Статья для преподавателей русского языка и литературы «Как привить любовь к чтению? …или еще раз о наболевшем»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл









Статья для преподавателей русского языка и литературы

«Как привить любовь к чтению? …или еще раз о наболевшем».

(Из опыта работы)





подготовила

учитель русского языка и литературы

Татаринова Татьяна Владимировна













г. Козьмодемьянск

2013

Статья для преподавателей русского языка и литературы.

«Как привить любовь к чтению?… или еще раз о наболевшем». (Из опыта работы).


«Литература – учебник жизни…, - утверждал Н.Г. Чернышевский. С этими словами трудно не согласиться. Но, к сожалению, за последнее время молодое поколение не видит пользы в чтении художественных произведении, не замечает красоты языка великих мастеров слова. Юных не захватывают сложные, на их взгляд, сюжеты, они не желают быть похожими на героев книг, не хотят вместе с ними проживать те или иные ситуации, сопереживать. Нам, поколению, воспитанному на классической литературе, это кажется странным и далеко не правильным, и мы начинаем судорожно искать причины. Можно обвинить телевидение, компьютер. И в этом есть своя правда. Гораздо проще играть в компьютерные игры, смотреть фантастику, боевики (не надо «напрягать мозги»). Большинство девушек и юношей привлекают низкопробные фильмы, незатейливые сериалы, где все отлично, а жизнь – сплошной праздник. Почему так происходит? По всей вероятности, все просто, не надо задумываться над серьезными проблемами, сравнивать, анализировать.

Но, с другой стороны, определенная часть молодых людей ходит в библиотеку, читает книги, любит не только произведения современных авторов, но и интересуется классической литературой.

Преподавая литературу, любой из нас, педагогов, задумывается над такой актуальной проблемой, как снижение интереса к чтению. Как вернуть его? Помочь полюбить этот неповторимый и завораживающий мир книги?

Как воспитать настоящего читателя, обладающего художественной культурой? Мы прекрасно понимаем, чем выше уровень культуры, тем восприятие произведения богаче и глубже, эстетическая радость ярче и больше.

Разумеется, огромная роль в этом отводится филологам, библиотекарям, классным руководителям, воспитателям детских садов, родителям.

Как ни банально звучит, но необходимо проводить разъяснительную работу, пропагандировать книги. На мой взгляд, уместны и эффективны следующие формы работы: обзоры новинок литературы, реклама в творческой форме, которую могут сделать и сами обучающиеся, громкие читки. Как показывает практика, почти все ученики, любят, когда учитель вслух читает отрывки художественных произведений, эмоционально рассказывает ту или иную книгу.

Воспитанию интереса к чтению способствуют обзоры понравившихся статей из любимых журналов, брошюр. Сильным ученикам можно предложить сделать краткий обзор всего журнала (это способствует формированию определенных навыков: выбирать, видеть главное, сокращать, что пригодится при подготовке к сдаче ГИА).

С удовольствием учащиеся выполняют задания в группах. Дается двум-трем ученикам следующее задание: проследить, прочитать, проанализировать определенную рубрику в 4-5 журналах (журнал может быть один и тот же, но разные номера, могут быть разные журналы с похожей рубрикой).

В старших классах практикую тематические обзоры (молодежная проблематика, экология, тема детства, памяти, любви, дружбы и т.д.).

На уроках в 10-11 классах очень эффективны поэтические и прозаические пятиминутки: ребята ищут материал о новых поэтах, прозаиках, либо о давно забытых, рассказывают кратко сюжет, останавливаются на понравившихся эпизодах биографии, либо книги, которую недавно прочитали. Весьма результативным средством воспитания любви к чтению являются пятиминутки, которые ведет педагог. Ребятам интересно, что читает учитель, что ему дает чтение, мысли после прочтения. Они не только высказывают свое мнение, но и пытаются понять выбор преподавателя, много задают вопросов. Иногда пятиминутки затягиваются, но этого не следует бояться, так как они позволяют узнать новые имена, приобщиться к многоликому миру книг.

Уроки литературы?!.. Всегда ли они способствуют воспитанию интереса к художественным произведениям? Нечего греха таить, все мы стараемся выполнить программу, пройти как можно больше, дать материал, находящийся за пределами программы. А что кроется за этим?

Бессонные ночи, нередко разочарование, порой обида на учеников. Оказывается, из того, что мы так старательно рассказываем, читали, отбирали, наши учащиеся «почерпнули» так мало и почти ничего не тронуло душу. Задумываясь над этим вопросом, нетрудно сделать вывод: наши уроки порой однотипны, такие, как у других предметников. А этого не должно быть. Урок литературы особенный. Это совсем другой мир, другая обстановка, другие отношения между педагогом с обучающимися. В школе затрагиваем лишь основы читательской и общечеловеческой культуры. Интеллигентный человек развивает свои интересы, углубляет знания, совершенствует себя, духовные умения и навыки, читательскую культуру всю жизнь. Чем раньше начинается работа по воспитанию вдумчивого, умного, нужного читателя, тем ощутимее будут результаты. Сейчас много пишут, что школа отвращает детей от литературы. Как ни горько слышать, но доля правды есть. На отчуждение ребенка от литературы направлены прежде всего учебники. В основе сегодняшней программы лежит анализ литературного произведения, то есть мы должны разложить произведение по частям, а цель другая. Мы должны учить детей видеть в литературе жизнь со всеми ее сложными проблемами. В наших учебниках все писатели на одно лицо: все они передовые люди своего времени, сочувствуют народу, все они гладкие. А на уроке должен присутствовать живой писатель со всей индивидуальностью. Ведь в жизни - то они были разные, они были личности, поэтому они и вошли в литературу. Вот и получается, что пишем конспекты своих учебников. Когда начинаешь изучать какое-либо произведение, по-моему, необходимо ярко и эмоционально провести первый урок, посвященный писателю и произведению.

В 5 классе начали изучать творчество Андерсена на уроке темой: «Сказка о сказочнике». Мы говорили о писателе, инсценировали его произведение, читали отрывки из полюбившихся произведений, делали выставку произведений.

На вступительных уроках литературы в старших классах провожу уроки – прологи. Это вырабатывает у учащихся одно из главных умений – умение думать. Такие уроки убеждают в том, что как отбор материала, так и его расположение продиктованы, во-первых, задачами конкретного урока во-вторых, конечной целью изучения литературы - постижением ее гуманистических идеалов, актуальностью.

В 9 классе в этом году проводила урок на тему: «... Жизнь - она особенный предмет». (Вводный урок - пролог к курсу русской и советской литературы). Этот урок позволил ввести учащихся в мир литературы к курсу 9 класс, наметить ведущие проблемы русской и современной литературы и некоторые возможные пути их разрешения. Книги русских и современных писателей вызывали интерес у школьников к программным и внепрограммным произведениям и потребность в чтении к ним.


«Эй, люди! Подумаем очень серьезно как жить на земле!»

Р. Рождественский.


Таким был эпиграф к уроку. Звучал фрагмент песни «Двести лет кукушечка мне жить накуковала». Затем была беседа с чтением отрывков из книг и обсуждением прочитанного. Это и Анатолий Алексин «В тылу как в тылу». Н.В.Гоголь «Шинель», М.Ю.Лермонтов «Нищий», стихотворение В.Федорова «Слепой», Фонфизин «Недоросль», М. Ломоносов «Ода на день...» А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Анатолий Приставкин «Ночевала тучка золотая» и др.

В 10 классе проходит урок - пролог на тему «Возлюби прежде всего...» На этом уроке мы только приоткрываем двери в огромный мир нашей ответственной литературы. Слушая фрагменты из программных произведений и тех.книг, которые мы прочитали, мы чувствуем, какой это действительно сложный вопрос: что же или кого же «возлюбить прежде всего...» После урока дается задание, используя любое прочитанное летом произведение, подготовить по нему сообщение на тему «Что надо любить, что ненавидеть» (раздумья над книгой).

А в 11 классе можно провести урок - пролог на тему: «Без истины стыдно жить». Войдя в эпицентр борьбы «добра и зла» при посредничестве «возвращенных писателей», мы с помощью Горького можем оказаться у истоков трагедии и вновь обратим истину в книгах современных авторов. В «Белых одеждах» Дудинцева встречаем горькие размышления автора: «Зло перекочевывает из одной формы в другую. Было бы наивно... и смертельно опасно думать, что с революцией, с Октябрем, зло полностью из общества отфильтровано. Этот вирус проходил пока через все фильтры». Повесть А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» погружает нас в ситуацию, которая подтверждает, что вирус этот страшно живуч и может привести к подлинной эпидемии среди людей, ибо мы видим, что маленьких героев повести с детства окружает только одно: «Дома каменные - люди железные», отчего все мысли и чувства Кузьменышей вдруг оказываются буквально парализованными неожиданным открытием: «Братья посмотрели друг на друга. Вот главное, что хотели они услышать. Она их любит». Прочитанное побуждает задуматься над тем, каков же верный, истинный способ наращивания и укрепления добра в мире и в человеке. Затем затрагиваются вопросы: 1) Спор о максимализме; 2) Исцеляющая сладость жалости или врачующаяся горечь беспощадности в поисках истины; 3) Во сколько оценить человеческую жизнь? 4) На путях к идеалу; 5) Недремлющий недуг - совесть. И если нам на этих уроках - прологах удается ощущать себя, говоря словами Л.Мартынова, «идущим на границе прошлого с грядущим, значит, есть надежда на то, что и на самих уроках, или после них руки учеников потянутся к книге - предмету, мудрее которого человечество еще ничего не изобрело.

В среднем звене начинаю вводные уроки с темы: «Не кем быть, а каким быть?» Ребята рассказывают о книгах, которые прочитали за лето, говорим о доброте, о зле, о справедливости, высказывают свои суждения о героях, зачитывают интересные отрывки из полюбившихся им книг, а я знакомлю с произведениями, которые предстоит изучить в классе. Делаем вывод, что главное не кем быть, а каким. Равнодушных, скучающих на таких уроках не бывает. Мы, учителя литературы, стараемся сделать все, от нас зависящее, чтобы великое не было скучным для наших ребят, чтобы они учились, стремились мерить себя и людей толстовскими, чеховскими мерками нравственности, чтобы сопереживать, сочувствовать, бороться за человека они учились бы у Достоевского, Лермонтова.

Лекция, откровенная беседа по прочитанному, инсценированный урок, открытый микрофон, урок-концерт, КВН, конференция, диспут, урок-размышление, литературный суд, кафе, просмотр фильма и обсуждение, урок-погружение и многие другие формы традиционных уроков в нашем педагогическом арсенале способствуют воспитанию интереса к литературе.

Нечего скрывать, пробудить интерес к чтению сложно в наше «компьютерное время». Без поддержки родителей, первых помощников в этом трудоемком деле нам просто не обойтись, но и их тоже необходимо заинтересовать, убедить, научить. Именно поэтому, я считаю, преподавателям русского языка и литературы надо чаще выходить на родительские собрания как классные, так и общешкольные, беседовать индивидуально с папами и мамами учащихся, проводить выставки книг, обзоры, конференции, ярмарки совместно с родителями.

Да, это прописные истины, но без повседневной кропотливой работы просто невозможно привить любовь к литературе, чтению книг.

Хочется верить, что книга займет достойное место в жизни каждого молодого человека и литература вновь станет учебником жизни.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ