

  • Прочитать рассказ Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш». Как будете читать? (Выразительно, внимательно, с размышлением.)



Использованная литература:

  1. Л.Ф. Климова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь. 4 класс. Часть 2. Москва. Просвещение. 2008

  2. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 4 класс. Москва. ВАКО. 2010.


8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ