Конспект урока по теме "Сравнение художественного и научно - познавательного текстов. Н.Рубцов «Про зайца»"
Тема: Сравнение художественного и научно - познавательного текстов. Н.Рубцов «Про зайца»
Заяц (энциклопедия)
Цели: развивать логическое мышление, память, внимание, учить связно излагать свои мысли, сравнивать художественный и научно-познавательный тексты, воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе.
Ход урока:
Оргмомент.
Прозвенел звонок на наш открытый урок.
-Доброе утро, гости!
Мне приятно вас видеть.
Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Вступительное слово.
-Какую тему мы изучаем на уроке литературного чтения?
( Люблю все живое)
Много тысячелетий живут на планете рядом люди и животные, птицы и рыбы. Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Это сказал французский летчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими».
Они живут рядом, мы их любим. (2 мин)
2.Актуализация знаний : Давайте вспомним с какими произведения о животных мы уже познакомились А вспомним мы в виде игры. (4 мин.)
Игра.
а) «Отгадай название рассказа по опорным словам».
Дача, страх, мальчики, ежик. (Е.Чарушин «Страшный рассказ»)
б) «Убери лишний персонаж и отгадай название рассказа».
Ребята, утка, собака, утята, кот.(М.Пришвин «Ребята и утята»)
в) Отгадайте по пословицам о каком рассказе идет речь.
«Кто дрожит тот и бежит», «Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу к нему идет». (Г.Снегирев «Отважный пингвиненок»)
А закончив одно из четверостиший вы вспомните еще одно очень веселое произведение С. Михалкова
«Вдруг какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог….
Кто же это?
Мой щенок!»
3.Целеполагание (2 мин)
-А есть ли в этом разделе сказки о животных?
-Чем отличаются рассказы от сказок?
-А сегодня мы познакомимся еще с одним видом текста, но сначала давайте вспомним, зачем нам нужны книги?
- А только из художественных книг мы можем получать знания?
Цель нашего сегодняшнего урока узнать, чем же они отличаются и что это такое научно - познавательный текст.
4.Работа по учебнику.(4 мин)
Прочитайте стихотворение Н.Рубцова «Про зайца»стр.100
-От чьего имени написано стихотворение?
-О чем думал заяц после встречи с автором ?
-А как он думал? Найдите и зачитайте эти строчки. Зачитайте с таким выражением. Как написал автор.( с грустью)
-А почему ему грустно?
- О каком дедушке Мазае вспоминает заяц?
-Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма снятого по произведению Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Но не просто посмотрите, еще и внимательно слушайте и запишите в тетрадку незнакомые вам слова, старорусские слова. (Во время просмотра можно вспомнить, какие явления природы мы наблюдаем)
( 5 мин)
Физкультминутка Покажите как прыгал заяц из стихотворения Рубцова. А как плавал пингвиненок из рассказа Снегирева. А теперь изобразите море в которое он прыгнул. Возьмитесь за руки и покажите волны. (2 мин)
6.
–Продолжим работу. Прочитайте текст на стр. 101
Отличается этот текст от первого? Какой мы можем назвать художественный, а какой научно-познавательный?
(3 мин)
7.Работа с признаками.(5 мин)
-Давайте различия запишем на доске, а после сделаем выводы
Закрепление материала. Заранее подготовленные научные тексты читают 3 ученика. Остальные дают определения текстам.(5 мин).
Итог урока (3 мин)
Выводы детей. Рассказы пишет писатель, он изображает все, что волнует и интересует человека с помощью слова. В Рассказах есть персонажи, диалоги, передают эмоции героев, их настроение. Текст рассказов заставляет сопереживать героям, волноваться за них и т.д.
Научно-познавательный текст пишет ученый. Он на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты. Все тексты научно доказаны.
10. Обобщение.(2 мин)
В конце разговора давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.
-Как вы понимаете «мы в ответе за тех, кого приручили».
Действительно, животные наши младшие братья. Их нужно беречь и защищать от врагов. И много знать, чем кормить, как ухаживать, где и как содержать. Все это мы можем узнать в научно-познавательной литературе.Человек, который не только любит животных, но и бережет их, имеет большое и доброе сердце. Надеюсь, что у вас тоже будет большое и доброе сердце. Ведь «все доброе на Земле – от солнца, все хорошее – от человека».
11.Рефлексия (2 мин)
Сегодня на уроке я узнал….
Я научился….
Мне было трудно…
Мне было легко…
Домашнее задание. Найти определение из научных источников к словам, которые записали во время просмотра мультфильма.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ