Конспект занятия «Семейное чтение. Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировский лицей»

г. Киров Калужской области







Конспект занятия




«Семейное чтение. Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка».








подготовили

учителя русского языка и литературы

Блохина Елена Викторовна

Лавреникова Нина Николаевна





















Цель: воспитание у детей уважительного отношения к животным

Задачи: показать художественные особенности произведения

Л. Н. Толстого «Лев и собачка»;

показать родителям возможный вариант семейного чтения;

расширить словарный запас школьников.

Оборудование: текст произведения Л. Н.Толстого «Лев и собачка» ;

диск «Звуки природы»;

рисунки – Смешарики;

книги о животных для выставки (могут быть книги

Л. Н. Толстого, В. Бианки, С. Устинова, различные

энциклопедии о животных для детей, В. Степанова,

М. Пришвина, К. Паустовского, Е. Чарушина

и других авторов)







Ход занятия

  1. Вступление

  • Ребята , сегодня у нас в гостях необычные герои. Вы узнали их?

Что вы можете рассказать о них?

(добрые, весёлые, умные, много знают, хорошие друзья, )

  • Хотели вы стать такими же весёлыми, умными, как Смешарики? Как вы думаете, что нужно сделать для этого?

(много читать)

  • Конечно же, читать книги. А вы уже умеете читать? Молодцы, кто-то уже читает сам, кому-то бабушки и дедушки, мамы и папы, а может, и старшие братья и сёстры.

  1. Чтение рассказа

  • Сегодня вы сами вместе с мамами прочитаете рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

Чтение рассказа

  • Понравился ли вам рассказ?

  • А кто является главными героями произведения?

( лев и собачка)

  1. Собачка

  • Ребята, давайте вспомним название рассказа. Почему собачка?

( потому что она маленькая)

  • А вы можете назвать слова, которые называют маленьких животных? (белочка, лисичка…)

  • А как вела себя собачка, попав в клетку? (чтение вместе с родителями)

( Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки, легла на спину, подняла лапки,

стала махать хвостиком, вскочила и стала перед львом на задние лапки.)

  • А могла ли собачка выбраться?

(нет, её бросили в клетку в зверинце)



  1. Зверинец

  • А что такое зверинец? Кто из вас был в зоопарке?

Давайте отправимся вместе на небольшую прогулку ( возможна презентация зоопарка под музыку «Звуки природы»)



  1. Человек и животное

  • А как попала собачка в зверинец?

(её бросил туда мужчина, чтобы посмотреть на животных)

  • А каким вам кажется мужчина, бросивший туда собачку?

(грубый, злой, не любит животных, бессердечный)

  • Ребята, а можно так обращаться с животными? У кого из вас есть домашние животные? Чем они вам дороги?

(играют со мной, когда родители заняты; веселят, когда плохое настроение; помогают, когда болею)

  • Посмотрите внимательно на Смешариков и скажите, кого они напоминают? По чему авторы придумали Смешариков, похожих на животных?

( потому что животные - друзья человека; животные помогают лучше понять людей)



  1. Лев

  • Мы немного забыли о другом герое. А что вы знаете о львах?

Рассказ родителей

Н: С давних пор огромная кошка внушала человеку уважение. Люди наделили львов самыми лучшими человеческими качествами: благородством, храбростью, верностью и мощностью бойца. Вид у льва царственный, поэтому его и называют «царём зверей». Лев обладает огромной физической силой. Среди крупных кошек со львом по величине соперничает только тигр. Обитают львы в Африке и индии. Мы же можем их видеть в зоопарке)

  • А как повёл себя страшный зверь, когда увидел маленькую собачку? Почему?

(Лев подошёл к ней и понюхал её, тронул её лапой и перевернул, смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону; когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке)

  • Ребята, а почему вы думаете, что лев полюбил собачку?

( она маленькая и смешная; лев был одинокий; лев был добрый)

  • Ребята, а кто помнит, сколько прожили лев и собачка вместе? Что потом произошло?

(год, а потом собачка умерла)

  • Смог ли лев прожить без собачки?


  • Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

  • Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

  • Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.

  • Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.



VII. Итоги

  • А теперь расскажите вашим друзьям Смешарикам, чему учит этот рассказ?

  • Напишите слово, которое обозначает главное в отношении человека и животного?

(добро, милосердие, преданность, любовь, уважение, забота, верность, дружба)

VIII. Выставка книг

Нам с вами нужно понять: наши «братья меньшие» отзывчивы на ласку, доброту. Дружба с ними делает нас мудрее, дарит радость. Когда вы подрастёте, вы познакомитесь с книгами, в которых писатели размышляют о сложных вопросах жизни. Сегодня мы заканчиваем разговор и приглашаем вас на выставку книг, посвящённых жизни животных.





Литература

  1. Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

  2. Журнал «Смешарики», №4, 2012-07-25

  3. Журнал «Смешарики», №6, 2012

















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ