Контрольная работа по литературе для 7 класса

Автор работы: Ларина Галина Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка Амурской области



Контрольная работа по литературе для 7 класса

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Черноволосый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. Наконец бабушка подошла к нему и сказала: « Отведай, внучок, моего коржа».

Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. Корж таял с неудержимой силой, и вскоре его не стало...

Коля тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целехонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей. «Отнеси этот корж деду», – сказала бабушка.

Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопченную, покосившуюся баньку.

Дед сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. Пчелы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. Он пил эту сладковатую пчелиную воду.

Дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчелами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед.

Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость.

Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером.

Дома он сунул бабушке котомку и буркнул: « Дед велел простирнуть!»

Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом, в которой лежал корж. Она ничего не сказала и положила нежданный гостинец перед внуком.

Радостный огонек вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.

Коля сполз со скамейки и пошел прочь... Но через некоторое время он взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезенный с прошлой войны. (По Ю. Яковлеву)

Внимательно прочитайте текст и выполните задания.

  1. Озаглавьте текст.

  2. Запишите план текста.

  3. В какой период времени в истории нашей страны происходит действие рассказа?

  4. Перечислите действующих лиц рассказа.

  5. Почему главный герой был похож на волчонка?

  6. Что такое КОТОМКА?

  7. Как вы понимаете значение глагола в предложении «Корж таял с неудержимой силой»?

  8. Над чем заставляет задуматься данный текст?

  9. Как вы думаете, какое «чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба»?

  10. Какую пользу приносят пчелы?



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ