Конспект урока-исследования рассказов А.П.Платонова "Для чего я живу на земле?" 7 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоселковская основная общеобразовательная школа
Жарковского района Тверской области
Конспект урока литературы
в 7 классе
«Для чего я живу на земле?»
(исследование рассказов А.П.Платонова
«Юшка» и «Неизвестный цветок»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Спрогис Анна Петровна
П.Новоселки
2012г
Предмет: Литература
Класс:7
Цели: помочь обучающимся постигнуть нравственно-философскую основу произведений А.П. Платонова,
совершенствовать навыки анализа литературного произведения;
развивать логическое мышление, способность к анализу и обобщению;
показать ценность человеческой жизни, необходимости присутствия в ней высоких нравственных ориентиров.
Предполагаемый результат:
учащиеся должны уметь рассуждать на нравственно-философские темы, осознавать нравственную основу рассказа А.Платонова «Юшка»; чувствовать идейную взаимосвязь одного произведения и творчества писателя в целом, понимать значимость проблемы, поставленной на уроке.
Оборудование: Учебники, интерактивная доска, слайды.
І. Организационный момент.
Друзья, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке литературы.
Ⅱ. Вступительное слово учителя.
Для каждого человека наступает такой момент в жизни, когда он старается понять: «Для чего я живу на свете?», «каково мое предназначение?»
И от того, каким - верным или нет будет ответ на этот вопрос - зависит, как сложится вся жизнь человека, чем она будет наполнена: погоней за все новыми и новыми приобретениями, деньгами ( в этом случае человек редко чувствует себя счастливым) или она будет наполнена каким – то особенным, по-настоящему верным смыслом, и человек будет ощущать свое высшее, Божественное предназначение.
ІⅠІ. Сообщение темы, целей.
Сегодня мы обратимся к глубоким, по-настоящему философским рассказам А.П.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок» и попробуем получить ответ на вечный вопрос: «Для чего я живу на Земле?» выяснить, как это понимает сам А.П. Платонов, его герои.
Слайд 1
Слайд 3
Ⅳ.Аналитическая беседа «В чем смысл жизни?»
Эпиграфом к этому уроку могло бы служить множество хороших строк, афоризмов. Но я преднамеренно не выбираю его сама. Каждый из Вас получил лист с пятью мыслями, цитатами. Когда настанет время поделиться своим мнением с товарищами, ответить на главный вопрос нашего урока, я хотела бы, чтобы Вы подкрепили свой ответ какой-то наиболее понравившейся мыслью и аргументировали свой выбор.
Детям предлагаются следующие цитаты:
«Нам жизнь дана, чтобы любить» (Ф.И.Тютчев)
«Побеждай добром зло» (Библия)
«В каждом добром человеке живет Бог» (Л.Н.Толстой).
«Добрый человек благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою» (Притчи Соломона)
Слайд 4
А сейчас приступаем к нашему исследованию.
1. Анализ образа Юшки
-Какие произведения А.П.Платонова вы прочитали
(«Юшка», «Неизвестный цветок»).
- Какие чувства оставил у вас рассказ «Юшка»?
( Жалость , обида, сожаление за то, как плохо, не по-человечески обращались люди с героем рассказа Юшкой).
- Как вы считаете, что роднит героя рассказа и человека, изображенного на картине А.Клюева «Старик на огороде?»
На экране появляется изображение картины
Слайд 5
( Натруженные , жилистые руки говорят о том, что этот человек так же как и Юшка всю жизнь трудился не покладая рук. У него такая жнее бедная одежда, весь облик какой-то печальный, сгорбленный, в глазах - печаль и вместе с тем доброта)
Работа со «Словарем личных имен».
Мы знаем, что имя несет в себе особую информацию, энергию.
Как звучит имя Юшка?
( С одной стороны как-то пренебрежительно, а с другой - по-детски безобидно и беззащитно).
Словом «юшка» в простонародном разговорном языке называют кровь. А если мы обратимся к словарю, то узнаем, что Юшка - производное от имени Ефим.
- А как по-настоящему звали Юшку?
(Ефим Дмитриевич)
-Как звучит это имя (гордо, спокойно, величественно)
В словаре так трактуется имя Ефим : «благочестивый», «благодушный».
Дмитрий - относящийся к богине плодородия и земледелия Деметре.
Слайд 6
Посмотрите, что же получается в целом: семя добра, упавшее на плодородную почву.
-Какова жизнь Юшки? Подкрепите свой ответ цитатами из рассказа.
( Юшке живется очень тяжело. Он делает всю самую тяжелую работу в кузнице, хотя слаб здоровьем, сахара никогда не покупал, а пил лишь одну воду, долгие годы носил одну и ту же одежду, через которую просвечивало голое тело)
2. Составление сравнительной характеристики «Мир людей, мир природы и Юшка».
-А как относятся к нему люди?
(они обижают его, обзывают «божье чучело», «юрод негодный», бьют, считают себя лучше)
-Почему Юшку обижают дети?
(«дети толкали Юшку и бросали в него комья земли: пусть лучше злится, раз живет на свете,… они хотели, чтобы он отозвался им злом и развеселил их»)
-Можно ли их назвать злыми, бессердечными?
-А сейчас я задам вам еще один вопрос, только ответ на него пусть будет мысленным.
-Приходилось ли вам когда-нибудь дразнить, обижать тех, кто не похож на остальных, кто кажется слабее?
В записных книжках А. Платонова было найдено такое высказывание: «взрослый-это изуродованный ребенок»
Как понять эти слова?
(Человек поступает так, как он привык поступать с детства, как поступают его родители, и если взрослые вокруг поступают не по совести, этим самым они уродуют душу ребенка, он несет все плохое в жизнь).
-Считает ли себя несчастным Юшка?
(Юшка не считает себя несчастным, это видно из того, что он никогда не жалуется, на жизнь, на судьбу)
-Как он объясняет поведение людей?
(Сердце у них слепое)
- А как живется человеку с духовной слепотой?
( он не видит ничего, кроме своих проблем, горестей, настоящих и мнимых, он не замечает ни чужого горя, ни чужой радости, и даже красота жизни, природы не радует его).
Юшке часто говорят о смерти.
-Каков его ответ?
( Я родителями жить поставлен…)
Есть ли в его жизни минуты радости?
(выразительное чтение учеником фрагмента рассказа «Юшка в лесу»)
- Обратите внимание: все живое, одухотворенное, Юшка ощущает себя частью большого, прекрасного, Божьего мира. Он счастлив тем, что живет.
Он понимает высшую ценность-саму жизнь.
После того, как все мнения высказаны, на доске появляется обобщающая таблица «Взаимоотношения Юшки с миром»
Слайд 7
-Если бы мы составляли картину мира по рассказу А.Платонова «Юшка», кто был бы в центре?
(Юшка. Сам он не ощущает себя так, но его отношение к жизни, к людям, к природе говорят сами за себя.
Слайд 8
- Как заканчивается жизнь Юшки?
(случайный прохожий в раздражении толкает его, удар оказывается смертельным для больного, физически слабого человека).
Слайд 9
Как у А.П. Платонова сказано о смерти «Юшки»?
(Похоронили и забыли)
Можно ли сказать, что тихая жизнь Юшки прошла незаметно, что он исчез бесследно?
( Юшкина жизнь не была потрачена напрасно: всю ее он посвятил воспитанию осиротевшей девочки, все его лишения, тяготы были оправданы любовью, заботой о человеке, нуждавшемся в поддержке. И добро, которое Юшка подарил девочке, остается жить в народе после его смерти,- так что Юшка жив.)
Слайд 10
( Наверное, он мог сказать: « Мне дана жизнь, я радуюсь ей, так как это Божий дар, и жить без доброты, любви, милосердия я просто не могу, потому что в этом ее смысл».)
Слайд 11
4.Сопоставление главных образов в рассказах «Юшка» и «Неизвестный цветок».
Есть ли что-то общее, объединяющее героев рассказов «Юшка» и «Неизвестный цветок»?
(Да, оба героя любят жизнь, борются за нее, они одинаково просты и даже незаметны, но ощущают себя частью прекрасного, Божьего мира. Юшка умер, но возродился через доброту, которой наполнил жизнь маленькой девочки. Неизвестный цветок исчез, но возродился через доброту и заботу девочки, которая решила помочь ему).
Слайд 12
«Неизвестный цветок» написан был уже тогда, когда писатель тяжело болел, и жить оставалось совсем мало. Мы чувствуем, как близки идеи этих двух произведений.
Мысль о бесценности человеческой жизни и необходимости присутствия в ней доброты, любви мы встретим и в других произведениях.
Ⅴ. Обмен мнениями по проблеме урока
Итак, настал момент каждому из нас ответить на вопрос «Для чего я живу на Земле?», взяв за основу своего ответа одно из высказываний, предложенных в начале урока.
( Выступления учащихся)
ⅤІ. Итог урока
На экране появляется вывод:
Слайд 13
Домашнее задание :
Слайд 14
Слайд 15
Используемая литература:
А.П. Платонов. Избранное.: М.-1981г,
Сборник афоризмов.:М,- 2005г.
Словарь личных имен.: Смоленск,-2003г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ