Конспект урока в 7 классе "Природа в русской поэзии 20 века" (из опыта изучения сквозных тем)

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №31

Красноармейского района г.Волгограда









Конспект урока по литературе
в 7 классе


«Тема родной природы в стихотворениях

поэтов 20 века»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Яндыбаева Елена Владимировна













г. Волгоград

2013


Тема родной природы в стихах русских поэтов


Планируемые результаты:

Личностные: совершенствовать нравственные качества личности: умение ценить красоту окружающей природы, формирование патриотических чувств.

Метапредметные : самостоятельно организовывать собственную деятельность, уметь структурировать материал в биографиях В.Брюсова, Ф. Сологуба, Н. Рубцова, С Есенина; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; осуществлять информационную переработку текста.

Предметные: выразительно читать поэтические тексты, отвечать на вопросы, понимать образную природу литературы как словесного искусства, особенности лирического произведения; роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа; комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, уметь анализировать стихотворения путём их сопоставления (определять тему, идею, художественные особенности).



Виды деятельности:

рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений;

репродуктивная: работа со словарем, ответы на вопросы репродуктивного характера, составление сравнительной таблицы;

продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений, создание устного и письменного монологического высказывания;

поисковая: индивидуальные сообщения об авторе и его поэзии;

исследовательская: анализ стихотворений, сравнительный анализ стихотворений.

Оборудование: портреты поэтов, выставка сборников поэзии, музыкальное сопровождение (П.И.Чайковский, Ф.Шопен, А.Вивальди), мультимедийный проектор, экран, слайды с репродукциями картин русских художников-пейзажистов, индивидуальные презентации обучающихся.







Ход урока.

Создание эмоционального настроя на восприятие. Звучит лирическая музыка. Демонстрируются слайды с репродукциями картин русских пейзажистов.


Учитель: Ребята, прочитайте слова известного русского философа И.А.Ильина, которые хочется предложить в качестве эпиграфа: «Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца…в нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, встрепетать своею нежностью, взглянуть во все глуби и дали …»


- Вы слышите прекрасную музыку, вы видите замечательные пейзажи, созданные известными русскими художниками. Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок, если в качестве напутствия я привела вам эти строчки?

- Да, сегодня мы обратимся к замечательным лирическим стихотворениям русских поэтов. Посвящены все они будут, конечно, природе.

- Ребята, кто из вас любит ходить в лес, гулять по парку, смотреть на дождь и слушать его шум, шуршание или звон? Часто ли вы замечаете, как выглядят деревья утром, при заходе солнца, какая река в разное время года, в разное время суток?

- Как вы считаете, одинаковые ощущения возникают у разных людей при виде природы? Почему?

- Легко ли вам читать и понимать стихотворения, посвященные описанию природы?

- Каковы же цели сегодняшнего урока? (Ученики: у читателя и слушателя должно быть такое же живое и яркое воображение, как и у поэта, чтобы суметь не только представить то, о чем он говорит, но и понять те чувства, которые он хочет передать с помощью пейзажа. Сегодня рассмотрим, проанализируем и сравним стихи о природе разных поэтов).

- Правильно, наша цель – сравнить стихи разных поэтов о родной природе, понять отношение поэтов к той красоте, что открывается вокруг нас, научиться понимать поэтический язык. Природа всегда становилась источником вдохновения для поэтов разных времен. У каждого поэта свое видение природы, свой поэтический язык, но есть и то, что их объединяет. Это мы и постараемся понять, исследуя стихотворения разных поэтов. В ходе урока мы будем обращаться к мнению исследователей творчества поэтов, к критикам.

- Как вы считаете, это будет полезным в ходе нашего исследования?


Класс разделим на 4 группы. У каждой группы будет своя проблема для исследования. (У каждой группы четыре стихотворения и одна проблема).

Выводы будем оформлять в таблице.




Вопросы для исследования

Валерий Брюсов «Первый снег»

Федор Сологуб «Забелелся туман над рекой»

Николай Рубцов «Тихая моя родина»

Сергей Есенин «Топи да болота…»

1.Определите тему лирического стихотворения, какие художественные образы созданы автором





2.Какие художественные средства использует автор для создания художественного образа?





3.Какие чувства преобладают в этом стихотворении?





4.Какова идея стихотворения?







Ваше домашнее задание поможет нам в исследовании поэтических строк о природе.

Первое сообщение посвящено поэту Валерию Брюсову.


Индивидуальное сообщение о Валерии Брюсове

Валерий Яковлевич Брюсов родился в1873 году в Москве, в купеческой семье среднего достатка. Позднее он писал: “Я был первым ребенком и явился на свет, когда еще отец и мать переживали сильнейшее влияние идей своего времени.

По воспоминаниям родных, Валерий, или, как его называли домашние, Валя, рос живым, любознательным мальчиком. Родители всячески потакали ему, и был он порядком избалован. Читать научился рано - четырёх лет, по газетам. Для воспитания в дом приглашали учителей и гувернанток. Родители были сторонниками рационального воспитания: его оберегали от сказок. Вместо игрушек покупали модели паровых машин, приборы для физических и электрических опытов. Он ещё не научился умножению, а уже слышал имя Дарвина. "Нечего и говорить, - пишет Брюсов в "Автобиографии", - что о религии в нашем доме и помину не было: как вера в домовых и русалок".
С юных лет Брюсов слушал разговоры об "умных вещах", читал книги научного содержания. Особенно полюбились ему очерки биографий великих людей: Кеплера, Фультона, Ливингстона. Мальчик "воображал себя то изобретателем воздушного корабля, то астрономом, открывшим новую планету, то мореплавателем, достигшим Северного полюса". В то время как его сверстники играли в солдатики, в мяч или в бабки, он часами просиживает над Бремом и зоологическим атласом.
С одиннадцати лет Брюсова отдали учиться в частную гимназию Ф.И.Креймана, причём сразу во второй класс. Его худенькая сутулая фигурка в форменной блузе поначалу совсем затерялась в толпе гимназистов. Новичок Брюсов поступил в класс, где за предыдущий год сложились уже товарищеские отношения и он, как белая ворона, попал под град насмешек и издевательств.
С трудом привыкал Брюсов к общению с одноклассниками и постоянному расписанию занятий. С течением времени до гимназистов всё же дошло, что он много знает, а главное, умеет хорошо пересказывать целые книги. У него появились товарищи.

Брюсов начинает интересоваться французской поэзией: стихами

Ш.Бодлера, П.Верлена, М.Метерлинка. Юный поэт пытается перенести на русскую почву особенности французской поэзии того времени. Новое направление называлось символизм. Это лирика мимолетных настроений, нюансов, случайных ассоциаций. Как заметил поэт-символист Эллис, в трех первых сборниках Брюсов "дал толчок к созданию новой, более усовершенствованной и более чуткой поэтики в русской лирике".

В начале 1900-х гг. Брюсов выступил как поэт-урбанист, создав монументальный образ современного города. Он рисовал будничные сценки городской жизни. Новаторскими были его исполненные динамики городские пейзажи, открывшие красоту в сиянии витрин, огнях вывесок, шумах улицы. И в то же время мы можем встретить завораживающие строчки, посвященные описанию картин природы. Усиливая музыкальность стиха, поэт стремится внушить читателю свое настроение, заворожить им. Конечно, эти картины необычны. Они характеризуют особенности направления, в котором творил Брюсов. Называется оно символизм. Подробно мы будем изучать это направление в старших классах.

Литературная деятельность Брюсова поражает своей многогранностью. Он известен как автор повестей и романов, драматург, переводчик, теоретик искусства, историк литературы и литературный критик, исследователь стиха, журналист, редактор, педагог, организатор литературной жизни… Но в сознании современников и последующих поколений он был и остается прежде всего поэтом.

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Брюсова «Первый снег».

Беседа по вопросам

- О чем это стихотворение?

- Как относится поэт к тому, о чем он пишет?

- Какие именно слова выражают чувства автора?

- В чем необычность изображения зимнего пейзажа у Брюсова?

Учитель: В одном из предисловий Брюсов писал, что равно любит и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова, и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное» Тютчева или Фета, и раздумья Баратынского, и страстные речи…Некрасова». А литературовед Е.Тахо-Годи считает, что Брюсов «умел подметить в обыденном мире намек, символ чего-то значительного.»


Учащиеся заполняют таблицу.


Учитель: Не просто снег видит автор на берёзах, которые еще вчера были чёрно-голые; на экипажах, на пешеходах он видит серебро, огни, блёстки в лучах света, жемчуга. Все вокруг видится призрачным, как во сне. Все это грёзы (мечты). И все, о чем говорится в прозе буднично, обыденно, озарено волшебством, «жизнь людей и жизнь природы» стала иной, новой и святой.

- Можете ли вы согласиться с тем, что первый снег в стихотворении Брюсова является намеком, символом чего-то более значительного?

Учитель: Источник волшебства, сказки, тайны – таким видит пейзаж поэт-символист В.Брюсов. Стихотворение другого поэта - Фёдора Сологуба тоже рисует картины природы. Корней Чуковский так сказал об особенностях его лирики: «Безыскусность его стихов требует большого искусства, в его предельной простоте – красота. Лирика Сологуба поражает устойчивым пессимистическим настроением». Давайте познакомимся с индивидуальным сообщением о Федоре Сологубе.

Индивидуальное сообщение о поэте Федоре Сологубе.

Фёдор Сологуб родился в Санкт-Петербурге в семье портного, бывшего крестьянина Полтавской губернии Кузьмы Афанасьевича Тетерникова. Через два года родилась сестра писателя, Ольга. Семья жила бедно, положение усугубилось, когда отец Фёдора умер в 1867 году. Мать вынуждена была вернуться «одной прислугой» в семью Агаповых, петербургских дворян, у которых она когда-то прежде служила. В семье Агаповых прошло всё детство и отрочество будущего писателя. Свой поэтический дар будущий писатель ощутил в возрасте двенадцати лет, а первые дошедшие до нас законченные стихотворения датируются 1878 годом. В тот же год Фёдор Тетерников поступил в Санкт-Петербургский Учительский институт. В институте он учился и жил (заведение было на интернатной основе) четыре года. По окончании института в июне 1882 года он, взяв мать и сестру, уехал учительствовать в северные губернии — сначала в Крестцы, затем в Великие Луки — в общей сложности проведя десять лет в провинции.

Вот что пишет поэт Николай Гумилев, современник Сологуба, о его сборнике стихов: «Странным свойством обладают стихи Сологуба. Их прочтешь в журналах, в газетах, удивишься их изысканной форме и забудешь в сутолоке дня. Но после, может быть через несколько месяцев, когда останешься один и печален, вдруг какая-то странная и близкая мелодия зазвенит на струнах души, и вспоминаешь какое-нибудь стихотворение Сологуба, один раз прочитанное, но все целиком. И ни одно не забывается совершенно. Все они обладают способностью звезд проявляться в тот или другой час ночного безмолвия. Я объясняю это тем, что Сологуб избегает случайного, жемчуг его переживаний принесен из глубин, где все души сливаются в одну мировую. В своем творчестве он …отрекается от воли ради созерцания. Но в каждой фразе его, в каждом образе чувствуется, как была трудна эта победа, и чуткий читатель на каждом шагу находит окаменевшие, но еще не остывшие молнии страсти и желания. Успокоенность Сологуба ранит больнее, чем мятежность других».

Подготовленный ученик наизусть читает стихотворение «Забелелся туман над рекой».

Беседа по вопросам.

- Какое настроение создается при чтении этого стихотворения?

- Много ли средств выразительности в стихотворении?

- Тогда за счет чего достигается поэтическая выразительность в таком случае?


Учащиеся заполняют таблицу.

Учитель. Согласитесь ли со словами К.Чуковского, которые я привела ранее? В стихотворении «Забелелся туман за рекой» говорится, несомненно, об одиночестве. Но перед нами предстают картины, далекие от пессимизма (уныния). Вот берег, невысокий, деревья, склонившиеся над водой, туман за рекой не скрывает далей. Разведенный костер воскресит огонь жизни в душе, навеет радужные мечты о будущем и воспоминания о детстве: «Потихоньку пойду босиком…»

- Опять появляется намек на что-то впереди, предстоящее…?

Да, огоньки – это надежда, надежда на конец одиночества, скитаний, на близость уюта, заботы, покоя. Картины в стихотворении раскрываются медленно, плавно, как бы импонируя (соответствуя) раздумьям автора. За внешней незамысловатостью, простотой мы чувствуем острое чувство тоски, одиночества, неустроенности. Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.

Скитания, одиночество, бесприютность сопутствовали жизни поэта совсем другой эпохи, других поэтических пристрастий. Любовь к родной природе, дар видеть её, чувствовать ее каждой стрункой души, способность удивляться, восхищаться - те качества, которые унаследовал поэт Николай Рубцов от русской классической литературы.

Следующее сообщение - о поэте Николае Рубцове.



Индивидуальное сообщение о Николае Михайлович Рубцове.

Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк на Северной Двине, расположенном в ста пятидесяти километрах выше Архангельска. О родителях его известно очень мало. По всей вероятности, они были вологжане, и в Емецк отца Николая Рубцова направили по служебным делам (он был политработником).       

Война разрушила все. Отец ушел на фронт, а мать заболела и умерла. Шестилетний Николай оказался в детском доме села Никольское. Его детские и отроческие годы прошли в этом селе, стоящем на берегу реки Толшмы, притока Сухоны, среди диких лесов и болот. Это село и стало его малой родиной, вошедшей в его душу как изначальная основа.

Позднее, после долгих скитаний по миру, Николай Рубцов часто возвращался сюда и подолгу жил в Никольском. Во множестве стихов поэта с несомненностью проступает образ этого глухого уголка Северной Руси.

Между тем в поэзии Николая Рубцова есть отблеск безграничности, ибо у него был дар всем существом слышать ту звучащую стихию, которая несоизмеримо больше и его и любого из нас, — стихию народа, природы, Вселенной. Поэт стремился внести в литературу не самого себя, а то высшее и глубинное, что ему открывалось. (Вадим Кожинов)

Рубцов не только и не столько воспевает красоту родной природы. Его стихи намного сложнее. Критики это подмечали. Например, А. Ланщиков отмечал: «Пейзаж как таковой почти отсутствует в его стихах…У Николая Рубцова… то единство с природой, когда природа дает самочувствие вечной жизни, определяя нравственную меру вещей и явлений».

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Рубцова «Тихая моя родина».

Беседа по вопросам.

- О чем это стихотворение?

- Какое чувство испытывает лирический герой?

- Какая лексика характеризует эти чувства героя? Найдите в словаре значения слов «погост», «обитель». К какому стилю относятся эти слова? (Погост – кладбище, обычно сельское; обитель - 1. То же, что монастырь. 2. Место, где кто-то живет, жилище).

Учитель. И.Шайтанов замечает, что «Рубцов ощущает природу как тайну и часто описывает ее с радостным или трогательным воодушевлением».

- Вы согласны с этим мнением или нет?

- Какой изображается природа у Рубцова – как тайна или иначе?

- Какое значение имеет эпитет «тихая» в названии и строках стихотворения? (сначала по толковому словарю выясняем значение слова тихий, а потом рассуждаем о смысле, вложенном Рубцовым). Да, ребята, для Рубцова слово тихая значит самая дорогая, близкая. Об этом же пишет А.Вампеев: «Тихая» у поэта значит самое дорогое и важное в жизни».
Итак, продолжим работу с таблицей.



И автор четвертого стихотворения – Сергей Есенин.

Индивидуальное сообщение о Сергее Александровиче Есенине.

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Так как мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений.

В 1904 году С. А. Есенина отдают на учёбу в Константиновское земское училище. Через несколько лет он поступает в церковно-учительскую школу.

В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. Там он устраивается в типографию И.Д.Сытина помощником корректора. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка.

Сергей Александрович Есенин способен одним лишь словом зачаровать читателя, заставить увидеть всю полноту описываемой им картины, человека. Есенин вошел в нашу отечественную поэзию со стихами о крестьянской Руси. Место любимой в его стихах занимает Русь, Родина, роимый край, нивы, рощи, деревенские хаты. В стихах Есенина можно увидеть скорбь и радость, грусть и восхищение, гнев и отчаяние, боль и невзгоды крестьянской Руси, ее надежды, победы. Поэт глубоко и душевно переживал, отражая это в своей поэзии.
     Русь Есенина встает в ярко-алых зорях, золотых полях пшеницы и ржи, в стадах коров, пасущихся на зеленых лугах, в белоснежной красоте простой русской белоствольной березки.
Есенин открыл Русь, настоящую, свежую, одетую золотом и багрянцем осени, звучащую рыданием разливных бубенцов, свистом ветра в ночи, криками петухов, веселой дробью копыт, шепотом сосняка, плачем иволги, треньканьем синицы, тихим говором золотой ржи.

Поэзия Есенина необычна и непосредственна. Он писал только о том, что волновало и трогало его душу. В есенинских стихах все пахнет, все цветет, звучит, почти каждое слово материализовано, ощутимо и осязаемо.

«Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас»; «Мне на встречу, как сережки, Прозвенит девичий смех»; «Выткался на озере алый свет зари; На бору со звонами плачут глухари»; «И горит в парче лиловой Облаками крытый лес»
Сергей Александрович прожил очень короткую жизнь, за которую сумел создать множество замечательных, трогающих сердце стихов.

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Есенина «Топи да болота…»


Беседа по вопросам.

- О чем это стихотворение?

- Какие картины природы рисует поэт?

- Какие художественные средства выразительности помогают нам зримее представить эти образы природы?

Учитель. Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо…

Да, ребята есенинская поэзия насыщена метафорами, эпитетами. Исследователь творчества Есенина А.Семенов отмечает, что «ранние стихи Есенина насыщены звуками, запахами, красками»

- Почувствовали вы звуки, краски, запахи в стихотворении «Топи да болота…»?

- Какой предстает природа в этом стихотворении?

- Какой прием помогает создать живой образ природы?

- Каким же воспринимает мир природы поэт?

Работаем с таблицей.

- Сравните стихотворения, к которым мы обратились сегодня, сформулируйте выводы, сделанные вами в ходе сравнения.


Учащиеся знакомят со своими наблюдениями над стихотворениями.


Вопросы для исследования

Валерий Брюсов «Первый снег»

Федор Сологуб «Забелелся туман над рекой»

Николай Рубцов «Тихая моя родина»

Сергей Есенин «Топи да болота…»

Определите тему лирического стихотворения, какие художественные образы созданы автором

Картина зимнего пейзажа, художник нарисовал образы снежной сказки, чего-то таинственного, сверкающего, недоступного для понимания

Картины простого русского пейзажа: туманный берег реки, деревья, огонек вдали, одинокий человек ищет пристанища, крова, приюта

Образы природы помогают поэту нарисовать главное: образ родины;

мозаично складываются картины: ивы, соловьи, погост, купол заброшенной церкви, старая деревянная школа, заросшая речка


Пейзаж русских просторов: лес, болото, одинокая телега, косари, ракиты – все вокруг оживлено

Какие художествен

ные средства использует автор для создания художественно

го образа?

Используется тематическая лексика: волшебство, грезы, тайна; серебро, огни, блестки – существитель-

ные,

рисующие цвет волшебной картины, которая сразу представляется зримо. Много односоставных предложений, в которых только подлежащее.

Белый цвет – символ чистоты и святости. Поэт словно играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте стихотворения много восклицательных предложений


В описании картин природы отсутствуют средства художественной выразительности

Художествен-

ный образ лирического героя – одинокого странника, стремящегося найти свое пристанище; природа как фон психологического состояния героя

Эпитеты: тихая родина

(подчеркива- ется чувство близости поэта своей малой родине); речка туманная (как символ далекого, невозвратимо-

го детства, возникающего в памяти взрослого человека в чем-то далеком и неясном);

жгучая кровная связь

(эпитеты характеризуют отношение поэта к малой родине: ничем это родство не убить; ощущение пульсирующей крови, тепла –признака жизни, того, что дорого поэту);

сравнение: словно ворона веселая (это сравнение словно возвращает нас в то далекое время, когда поэт был ребенком, беззаботное, радостное);

олицетворе-

ние: речка будет бежать и бежать (образ бегущей речки оживляет, одухотворяет пейзаж, она словно хочет догнать повзрослевшего героя, навсегда покинувшего родные места и вернуть все….но ничто не может повториться вновь

С помощью различных средств создается образ живой, близкой сердцу лирического героя природы, которая может вызвать только восторг. Для этого используются метафоры: синий плат небес (бескрайнее голубое небо);

тенькает синица меж лесных кудрей (метафора создает образ сказочного, одушевленного леса):

позолотой взвенивает лес

(цвет и звук играет большую роль в стихах Есенина для создания образа), прием одушевления природы (олицетворе- ние) темным елям снится гомон косарей, слухают ракиты посвист ветряной

(опять возникает ощущение, что слышен гомон косарей, скрип телеги, посвист

ветряной)

Какие чувства преобладают в этом стихотворении?

Автор передает восхищение волшебством зимней картины.

Чувство грусти, одиночества, тоски, поисков чего-то важного в жизни

Светлая грусть, любовь поэта к малой родине, к незатейливой простоте ее

Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем.

Какова идея стихотворения?


Природа – таинство, волшебство, нечто непостижимое, чем можно только очаровываться.

Человек и природа неразрывно связаны, в природе можно найти успокоение душе

Для человека природа и родина – понятия неразрывные, неделимые

«Край ты мой забытый, край ты мой родной» – в этих строках поэт признается в теплой любви своей малой родине, в которой ему любимо и дорого все



Учитель: Ребята, сегодня обратились к прекрасным стихотворениям русских поэтов, объединенным темой природы, мы прикоснулись к красоте. Величайший русский лирик Афанасий Фет говорил, чтобы увидеть красивое, нужно обладать «зоркостью по отношению к красоте». Скажите, наше исследование помогло нам стать более зоркими? Что смогли мы увидеть?

Учащиеся: Красота пейзажа – источник вдохновения для поэта, зимний сверкающий снег создает «мир из серебра» у Валерия Брюсова. Природа существует в неразрывной связи с человеком. И эта связь поэту кажется чем-то естественным, что само собой разумеется. Ему не приходит в голову отделять природу и человека, гармония представляется наиболее правильным и разумным способом существования. На лоне природы поэт предается философским раздумьям: природа полностью «понимает» и «принимает» его. Эмоциональное состояние поэта воспринимается в зависимости от состояния природы. Природа и родина также не могут восприниматься отдельно, русский пейзаж дорог поэту как часть близкой сердцу, любимой малой родины, вырастившей поэта. Это доказывает исследование стихов Сологуба, Рубцова, Есенина.
































Список использованной литературы

1.Изучение сквозных тем в процессе преподавания литературы.5-11 классы. Учебно-методическое пособие /Сост. Г.М.Вялкова, Т.А.Чернова. - М.:Планета,2012

2. Черных О.Г. Практикум по литературе: 7 класс. – М: ВАКО, 2010

3.Уроки литературы, №1, 2000

4.Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе.

7 класс. М.: ВАКО, 2007




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://www.e-ng.ru/literatura_russkaya/zhizn_i_tvorchestvo_valeriya_bryusova.html

2.http://rubtsov.id.ru/critica/timashova2.htm

3.http://sologub.narod.ru/bio1.htm

4.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/ESENIN_SERGE_ALEKSANDROVICH.html

5.http://www.palitra-ru.ru/index.php?page

6.http://ruslandscape.ru/




















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ