Конспект занятия «Семейное чтение. Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировский лицей»
г. Киров Калужской области
Конспект занятия
«Семейное чтение. Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
подготовили
учителя русского языка и литературы
Блохина Елена Викторовна
Лавреникова Нина Николаевна
Цель: воспитание у детей уважительного отношения к животным
Задачи: показать художественные особенности произведения
Л. Н. Толстого «Лев и собачка»;
показать родителям возможный вариант семейного чтения;
расширить словарный запас школьников.
Оборудование: текст произведения Л. Н.Толстого «Лев и собачка» ;
диск «Звуки природы»;
рисунки – Смешарики;
книги о животных для выставки (могут быть книги
Л. Н. Толстого, В. Бианки, С. Устинова, различные
энциклопедии о животных для детей, В. Степанова,
М. Пришвина, К. Паустовского, Е. Чарушина
и других авторов)
Ход занятия
Вступление
Ребята , сегодня у нас в гостях необычные герои. Вы узнали их?
Что вы можете рассказать о них?
(добрые, весёлые, умные, много знают, хорошие друзья, )
Хотели вы стать такими же весёлыми, умными, как Смешарики? Как вы думаете, что нужно сделать для этого?
(много читать)
Конечно же, читать книги. А вы уже умеете читать? Молодцы, кто-то уже читает сам, кому-то бабушки и дедушки, мамы и папы, а может, и старшие братья и сёстры.
Чтение рассказа
Сегодня вы сами вместе с мамами прочитаете рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
Чтение рассказа
Понравился ли вам рассказ?
А кто является главными героями произведения?
( лев и собачка)
Собачка
Ребята, давайте вспомним название рассказа. Почему собачка?
( потому что она маленькая)
А вы можете назвать слова, которые называют маленьких животных? (белочка, лисичка…)
А как вела себя собачка, попав в клетку? (чтение вместе с родителями)
( Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки, легла на спину, подняла лапки,
стала махать хвостиком, вскочила и стала перед львом на задние лапки.)
А могла ли собачка выбраться?
(нет, её бросили в клетку в зверинце)
Зверинец
А что такое зверинец? Кто из вас был в зоопарке?
Давайте отправимся вместе на небольшую прогулку ( возможна презентация зоопарка под музыку «Звуки природы»)
Человек и животное
А как попала собачка в зверинец?
(её бросил туда мужчина, чтобы посмотреть на животных)
А каким вам кажется мужчина, бросивший туда собачку?
(грубый, злой, не любит животных, бессердечный)
Ребята, а можно так обращаться с животными? У кого из вас есть домашние животные? Чем они вам дороги?
(играют со мной, когда родители заняты; веселят, когда плохое настроение; помогают, когда болею)
Посмотрите внимательно на Смешариков и скажите, кого они напоминают? По чему авторы придумали Смешариков, похожих на животных?
( потому что животные - друзья человека; животные помогают лучше понять людей)
Лев
Мы немного забыли о другом герое. А что вы знаете о львах?
Рассказ родителей
Н: С давних пор огромная кошка внушала человеку уважение. Люди наделили львов самыми лучшими человеческими качествами: благородством, храбростью, верностью и мощностью бойца. Вид у льва царственный, поэтому его и называют «царём зверей». Лев обладает огромной физической силой. Среди крупных кошек со львом по величине соперничает только тигр. Обитают львы в Африке и индии. Мы же можем их видеть в зоопарке)
А как повёл себя страшный зверь, когда увидел маленькую собачку? Почему?
(Лев подошёл к ней и понюхал её, тронул её лапой и перевернул, смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону; когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке)
Ребята, а почему вы думаете, что лев полюбил собачку?
( она маленькая и смешная; лев был одинокий; лев был добрый)
Ребята, а кто помнит, сколько прожили лев и собачка вместе? Что потом произошло?
(год, а потом собачка умерла)
Смог ли лев прожить без собачки?
Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.
Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
VII. Итоги
А теперь расскажите вашим друзьям Смешарикам, чему учит этот рассказ?
Напишите слово, которое обозначает главное в отношении человека и животного?
(добро, милосердие, преданность, любовь, уважение, забота, верность, дружба)
VIII. Выставка книг
Нам с вами нужно понять: наши «братья меньшие» отзывчивы на ласку, доброту. Дружба с ними делает нас мудрее, дарит радость. Когда вы подрастёте, вы познакомитесь с книгами, в которых писатели размышляют о сложных вопросах жизни. Сегодня мы заканчиваем разговор и приглашаем вас на выставку книг, посвящённых жизни животных.
Литература
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
Журнал «Смешарики», №4, 2012-07-25
Журнал «Смешарики», №6, 2012
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ