Конспект урока развития речи «Дикое животное: заяц»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ПРИМОРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»





Развитие устной речи на основе изучения предметов

и явлений окружающей действительности



КОНСПЕКТ

по теме: «Дикое животное: заяц»














Выполнил: Славнова А. К.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории













Цели:

1. Расширить и уточнить представления детей о диких животных.

2. Обогащение словаря учащихся сравнениями и притяжательными прилагательными.

3. Формировать умение составлять описание животного.

4. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в развитии непроизвольного запоминания,

5. Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Оборудование: заяц, картинки диких животных, предметные картинки одежды и обуви, морковки, опорный план, корзина, сюжетные картинки «Зайчиха с зайчатами», «Заяц на лежке», «Заяц зимой», раздаточный материал.


Ход урока.

Организационный момент. Психологический настрой на работу.

- Настроение у нас?

- Отличное!

- А улыбки?

- Дело привычное!

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают и всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).

Пожелаем друг другу добра, ведь урок начинать нам пора!


Артикуляционная гимнастика.

- Перед началом урока нам необходимо сделать зарядку для язычка, чтобы во время нашей прогулки мы могли правильно и красиво разговаривать.

Итог.

Повторение изученного материала.

- Что нарисовано на картинках?

- Как коротко назвать?

- Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

- Какую одежду и обувь для прогулки вы бы выбрали?

(выходят к доске и выбирают)


Новый материал.

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, кто изображен на картинках?

- Какие этот животные: дикие, или домашние? Почему вы так думаете?

- Скажите, всех этих животных мы можем встретить сегодня на прогулке?

(медведь и ёж зимой спят).

- Сегодня мы познакомимся с жизнью, повадками одного дикого животного, а вот какого, вы мне скажите.

Игра «Фотограф»

Дети запоминают расположение, количество картинок, закрывают глаза. Учитель убирает картинку с изображением зайца. Дети должны назвать картинку с изображением животного, которого убрали.

- Молодцы! Вы были очень внимательны! Тема нашего урока: «Дикие животные: заяц».


- Сегодня к нам на урок пришел гость. Это заяц не простой – он сказочный, и у него не осталось ни одной морковки, а до лета еще далеко. Но мы поможем ему. За хорошую работу на уроке вы будите получать сказочные морковки, и в конце урока мы их отдадим Зайке. Договорились?


- Скажите, а какие рассказы, сказки мы читали с вами на уроках чтения о зайцах?

«Заяц и ворона» (где заяц дразнил ворону)

«Заяц и белка» сказка (где белка советовала зайцу верить глазам, а не ушам)

«Зайчонок и осень» (про зайчонка Ушастика)

«Два хвостика» (про лесного зверька, которого нарисовал мальчик: с длинными ушами, с большими задними лапами и маленьким хвостиком)

(на доске появляются рисунки зайцев)


Внешний вид

- Этих зайцев рисовали разные люди, но вы сразу же можете определить, что это за животное.

- Что общего у всех этих зайцев?

(Есть длинные уши, косые глаза, короткий хвост, короткие передние и длинные задние лапы, мордочка и т. д.).

- А почему у зайцев длинные уши?

- В первую очередь уши нужны именно, чтобы слышать. И чем больше уши, тем острее слух зайца. Основной способ избежать опасности – бегство. И здесь, помимо быстрых ног и особых приемов, зайцу помогают… уши. Именно длинные уши плотно прижимаются к телу, обеспечивая большую скорость. Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок природы.

- Почему косые глаза? Помните, в сказках зайца еще называют «косым».

- Глаза у зайца расположены не близко у носа, а по бокам мордочки, чтобы видеть своих врагов сбоку и даже сзади.

- А как вы думаете, почему у зайца передние лапы короткие, а задние длинные?

- Когда заяц убегает от своих врагов,- ястреба, лисы, волка, совы, куницы (рисунок)- он выбрасывает свои задние лапы и делает огромные скачки, а передними лапками он только опирается о снег, землю). Большие задние лапы спасают зайцев от врагов.


- А вы слышали такую загадку «Кто в гору бегом, а с горы кувырком».


Д. кувырком


- А что значит кувырком?

- В гору заяц поднимается очень быстро, а с горы ему мешают задние длинные лапы, и поэтому он с горы скатывается кувырком, значит «через голову».


Физкультминутка.

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-скок, прыг-скок.

И … под кусток.


Ведь лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно?

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.


Но зайчата быстро скачут.

Прыг-скок, прыг-скок

Под кусток … и молчок.




- Ну что, продолжим наше знакомство с зайчишкой?

-Тогда скажите мне, чем покрыто тело зайца?

(мехом)


- А что же происходит с окраской меха со сменой времен года?

(Заяц линяет)


Д. линька


- Ребята, кто из вас знает, зачем зайцу нужно менять цвет меха?

- Белая окраска меха зимой скрывает зайца от врагов. А врагов у него очень много: волки, лисы, совы.

- Какая есть поговорка о том, какой заяц зимой, а какой – летом?

- А сейчас наш гость хочет проверить, как хорошо вы запомнили, о чем мы сейчас с вами говорили.

(на доске текст с пропущенными словами)

У зайца … (косые) глаза, …..(длинные) уши, …(короткий) хвост. (Задние) ноги спасают зайца от врагов. Зимой зайцы (белые), а летом … (серые).

- Ну, вы молодцы! Получайте свои морковки.

Дид. игра «Чье это?»

усы

уши

Заяц (рис.) хвост

лапа


- Ребята, а вы знаете, чем питается заяц?

Пища зайца меняется в зависимости от времени года.

- Перед вами картинки. Какое время года на них изображено?

- И Зайка для вас приготовил задание. Давайте определим, чем питается заяц летом, а чем зимой. http://festival.1september.ru/articles/603551/img2.gif

- Молодцы, ребята! Правильно справились с заданием!

- Весной и летом зайцу раздолье – сочная трава. Зайцы совершают набеги на ближайшие огороды и едят там овощи. А вот зимой им приходится туго. Зимой основной пищей для них является кора деревьев. Своими острыми зубами они сдирают кору, а без коры деревья могут погибнуть. Поэтому лесники, которые оберегают лес и лесных животных, запасают летом траву (косят, сушат ее и ставят вот такие стога (РИС.) И животные приходят к этим стогам и едят приготовленную для них пищу.

- А как зовут детенышей зайца? (РИС.)

- Зайчата (1-6, реже до 12) рождаются с густым мехом и первое время сидят в траве неподвижно, чтобы не оставлять следов, а мать приходит их кормить ночью. При этом она кормит не только своих зайчат, но и чужих. В местах, где зайцев много, все зайчата порой становятся как бы общими.

Маленькие зайчата решили поиграть в прятки в волшебном лесу, возьмите карточки и попробуйте посчитать сколько их?

- Как вы думаете, а где живут зайцы?

- В зимнее время устраивают лежки под защитой снежных сугробов, в снеговых норах и нишах, а иногда и закрытые убежища в снегу, из которых при опасности внезапно выскакивают, пробив потолок. (РИС.) Летом лежки устраивают под кустами или открыто . День проводят под кустами, в неглубокой ямке. Активны зайцы в сумерки и ночью.

- А вы знаете, как защищается заяц. Вы наверное слышали такую поговорку: «Труслив как заяц». Но зайцы не трусливы, а осторожны. В случае опасности он ложится на спину и отбивается ударами сильных ног.

Закрепление (для слабых - шаблоны)

А сейчас зайчик приготовил нам еще одно задание. Вам надо по плану рассказать все, о чем мы сегодня говорили на уроке.

(план на доске)

Итог урока. Оценивание.

- Ну, вот наш урок и подошел к концу. Поднимите руки, кому понравился урок.

- Сказочному зайчику он, наверное, тоже понравился. Вы много заработали на уроке морковок, зайчик будет доволен. Давайте посчитаем, у кого сколько морковок.

- Положите свои морковки зайчику в сумочку. Сказочный зайчик вас всех благодарит. Теперь ему до весны легко будет дожить, ведь у него теперь так много морковок.

Дом. Задание

- Думаю, и вам будет интересно выполнить задание на самоподготовке. В конце урока я раздам вот такие картинки (контурное изображение зайца с подписью), а вам его надо будет дорисовать и раскрасить.

О каком диком животном мы сегодня говорили? (Заяц)

Что нового узнали о зайце?





.





























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ