Конспект урока по литературе в 11 классе А.Блок «Стихи о Прекрасной даме» Жизнь по законам поэзии
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №503
Кировского района г. Санкт-Петербурга
Конспект урока по литературе
в 11 классе
А.Блок «Стихи о Прекрасной даме»
Жизнь по законам поэзии
подготовила
учитель русского языка и литературы
Боченкова Татьяна Владимировна
г. Санкт-Петербург
2013
Программа: «Русская литература XX в., 11класс». Базовый уровень (3 часа в неделю).
Цели урока: увлечь учащихся живым, подлинным искусством поэзии, научить их понимать и воспринимать отражение в поэзии противоречий между бытием и творческим поиском А. Блока (раннее творчество); дать необходимые теоретические знания по приемам и средствам создания образов в цикле «Стихи о Прекрасной Даме».
Задачи урока:
В познавательной сфере:
продолжить формирование представления о литературном процессе начала 20в. как о непрерывном закономерном процессе;
охарактеризовать логичность обращения А.Блока к образам-символам в своей поэзии и к выбору своеобразных художественных средств;
создать организованно-педагогические условия для овладения учащимися новыми знаниями в области литературы 20в. (поэзия «серебряного века);
обеспечить продолжение обучению процессу рефлексирования на основе жизненных впечатлений и прочитанного текста;
продолжить формирование навыка создавать текст посредством выделения «ключевых» слов и словосочетаний, его дополнять и видоизменять; создавать «синквейн»;
продолжить формирование умения анализировать поэтический текст (аспект: «художественный образ», «символ»).
В мотивационной сфере:
продолжить развитие интереса к изучению литературы;
настроить учащихся на активное участие в учебном процессе;
приветствовать стремление к самостоятельному получению дополнительных знаний и формированию умений;
создавать положительный эмоциональный настрой, ситуацию «успеха» на уроке.
В личностной сфере:
формировать художественно-эстетический вкус;
продолжить развитие коммуникативных качеств учеников, способствующих продуктивному взаимодействию в учебном процессе.
Достижение поставленных целей осуществляется посредством:
представленного стихотворного материала (6 стихотворений из цикла);
наглядности (презентация, выполненная группой учащихся, фотографии начала 20в.);
отработки универсальных умений и навыков (выделение особенностей периода общественной и личной жизни поэта, выявление образных характеристик его поэтического творчества в ранний период, использование понятийного материала, умения сравнивать, выделять главное);
создания атмосферы сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке (индивидуальная, групповая и коллективная форма работы).
Прогнозируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
основные особенности раннего творчества поэта-символиста;
роль художественных ценностей в мировоззрении А.Блока- поэта начала 20в.;
характерные черты поэзии символизма;
основные термины и понятия, включая их в речь;
наиболее известные стихотворения цикла «Стихи и Прекрасной Даме» А.Блока.
Учащиеся должны уметь:
связывать и отличать понятия «личная и общественная жизнь» и «художественное творчество»;
создавать собственный текст на основе «ключевых» (опорных) слов;
связно выражать оценочное мнение о прочитанном и произнесенном, высказывая личные суждения.
Учащиеся должны применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
развития художественно-эстетического вкуса;
углубления знаний по смежным предметам (история, искусство, музыка);
расширение кругозора.
Тип урока: элементами технологии деятельностного обучения.
Оборудование:
мультимедийная установка (для презентации, выполненной учащимися и демонстрации слайд-шоу);
портреты А.Блока;
листы-приложения к уроку (3);
рабочая тетрадь по литературе (под ред. А.Г. Нелькина и Л.Д.Фураевой);
рабочий лист учащегося.
План урока:
1.Жизнь человека на временном и историческом отрезке.
Любой человек, будь он поэт или обыватель, существует в реальности своего времени и эпохи. И у каждого свое представление о жизни и ее ходе, ее атрибутах.
- Что связано у вас с понятием «жизнь», «реальность»? (запишите слова, словосочетания, затем объедините их в предложения).
На экране- подборка фотографий на тему «Россия рубежа 19-20в.в»
-Подберите слова, характеризующие слайды, включите их в предложение, запишите его.
Перед вами небольшой отрывок - впечатление о времени, в которое жил А. Блок и его соратники, близкие. Так автор книги о « серебряном веке» характеризует некоторые перемены в жизни общества в начале 20 века.
- Подчеркните в тексте слова, характеризующие те приметы времени,элементы реальности, которые отличают жизнь людей той эпохи, сопоставьте их с впечатлениями от увиденных фотографий. Как можно охарактеризовать течение жизни в нескольких фразах? (составьте 2 предложения)
ЦЕЛЬ УРОКА: Продемонстрировать, отразились ли эти перемены в творчестве А.Блока? Иными словами, в чем отличие в видении жизненных процессов у поэта-символиста от простого, естественного, обывательского их представления? Какими поэтическими средствами это выражается?
2.А.Блок в потоке личных перемен.(1901-1904г.г.)
И вот в этом новом суетном потоке жизни звучит высокий, монотонный красивый голос молодого поэта, только что написавшего свой первый сборник: (читается стихотворение «Они звучат, они ликуют…»)
О каком своем «гармоническом языке» он говорит? Может быть, он открыл что-то новое в поэзии и в самом себе, чтобы описать эту жизнь?
В начале века А. Блока полностью захватили две силы: любовь и поэзия. Они были нераздельны. А по иронии судьбы его возлюбленную тоже звали Любовь Дмитриевна Менделеева. Казалось бы, оба влюбленных не замечают реальности…Но по-разному…
Обратимся к письмам двух влюбленных. О чем они пишут?
- Прочитайте выдержки из их писем друг к другу и ответьте на вопросы, подобрав эпитеты:
а) О какой любви к ней рассказывает А. Блок Л.Д.Менделеевой?
б) О какой любви к нему пишет Л.Д. Менделеева?
- Зачитайте подобранные вами слова.
- В чьих письмах ярче обозначена реальность и почему?
-В чем, по-вашему, причины различий в описании чувств и мыслей двух этих влюбленных молодых людей? (запишите в виде вывода 1-2 предложения)
В этом различии в восприятии такого прекрасного чувства и заложен будущий внутренний конфликт, трагедия поэта.
3.Впечатления современного читателя при знакомстве с циклом «Стихов о Прекрасной Даме»
В начале 1904г. Блок привозит Любовь Дмитриевну в Москву, знакомит ее с А. Белым и С. Соловьевым - своим другом и учителем. Он уже написал множество прекрасных стихов, адресованных ей, и они сложились в замечательный цикл, в котором ее, свою возлюбленную, Любочку Менделееву, он называет Прекрасной Дамой. Странное имя вполне объяснимо, если вспомнить, что символ Вечной Жены, Девы, Зари, Купины- отголосок сходных образов в философии В.Соловьева, которой он очень увлечен в эти годы. Именно она легла в основу манифеста русских символистов.
Дома вам предложено было написать 4-5 предложений на тему «Мое восприятие сборника». Зачитайте свои мнения о сборнике.
Группа учащихся подготовила презентацию на основе своего восприятия «Стихов о Прекрасной Даме» ( просмотр презентации).
- Каков лейтмотив презентации? В чем причина того, что современные читатели по-разному оценивают сборник? (учащиеся отмечают мистичность и таинственность стихов, а значит, и их различное толкование и понимание читателями)
4.Оригинальность и неповторимость образной системы в стихах А.Блока.
Пытаясь передать нечто неуловимое в своем состоянии, передать тончайшие нюансы в мгновенных переменах состояния души любящего человека, А.Блок как поэт- символист избрал для этого своеобразные художественные средства, с помощью которых создавал новые образы.
- Прочитайте стихотворения А. Блока: « Предчувствую тебя…», « Я долго ждал…», « Днем вершу я дела суеты…», «Я- отрок, холодеет кровь…», «Вхожу я в темные храмы…», «Все бытие и сущее…» и пронаблюдайте, какие образы в них ключевые.(стихотворения читаются учащимися, подготовившимися заранее).
- Групповая работа. Задания группам:
.
а) Выделите эпитеты, метафоры и «имена», создающие образ Прекрасной Дамы?
в) Выпишите глаголы, наречия и существительные , характеризующие действия и состояние лирического героя.
К осмыслению: группе А
-Почему нет портретных деталей в описании Прекрасной Дамы?(она возвышенный поэтичный образ, подчеркнуто не имеющий ничего общего с реальным лицом. Это символ Женственности и вселенской Любви) .
-Почему действия лирического героя несколько однообразны и условны?(его роль очерчена тоже символично- преклонение и ожидание).
- Прочитайте слова. Запишите предложения, включив лексику в текст (запишите фразы)
-Чувствуем ли мы состояние поэта? Разделенная ли его любовь, счастливая ли? (в этом смысле Блок-продолжатель традиций М.Ю.Лермонтова и Ф. И. Тютчева-поэт всегда одинок, особенно когда любит)
-Почему в стихах так мало элементов реальности, почему некоторые критики писали о «закодированности», то есть «закрытости» стихов Блока? Что, по-вашему, является новаторским в образной системе Блока?
5.Работа с символами в стихах А.Блока(расширение представления о символе и его содержании)
На прошлых уроках мы узнали, что такое «символ». Это тот сквозной образ, за которым стоит широкое условное содержание.
- Какие 2 символа являются ключевыми в сборнике? (Прекрасная Дама и лирический герой).
- Создайте «синквейн» на основе одного из них по выбору, запишите его(план «синквейна» знаком учащимся по предыдущим занятиям.)
- Зачитайте работы.
-Смогли ли авторы работ хотя бы немного передать образность и выразить «несказАнное»?
6.Выводы по уроку. Жизнь по законам поэзии.
Для А. Блока жизнь и поэзия были едины, но гениальность и трагедия личной жизни поэта и состояла в том, что он их не разделял. Политические и социальные перемены не играли для него никакой роли в этот период. Земная, обыкновенная любовь была чужда его сердцу и разуму. «Только влюбленный имеет право на звание человека», потому что она пробуждает в душе поэзию.. Эти слова стали крылатыми. А читая произведения поэта, мы можем сказать , что и Поэт может претендовать на это звание. Таким поэтом был А. Блок.
В «Рабочем листе» запишите рефлексию по уроку в нескольких словах.
«Я узнал….»
«Я понял…»
«Я научился…»
7.Оценки за урок.
8.Домашнее задание:
1.Составьте связный текст для устного ответа на вопрос «Особенности поэзии раннего Блока» по заполненному рабочему листу.
2.Прочтите стихотворения, написанные поэтом до 1917г. Подумайте, изменилось ли мировосприятие поэта и в чем это проявилось?
3.Продолжаем учить наизусть стихотворения А.Блока «Незнакомка», «Россия».
Список использованной литературы
Блок А.А. Стихи о Прекрасной Даме – М.: «Эксмо», 2007.
«Наше наследие», журнал, №75-76 – М.: «Наше наследие», 2005.
Нелькин А.Г., Фураева Л.Д. Формы художественного мышления в русской литературе ХХ в. – СПб.: СМИО «Пресс», 2009.
Словарь литературоведческих терминов – М.: «Наука», 2002.
Тух Б.И. Путеводитель по «серебряному веку» – М.: «Октопус», 2005.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ