КВН по фразеологии для 7 класса «Пора на перезагрузку»
КВН по фразеологии для 7 класса
« Пора на перезагрузку»
Составила: учитель русского языка и литературы
Яшина Жанна Викторовна,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2
Г.Ершова Саратовской области»
Цель: 1. привлечь внимание учащихся к одному из самых сложных разделов русского языка – фразеологии,
2. научить учащихся через творчество, игру уметь видеть и понимать значение фразеологизмов.
Ход мероприятия:
Звучит всем известная песня В.Шаинского, открывающая телевизионную программу КВН.
Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы проводим КВН.
Начнём с вами с приветствия. Каждая команда должна была подготовить визитную карточку: название, девиз, эмблему команды.
Все атрибуты должны быть связаны с фразеологией.
Команды представляют себя. Жюри оценивает.
Ведущий: Дверь в наш Клуб весёлых и находчивых вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли ты?» Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.
Задание № 1
Водой не разольёшь ( неразлучные друзья)
Как в воду опущенный ( грустный человек)
Толочь воду в ступе ( бесполезная работа)
Носить воду решетом ( бессмысленная работа)
Седьмая вода на киселе ( дальний родственник)
Воды не замутит ( тихий человек)
Набрал в рот воды ( молчаливый)
Как в воду глядел ( угадал, предсказал)
Как две капли воды ( очень похожи)
Прошли огонь и воду ( всё испытал)
Теперь подсчитаем, с каким количеством очков мы отправились в путешествие. Подводим итоги 1 конкурса.
Ведущий: А сейчас отправимся по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся ваши знания и быстрота выполнения. Перед нами первое препятствие - пропасть, на дне, которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово.
Задание № 2 : Ответьте, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый быстрый и правильный ответ команда получает пол-очка ( Утопить в ложке воды, концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, как рыба в воде, много воды утекло, воду мутить, в мутной воде рыбку ловить, вилами на воде писано, обдать холодной водой, сидеть на хлебе и воде, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды).
Подводим итоги 2 конкурса.
Ведущий: Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: « Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечем напиться. Но вот другое предложение: « С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь разговор идёт не о жидкости, времени.
Задание № 3: Я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложения с этим же сочетанием слов, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После 5 примеров команды меняются ролями.
Гладить по головке
Кормить завтраками
С глазу на глаз
Поставить в тупик
Ходить на цыпочках
Протянуть руку
Прокладывать дорогу
Выйти из строя
Сесть в лужу
Лёгкая рука
Подводим итоги 3 конкурса.
Ведущий: А сейчас проверим домашнее задание, которые получили команды: Рассказать историю происхождения одного из фразеологизмов ( можно в виде презентации, иллюстраций, устного журнала).
Подводим итоги 4 конкурса.
Звучит « Песенка капитанов КВН» Конкурс № 5.
Ведущий: Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними.
На карточках написаны имена:
Ерёма ( я ему про Фому, а он мне про Ерёму)
Емеля ( мели, Емеля, твоя неделя)
Маланья ( на Маланьину свадьбу)
Фома ( Фома неверующий)
Макар ( куда Макар телят не гонял)
Сидор (драть как сидорову козу)
Федот ( Федот, да не тот)
Второе задание для капитанов. Найти устойчивые обороты в отрывках на карточках и объяснить их значение:
Карточка № 1
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу
( А.Шибаев)
Карточка № 2
За домом едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой - засучив рукава.
( В.Викторов)
Третье задание для капитанов. К выполнению этого задания можно привлечь помощника из команды. Задание: Вытащив карточку, на которой написан фразеологический оборот, необходимо передать его значение с помощью предметов, жестов, мимики. Оставшаяся команда должна отгадать этот фразеологизм.
На карточках написано:
1 команда:
Водить за нос
Дело в шляпе
Льёт как из ведра
2 команда:
Намылить шею
Лить крокодиловы слёзы
Черепашьим шагом
Подводим итоги 5 конкурса.
Ведущий: Словарный запас русского языка постоянно изменяется – уходят вышедшие из употребления слова ( архаизмы), им на смену приходят новые (неологизмы). Происходят изменения и во фразеологии, появляются новые устойчивые сочетания слов. Вы, наверное, обратили внимание на название нашего мероприятия. Поэтому следующее задание: приведите примеры современных фразеологизмов, объясните их значение.
( Кинуть на мыло – передать по электронной почте,
всё фиолетово – всё равно,
меня глючит – крыша едет, вести себя неадекватно,
пора на перезагрузку – пора что-то менять в своей жизни,
больной на всю голову – неадекватное поведение,
зависнуть в клубе – задержаться в клубе,
проехаться на шару – получить что-то на халяву, просто так,
грызть науку – усердно учиться, хотя сейчас чаще это выражение звучит с иронией,
навострить лыжи – к чему-то готовиться,
башню снесло – аналогично « меня глючит»,
утереть нос Достоевскому – сделать что-то очень хорошо).
Подводим итоги 6 конкурса.
Ведущий: Фразеологизмы встречаются в повседневной жизни, делая нашу речь яркой, образной. Следующее задание: отгадать, какой фразеологизм изображён на картинке, объяснить, в какой ситуации мы его можем употребить.
Для этого конкурса понадобится мультимедийная приставка или картинки можно будет распечатать и прикрепить к доске.
Белены объелся
Верста коломенская
волосы дыбом
вот где собака зарыта
деньги не пахнут
дым коромыслом
Из каждой команды приглашается один участник. В то время, когда вся команда отгадывает фразеологизмы в картинках, этот участник изображает в виде картинки любой фразеологизм и затем предлагает соперникам отгадать.
Подводим итоги 7 конкурса.
Жюри подсчитывает очки и называет победителя сегодняшней игры.
Ведущий: Фразеология – это величайшая сокровищница и ценность русского языка. В ней, как в зеркале, отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа, его нравственные ценности, религиозные воззрения и верования.
( Последние слова ведущего можно вынести как эпиграф ко всему мероприятию).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ