Контрольная работа по литературе для 10 класса
Контрольная работа по литературе (10 класс) за I полугодие
Вариант 1
Часть 1
Закончите предложение, выбрав правильный ответ
Реализм – это направление в литературе и искусстве, деятели которого…
1) стремятся понять и изобразить взаимодействие человека с окружающей средой
2) поднимают в своих произведениях проблемы воспитания, просвещения и гражданского
служения
3) принимают культ гордой и эгоистически настроенной личности
4) обращаются к духовному миру героя, его внутреннему «Я».
2. Определите литературное направление:
Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется утверждением
самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую
бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
А) сентиментализм Б) классицизм В) романтизм
3. Афоризм – это
А) выразительная ироническая характеристика
Б) художественное обоснование поступков персонажей
В) краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую
мудрость или нравоучение
Г) часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся для создания исторического колорита.
4. Идея художественного произведения – это
А) авторское понимание темы Б) главная мысль произведения
В) основная проблема произведения Г) последовательность событий, описываемых в
произведении.
5. Гипербола – это
А) один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном
приуменьшении
Б) изображение неодушевленных ил абстрактных предметов, при котором они наделяются
свойствами живых существ
В) один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие – либо качества.
6. Какой троп можно определить как замену одного слова другим на основе связи и
значений по смежности («театр рукоплескал» вместо «публика рукоплескала»)?
А) гипербола Б) метафора В) гротеск Г) литота Д) метонимия.
7. Соотнесите литературное направление и жанры литературных произведений:
А) классицизм 1. баллада, исторический роман, новелла
Б) сентиментализм 2. ода, басня, комедия, трагедия
В) романтизм 3. элегия, роман в письмах, повесть
8. Главным оружием М.Е. Салтыкова-Щедрина является
А) реальное изображение действительности
Б) смех
В) яркое изображение характеров
9. Как называется город в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»?
А) Умнов Б)Дурнев В) Весельев Г) Глупов
10. Общественный смысл романа И.А. Гончарова «Обломов» заключается в:
А) критике дворянства и крепостничества
Б) идеализация буржуазии как класса
В) утверждение человека как личности
11. Авторским идеалом в романе И.А. Гончарова «Обломов» является:
А) Обломоа Б) Штольц В) Захар Г) Ольга Ильинская
12. Укажите, какую роль выполняют внесюжетные персонажи (посетители Обломова)
в 1-й части романа И.А. Гончарова «Обломов»:
А) оживляют вялое течение романа; Б) олицетворяют суету петербургской жизни;
В) незаметно для героя меняют его жизнь; Г) помогают понять характер главного героя.
13. По какому принципу вводятся образы Обломова и Штольца в роман?
А) по принципу сравнения; Б) по принципу антитезы (противопоставления);
В) по принципу дополнения; Г) по принципу сопоставления.
14. Деталь, отражающая особенность образа жизни Обломова:
А) галстук Б) сюртук В) халат Г) шляпа
15. Ольга Ильинская и Штольц, вспоминая Обломова, отмечают в нём то, что «дороже
всякого ума»:
А) добрый характер Б) мягкость души
В) честное, верное сердце Г) умение не вмешиваться в чужую жизнь
16. Основа конфликта романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:
А) ссора между П.П. Кирсановым и Е. Базаровым
Б) борьба между либеральными монархистами и народом
В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов
Г) конфликт между Н.П. Кирсановым и Е. Базаровым.
17. Споры героев романа И.Тургенева «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов,
волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:
А) об отношении к культурному наследию Б) об искусстве, науке
В) о нравственных принципах и системе поведения человек Г) о положении рабочего класса.
18. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:
А) А. Герцену Б) В.Г. Белинскому В) Н.А. Некрасову Г) А.С. Пушкину
19. В отрывке из поэмы «Медный всадник»:
Ещё кипели злобно волны,
Как бы под ними тлел огонь,
Ещё их пена покрывала,
И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
А.С. Пушкин использует следующие художественно-выразительные средства:
1) гипербола, метафора, оксюморон 2) метафора, эпитет, сравнения, олицетворение
3) аллегория, олицетворение, перифраз 4) эпитеты, сравнения, антитеза
20. Определите художественно-выразительное средство
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река…
А) литота Б) анафора В) инверсия
Часть 2
… - определённая организация, построение текста, расположение его частей.
… - средство художественной выразительности, которое предполагает нарушение прямого
порядка слов в предложении
Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?
По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?
Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающем
кого-либо или какое-либо торжественное событие?
Часть 3
Напишите развёрнутый ответ (не менее 200 слов) на следующий вопрос:
«Что мне даёт русская классическая литература?»
Свой ответ аргументируйте, опираясь на конкретное произведение.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ