Работа с опорными схемами-конспектами на уроках литературы. Современные методические наработки в области ОСК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №81
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Работа с опорными схемами-конспектами на уроках литературы.
Современные методические наработки в области ОСК.
Подготовила учитель русского языка и литературы
Медведева Тина Геннадьевна
2012 год
Развитию самостоятельности, воображения, творческого мышления школьников служит такой вид творческих работ, как опорная схема-конспект. Как способ усвоения теоретического материала крупными блоками опорные схемы были предложены в методической системе В.Ф. Шаталова.
Опорный сигнал по Шаталову - это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятую информацию».
Известный русский историк Л.Н .Гумилёв писал: «Схема - целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко - значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т.е. поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема - это скелет работы».
В настоящее время опорный конспект приобретает целесообразность при закреплении и усвоении программного материала на любом уроке. По мере того, как учитель при объяснении новой темы включает в рассказ опорные схемы, школьники учатся так же систематизировать и обобщать новые сведения и отображать их на бумаге в виде рисунков, символов, сигналов, ключевых слов.
Главные задачи применения опорных схем-конспектов (ОСК):
усвоение новых знаний,
быстрое запоминание материала,
систематизация знаний,
обобщение накопленных фактов,
развитие образного и ассоциативного мышления.
В настоящий момент достаточно широко распространено мнение о том, что составление ОСК - это эффективный путь не только овладения суммой определённых знаний, но и развития творческого потенциала каждого школьника. На уроках литературы я использую опорные схемы-конспекты для интерпретации изучаемых художественных произведений, а также в качестве самостоятельной работы учащихся (как индивидуальных, так и групповых).
В настоящее время в методике появились такие формы работы, которые, на мой взгляд, очень близко примыкают к ОСК. Это кластеры и коллажи.
Кластеры — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Последовательность действий проста и логична.
1. Посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, которые выражают идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить довольно большой объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты:
Укрупнение или детализирование смысловых блоков (по необходимости).
Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную — в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии объяснения - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии закрепления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой
работы как в классе, так и дома.
Коллаж - это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия и создает, таким образом, зрительно-смысловой схематический образ рассматриваемого понятия.
По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. Заранее готовятся к уроку наглядные материалы: ватман, картинки или фотографии, а также карточки с лексическими единицами по пройденной теме, фломастеры, цветные карандаши, кисточка, клей, ножницы.
Коллаж включает в себя не только определенное количество реалий, но также вопросы, необходимые опоры для ответов. Созданные схемы-коллажи могут быть использованы и на последующих уроках, при повторении пройденного материала.
Назовем некоторые положительные факторы, которые дает прием использования коллажа:
Презентация темы проводится в необычной форме, а это привлекает внимание учащихся, стимулирует их познавательный интерес, создает положительную мотивацию.
Усвоение темы достигается путем последовательного введения и раскрытия содержания.
Расширяется языковой запас учащихся.
Приложение № 1.
ОСК
МИФ И СИСТЕМА ПЕРВОБЫТНЫХ ВЕРОВАНИЙ.
Мифы – рассказы о мире, о богах и героях, отражающие систему представлений о мире и его устройстве.
Мифология – система мышления первобытного человека, самый примитивный (простой) уровень мышления.
Приложение № 2
.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы».
Литература
Зорина Л. Я. Слово учителя в учебном процессе Серия «Педагогика и психология», М.: Знание, 1984, № 3, 2. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1979; Педагогическая проза. М.: Просвещение, 1980.
http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-10.htm
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ