Конспект урока внеклассного чтения и музыки в 4 классе «Не любо – не слушай»

ГБОУ АО «Северодвинская СКОШИ»













Урок внеклассного чтения и музыки в 4 классе

«Не любо – не слушай»







Учитель начальных классов

Тупикова Лилия Павловна








г. Северодвинск

2012 г.

НЕ ЛЮБО – НЕ СЛУШАЙ

Цель: обобщить знания детей о творчестве С. Г. Писахова

Задачи: показать самобытность северного народа, которая проявляется в песнях, сказках, помочь почувствовать непреходящую ценность русского культурного наследия, создать условия для воспитания уважительного отношения к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного, воспитывать честность, благородство, любовь к чтению, умение анализировать прочитанное

Оборудование: карта Архангельской области, портреты северных писателей, выставка книг,

Ход урока:

Орг. мом.

ПРОЗВЕНЕЛ У НАС ЗВОНОК,

НАЧИНАЕТСЯ УРОК.

СЕГОДНЯ МЫ ПРОВОДИМ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ

«НЕ ЛЮБО-НЕ СЛУШАЙ».

- Что мы называем своим родным краем?

- Что вы знаете и можете рассказать о нашем крае?

- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?



Учитель: Русский Север является уникальной сокровищницей крестьянских, мореходных, рыболовецких, ремесленных и культурных традиций.

    С XII века началось проникновение русскоязычного населения сначала с Новгородчины, затем с Верхневолжья в более северные районы. Русские люди поселились на территории, охватывающие огромный регион вплоть до побережья Белого моря. В понятие «Русь» начинает входить понятие «Русский Север». В процессе освоения обширных регионов Севера русским населением сложилась новая культура – поморская. Отсутствие на северных территориях татаро-монгольского ига и крепостного права, а также суровые условия жизни привели к формированию своеобразного характера местного населения: его отличало чувство собственного достоинства, независимость, свободомыслие, что также способствовало закреплению в культуре региона древних русских традиций. Русский Север с полным основанием рассматривается как своего рода заповедник русской культурной традиции. На Русском Севере народная культура сохранялась в относительно первозданном виде. Более того, здесь сохранились традиционные формы жизни (бытовой уклад, обряды, ремесла). Интерес к национальной традиции и народной культуре привлекали на Север не только учёных отечественной науки, но и многих художников, архитекторов. Существовавшие на Севере уникальные промыслы – холмогорская резьба по кости, великоустюжское чернение по серебру, кружевоплетение, ручное ткачество, изготовление берестяной утвари – распространились по всей России.

А литература Архангельского Севера - неотъемлемая часть великой русской словесности.

-Давайте вспомним писателей, рождением или судьбой связанных с Архангельским Севером. (Ф.Абрамов, Б.Шергин, С.Писахов, О.Фокина и т.д.)

Учитель: Наш край называют богатейшей сокровищницей фольклора.

Общие черты, объединяющие творчество писателей, живущих раньше, и сегодня на Архангельском Севере, проявляются вполне отчётливо: это несуетность, основательность, приверженность традиции, любовь к родной земле и Отечеству, их истории и современности. Важнейшими ценностями, вдохновителями творчества остаются для писателей-северян те богатства, которыми славен наш край. (Несуетность(антоним) –суета. Суета - торопливые и беспорядочные хлопоты, излишняя торопливость в движениях, в работе, в поведении.)


- Но не только в литературе мы можем это наблюдать, но и в музыке.

Слово учителю музыки Елене Викторовне.


ПЕСНЯ В ИСПОЛНЕНИИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «ВНИЗ ПО МАТУШКЕ…»


Учитель: Жил-был в Архангельске старичок с добродушным лицом и громадными вислыми усами – этакая местная достопримечательность, знакомая и взрослым, и детям, и уличным собакам, и даже чайкам. От его облика веяло чем-то стародавним и сказочным. Он и был настоящим сказочником, только сказки его лучше не читать, а слушать, чтобы почувствовать самобытность окающего поморского говора. Да ведь и вы их не только слушали, но и смотрели – вспомните мультфильмы «Не любо – не слушай», «Смех и горе у Бела Моря». А еще был он талантливым художником, умевшим передать в пейзаже очарование неброской северной природы.


- Догадались о ком речь?

- Что вы можете рассказать о Степане Писахове?


Рассказ детей

1.Родился С.Писахов еще в позапрошлом веке, 13 октября 1879 года. Отец писателя Год Пейсах, крестился, стал Григорием Пейсаховым, получил отчество Михайлович от крестного отца архангельского Михаила Прохорова. Здесь он женился, записался в купеческую гильдию. Григорий Михайлович имел ювелирную мастерскую и небольшой магазин.     

2.Ирина Ивановна, мать Писахова, была дочерью писаря конторы над Архангельским портом Ивана Романовича Милюкова и его жены Хионии Васильевны. Хиония Васильевна была староверкой, "строга и правильна в вере".

3.Рос мальчик в атмосфере староверческих правил жизни. Знакомство с песнями, псалмами и гимнами религиозной поэзии давало уму особое направление. Не удивительно, что герой Писахова может передвигать реки, ловить ветер.

4. Но писателем-сказочником Степан Писахов стал далеко не сразу. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, а мальчик страстно хотел рисовать и совершенно не хотел гранить алмазы. На двадцатом году жизни Степан ушел из дома и отправился познавать жизнь. Плавал по Белому морю, работал на Соловках, рубил лес и не оставлял мечты о живописи.

5.Первая попытка поступить в художественную школу оказалась неудачной, но упорства юноше было не занимать, и в 1902 году в Петербурге он поступил в художественное училище, где проучился три года.

В 1910 г. в Архангельске проходила выставка "Русский Север". Писахов принял самое активное участие в организации её художественного отдела и выставил более двухсот своих картин.

6.Но особую известность С.Г. Писахов снискал как автор изумительных, поистине неповторимых сказок. Любовь к Северу и его людям помогла родиться знаменитым писаховским сказам, которые быстро стали необычайно популярны в Архангельске, сделав Степана Григорьевича местной знаменитостью и всеобщим любимцем.


Учитель: Вот что сам про себя рассказывал Степан Писахов. Но нам в рассказе встретятся такие слова (на доске). Давайте попробуем их объяснить.

Словарная работа (ПРОМЫСЕЛ, КОПТИЛКА, ПЛОШКА, БЫВАЛЬЩИНА, НЕБЫВАЛЬЩИНА, ПАЙ)

Промысел - добывание чего-нибудь, охота (1. Занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования (часто подсобное при сельском хозяйстве).

ПлошкаПлоский и круглый сосуд вроде блюдечка,маленькой тарелки, в середине к-рого укрепляется свеча или в к-рый наливается сало и вкладывается фитиль для освещения, для иллюминации (истор., спец.).

Коптилка - Маленькая керосиновая лампочка без стекла.

Бывальщина (также быль), в русском народном творчестве короткий устный рассказ о каком-либо случае, будто бы имевшем место в действительности, о невероятных происшествиях, о найденных кладах, о встречах с 'нечистой силой'.

Небывальщина  - То, чего не было, не бывает (разг.).

Пай часть, доля; съестное или вещевое довольствие выдаваемое кому-нибудь.


ПИСАХОВ ПРО СЕБЯ

«Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко.

Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района. Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий. Записывать сказки деда Леонтия никому в голову не приходило. Говорили о нем: большой выдумщик был, рассказывал все к слову, все к месту. На промысел деда Леонтия брали сказочником.

В плохую погоду набивались в промысловую избушку. В тесноте да в темноте: светила коптилка в плошке с звериным салом. Книг с собой не брали. Про радио и знати не было. Начинает сказочник сказку длинную или бывальщину с небывальщиной заведет. Говорит долго, остановится, спросит:

- Други-товарищи, спите ли?

Кто-нибудь сонным голосом отзовется:

- Нет, еще не спим, сказывай.

Сказочник дальше плетёт сказку. Коли никто голоса не подаст, сказочник мог спать. Сказочник получал два пая: один за промысел, другой за сказки.

Я не застал деда Леонтия и не слыхал его сказок.


С детства я был среди богатого северного словотворчества. В работе над сказками память восстанавливает отдельные фразы, поговорки, слова. Например:

- Какой ты горячий, тебя тронуть - руки обожжешь.

Девица, гостья из Пинеги, рассказывала о своем житье:

- Утресь маменька меня будит, а я сплю-тороплюсь!

При встрече старуха спросила:

- Што тебя давно не видно, ни в сноп, ни в горсть?

Спрашивали меня, откуда беру темы для сказок? Ответ прост:

Ведь рифмы запросто со мной живут,
две придут сами, третью приведут.

Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку. Скажу к примеру.

Сценка «Писахов и заезжий гость» (показывают дети)

- Один заезжий спросил меня

- С какого года Вы живете в Архангельске?

- Секрет не велик. Я сказал: - с 1879 г.

- Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?

- Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: А-р-х-а-н-г-е-л-ь-с-к.

Народ кругом столба. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, а у меня медведь был. Утром я вытряхивал медведя из шкуры, сам залезал в шкуру. Тепло в ней, мороз не страшен. На ночь шкуру медведю отдавал.

- Да, так и было?

- Конечно

- О, «дикий север»!


- Как вы думаете, почему Писахов так рассказал заезжему гостю о своём родном городе?


- Отгадайте, из каких сказок эти отрывки?

1.На льдину сядем, парус для скорости поставим, а от солнца зонтики растопырим, чтобы не очень припекало. У нас летом солнце-то не закатыватся: ему на одном месте стоять скучно, ну, оно и крутит по небу. В сутки раз пятьдесят обернется, а коли погода хороша да поветерь, то и семьдесят; коли дождь да мокреть, так солнце отдыхат, стоит. (Не любо-не слушай)

2.А зимой другой раз в избе жарко, душно - не продохнуть, носом не проворотить, а дверь открывать нельзя: на улице мороз щелкат. Возьмем северно сияние, теплой водичкой смочим и зажжем. И светло так горит, и воздух очищат, и пахнет хорошо. (Северное сияние)

3.Вот и стали песни заказывать да в особы ящики складывать (таки, что термоящиками прозываются). Песню уложат да обозначат, которо - перед, которо - зад, чтобы с другого конца не начать. Больши кучи напели. А по весне на пароходах и отправили. (Морожены песни)

4.Побежал к железной дороге на станцию. Поезд отходить собирался. Я за второй вагон с конца веревку привязал, а другой конец прицепил к зубу больному. Хотел, привязаться к последнему вагону, да там кон-духтор стоял.

Поезд все свистки проделал и пошел. И я пошел. Поезд шибче, я - бегом. Поезд полным ходом. Я упал, за землюухватился. И знаешь что? Два вагона оторвало! (Сахарна редька)

5.Он в рост пошел, знат, что мне надо скоро,- растет-торопится, ветками вымахиват, листиками помахиват. Скоро и над водой размахался большим зеленым деревом и в цвет пустился. (Апельсин)

6.Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим: день работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно сияние сушим. Спервоначалу-то оно не сколь высоко светит.Бабы да девки с бани дергают, а робята с заборов. (Северное сияние)


- Посмотрите, все трудятся: от мала до велика. А почему? Такое воспитание было в поморских семьях.


Учитель: Основой воспитания детей в семье являлось формирование трудолюбия. В поморской семье у каждого свои обязанности. Отец и мать руководили трудом членов семьи равноправно. Подчинение им было беспрекословным. Суровую трудовую закалку получали поморские дети. Опыт старших поколений передавался младшим.

С детства мальчиков приучали к трудному морскому промыслу. С семи-восьми лет их брали в плавания. С появлением на свет девочке дарилась маленькая прялка, потом побольше (ПОКАЗАТЬ). В начале игра, а к десяти годам она уже получала задание: на веретене (ПОКАЗАТЬ) напряди, а потом и ткать половики научись. Мальчику вручали маленький топорик и какой-нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. Поэтому поморские дети умели делать то, что могли взрослые.

- Это отразилось и в северных песнях. Одну такую песню вы сейчас исполните.

В ней встретятся такие слова: сиять, рвати, трепати, цесати, прясти, ткати, науци-ко (на доске).

- Объясните, как вы понимаете эти слова.


Учитель: Дело в том, что в каждой местности традиционно бытуют свои способы, средства, украшение речи. Ф. Абрамов называл народную речь «многоцветное краснословье». И это «краснословье» - яркая примета и особенности родной речи, родного края.

Учёные – диалектологи (кто это?) выделяют 2 главных наречия: северное и южное. Для северно-русского наречия характерно: оканье, твёрдое т в окончаниях и др. По степени сходства и различия внутри каждого наречия выделяются группы говоров. В северном наречии – вологодский говор, костромской и ладожский, особо выделяют: онежский, мезенский, архангельский.

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ПЕСНЮ «Дунька», КОТОРУЮ ПЕЛИ И ПОЮТ В УСТЬЯНСКОМ Р-НЕ. Исполнение песни.



- Что ткали из льна?

- Из какого материала изготовлены изделия? (Показ полотенца).

- Но люди умели не только работать, но и отдыхать.


Учитель: Праздничной культуре также отводилось большое место в жизни поморов. Прежде всего, бытовали общерусские праздники и обряды: Святки, Рождество, Крещение, Пасха, Троица и т.д. Кроме них, было множество местных праздников и связанных с ними обрядов и обычаев - это праздники престольные   (Словарь Даля: праздник престольный, или престол, день памяти события или святого, во имя которого храм сооружен), обетные (по обязательству); съезжие (гостинные, гулевые, званые), уличные гулянья. Важное значение, имели обычаи и обряды семьи - свадебные, родильно-крестильные, похоронно-поминальные, а также праздники, приуроченные к посевным работам и сбору урожая. В Архангельске празднества устраивались с большим размахом.

- Вспомните в каких сказках С. Писахова говорится о праздниках и песнях?

- А из каких сказок данные предметы? (апельсин, сундук, редька, корзина, звёзды)

- Вспомните, что было в сундуке?( в сундуке были морожены песни, но они порастаяли и прозвенели) А теперь он пуст. Давайте его заполним. Что для этого надо сделать?


Учитель: Вы хотите чтобы следующее поколение знали и любили наши традиции, обычаи, песни? Но мы должны передать им и то, что узнали про наших предков. А как соединить прошлое и настоящее в песне? Очень просто – сделать ремикс – изменение, добавление нового в уже существующее произведение (Реми́кс (англ. Re-mix) — версия музыкального произведения, записанная позже оригинальной версии, как правило, в более современном варианте аранжировки. Иногда создается путём «перемешивания» нескольких частей исходной композиции, наложения на неё различных звуков, спецэффектов, изменения темпа, тональности и т. п, но в этом случае качество песни ухудшается, теряется ритм песни. В наиболее общепринятом смысле ремиксом называют любой новый вариант композиции или произведения).

Русская народная песня в обработке учащихся 4 класса и учителя музыки Е.В. Костылевой «Выходили красные девицы…»



Итог урока: - О чём сегодня говорили на уроке? - Что особенно понравилось и запомнилось?


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ