Литература 2 класс. Воспитательные возможности урока литературного чтения. Формирование нравственных понятий. Произведения Л.Н.Толстого «Два товарища», «Отец и сыновья»



Тема: Воспитательные возможности урока литературного чтения. Формирование нравственных понятий.


Тема: Произведения Л.Н.Толстого «Два товарища», «Отец и сыновья».

Цели:

1. Учить детей определять смысл произведения, тему и идею.

2. Продолжать учить анализу произведений.

3. Сформулировать нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал эти произведения.

4. Формировать у учащихся сплочённость, коллективизм, заботу и помощь в семье – нравственные уроки и убеждения.

Ход урока:

1. Вступительное слово об авторе (на доске – портрет).

- Друзья сопровождают человека всю его жизнь. Есть друзья детства, юности, старости. Но очень важно, чтобы у человека были и другие друзья – книги. Очень хорошо, если книги Л.Н. Толстого будут с Вами всегда рядом, а сам Лев Николаевич будет Вашим другом на протяжении всей жизни. Лев Николаевич очень любил детей, был с ними дружен, не боялся отвечать на любые их вопросы. Вообще он ничего не боялся в жизни, кроме своей совести. Был строг по отношению к себе, воспитывал в себе самые лучшие качества человека. Все его произведения учат самому лучшему, что должно быть в человеке.

- На уроках обучения чтению вы уже читали в «Русской Азбуке» небольшие произведения. Этого удивительного автора и человека. Давайте их вспомним:

- «Дед и внук»;

- «Чиж»;
- сказка «Три медведя»;

- «Жучка»;

- «Три калача и одна баранка»;

- «Конь»;

- «Сумка».

- Л.Н. Толстой писал для детей сказки, рассказы, притчи, были, басни.

(выставка книг)

- Многие из них он включил в свой учебник. Кто помнит, как он называется? («Азбука»).

2. Объявление темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с двумя его произведениями «Два товарища» и «Отец и сыновья». Это басни. Кто из вас знает, чем басня отличается от рассказа? Что такое басня?

Басня – краткий иносказательный рассказ, стихотворение, поучительное повествование (работа с «Толковым словарём»).

3. Работа над басней «Два товарища» (анализ произведения).

1) чтение учителем;

2) вопросы по содержанию;

- Что случилось в лесу?

- Что предпринял первый мальчик?

- Что сделал другой мальчик?

- Как повёл себя медведь?

3) чтение «цепочкой» учащихся;

4) воспитание добрых чувств;

- Как Вы думаете, стало ли стыдно сбежавшему от страха товарищу?

- А как бы Вы поступили на его месте?

5) в каких строках заключена главная мысль? (выборочное чтение)

Зачем Л.Н. Толстой рассказал эту историю?

6) повторное чтение;

7) речевая зарядка: Почему именно так назвал своё произведение автор?

- Придумайте другие новые названия басни.

(«Встреча с медведем», «Вот так встреча!», «Повезло!» и др.)

- Пошлём срочную телеграмму. Какому мальчику? Что в ней будет написано?

8) экологическая направленность:

- Почему же медведь не тронул мальчика?

9) чтение пословицы с доски по номерам слов:



1 3

Дружба до

5

беды.



4 2

первой мальчиков





- Подходит ли она к нашему произведению? Почему Вы так думаете?

10) составление картинного плана басни (в тетрадях):

- Что было сначала? Потом? Чем всё закончилось?

1.Два товарища идут.

2. Медведь.

3. Один товарищ на дереве, другой товарищ лежит на земле.

4. Два товарища рядом.

11) – Дополните словосочетания словами из текста:


Бросился ______________________

Притворился ___________________ (доска)

Плохие ________________________


12) – Давайте составим и начертим схему произведения. Кто герои басни? Вспомним поступки героев.



медведь

Страх и

испуг


1 товарищ 2 товарищ



13) Работа по карточке (1): Что главное?


  1. От медведя можно спрятаться на дереве.

  2. Не бросай в беде товарища.

  3. Медведя можно перехитрить.

(в парах)

- Что главное? Подумайте и обведите верный номер (2).

Проверка: Почему Вы так решили? Чему же учит эта басня?

14) связь с математикой:

- В каких ещё произведениях встречается число 2.

(Л. Пантелеев «Две лягушки», Л.Н. Толстой «Две лягушки», венгерская сказка «Два жадных, медвежонка»).

- А в жизни?

(2 уха, 2 руки, 2 глаза и т.д.).

15) Д.З.

1) подготовить пересказ:

1 ряд: от имени медведя;

2 ряд: от имени 1 товарища;

3 ряд: от имени 2 товарища.

2) продолжить басню. - А что было потом?

3) схематично изобразите басню (чтобы она была узнаваема) – развиваем руки.


ФИЗМИНУТКА



4. Работа над басней «Отец и сыновья» (анализ произведения).

1) чтение учителем;

2) вопросы по содержанию:

- Что приказал отец сыновьям?

- Чему он их учил?

- А они?

- Как отец убеждал сыновей?

- Что он сделал?

3) Чтение «цепочкой» учащимися;

4) словарная работа:

(по карточке) (2)

- Как можно сказать по-другому? Запишите. (коллективная работа, учитель пишет на доске)

Жить в согласии – дружно, вместе.

Жить врозь – отдельно, ссорясь друг с другом.

Бились – очень старались.

5) подбор определений:

- Какой отец? Сыновья?

6) выборочное чтение:

- Найдите и прочитайте, какой наказ дал отец сыновьям.

7) Дополните словосочетания словами из текста:


Приказал ______________________

Развязал _______________________

Легко __________________________ (доска)


8) Чтение пословицы с доски по стрелкам:



Любовь

да



нет. совет, так



нужды и


- Что значит нужды? (горя)

- Подходит ли она к данной басне?

9) Определение смысла произведения, идеи.

- Чему учит эта басня?

10) Экологическая направленность:

- Почему сыновья не смогли сломать веник?

11) Связь с математикой:

- Сколько прутиков в венике? Как можно ответить различными словами? Придумайте подходящее сравнение (так много, как деревьев в лесу и т.д.).

12) чтение с доски:

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь!

- Что вы прочитали? В чём смысл пословицы?

13) Д.З.

1) приведите примеры дружбы братьев и сестёр;

2) работа по карточке (3):


Собери пословицу и запиши.





- Соберите пословицу и запишите.

3) разгадайте кроссворд:

(карточка) (4).

Решите кроссворд.

  1. Мамина мама.

  2. Папин отец.

  3. Дочка сына.


14) Итог урока:

- Какой нравственный урок вы извлекли и усвоили, читая эти басни? Прочитайте пословицы на карточке (5).

Без беды друга не узнаешь.

Согласного стада и волк не берёт.

Друзья познаются в беде.

Век живи, век учись.

Один за всех и все за одного.

Подумайте, какие из них подходят к басне «Два товарища», а какие – к басне «Отец и сыновья»? Почему?



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ