Литература. рок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте. Тема: "Звуки [з, з']. Буквы З, з"
Тема: Звуки [з, з']. Буквы З, з.
Дидактическая цель: сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з'] ,и буквах З, з
Тип урока: Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)
Задачи:
Образовательная :
познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [з, з '], буквами З,з. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
Развивающая:
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитательная:
воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.
Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый
Формы проведения урока: индивидуальная, парная, разноуровневая, учебный диалог.
Оборудование: учебник- ,,Русская азбука ‘’ В. А. Горецкого; , тетрадь с печатной основой «Пропись» № 3, индивидуальные карточки, компьютер, проектор, экран, презентация.
ХОД УРОКА.
Организационный момент
- Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке: книжки, ручка и тетрадки
– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.
(СЛАЙД № 1)
-Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться
2. Речевая разминка
- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв.
Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.
Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.
Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: “Зьз’ з’ з’ з’”.
Комар звенит: “ЗЗЗЗ”, комарик: “з’ з’ з’ з’”.
-Отлично.
3.Активизация познавательной деятельности.
– Вы верите в чудеса? (Ответы детей.)
– И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении.
(СЛАЙД № 2)
-Закройте глазки, а теперь откройте. Где мы с вами оказались ? ( в лесу)
-Отгадайте загадку
Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла ….(зима)
- И мы с вами оказались не в простом лесу, а в каком?(зимнем)
-Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо.
И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек.
(СЛАЙД № 3)
-Загадка
– Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы. (Зайка).
-Зайка и зима принесли с собой новые звуки. Вы догадались какие?
4.Целеполагание.
- А что мы с этими звуками будем делать?
- Мы их будем исследовать, заменим их буквой, научимся читать слоги, слова, предложения.
5.Характеристика звука.
- Зима задаёт вам вопрос. Её первый звук «добрый» или «серьёзный»? (Добрый) .Произнесите его. ( [з'])
- А теперь ответьте зайке, какой его первый звук? (серьёзный) Произнесите его. ( [з]).
-Наш зайка прибежал не один, а со своими друзьями. Они хотят узнать, а в каких ещё словах встречается серьёзный звук [з]? А в каких добрый звук [з'] ?
-Вы отлично справились с заданием.
- Теперь Зима вам даёт задание. Она просит охарактеризовать новые звуки. Но чтобы дать нашим звукам характеристику, надо вспомнить, на какие 2 группы делятся все звуки речи. (гласные и согласные.)
– Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки. Докажите это.
Ответы детей: звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся.
– Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите.
- Положили руку на горлышко.
Дети кладут руку на горлышко и определяют, “включился” ли моторчик. Ответы детей с доказательством.
-Дрожит ваше горлышко или нет? Да.
- Значит звук [з] звонкий или глухой? ( звук [з] - звонкий.)
- А почему один звук мягкий, а другой твердый?
Учитель: У каждого звука должен быть паспорт. И мы сейчас заполним с вами паспорт каждого звука.
(СЛАЙД № 4)
Фамилия: Согласный
Имя: [ З ]
Отчество: Звонкий
Характер: Твердый
Родители: Голос, шум
Фамилия: Согласный
Имя: [ З’]
Отчество: Звонкий
Характер: Мягкий
Родители: Голос, шум
-А теперь давайте удивим наших друзей. Покажем им, что мы умеем составлять звуковые схемы к словам Зима и зайка. (двое у доски, а остальные- на партах).
-Разделим слова на слоги.
-Поставим ударение. Определим какой слог ударный.
- Я решила проверить хорошо ли вы запомнили звуки, с которого начинаются слова зима и зайка. Если мы встретим предмет, в названии которого есть новый звук, будем радостно хлопать в ладоши и прыгать, а если нет быстро садимся на своё место.(Hос, роза, сорока, праздник, зонт, коза, роса, зелень, пир, гроза, гром, зебра ,сосна)
6.Знакомство с буквой
А сколько букв нам понадобится для обозначения твёрдого и мягкого звуков? Почему?
(Опора на плакат)
-На какую цифру похожа эта буква? (на три)
(СЛАЙД № 5)
На эту букву посмотри, она совсем как цифра три.
-Сколько элементов в написании буквы, какие? (два полуовала).
- Откуда начнёте писать букву?
-Написание в воздухе под счёт.
-Обвод буквы З по бархатной бумаге.
(СЛАЙД № 6)
- Если бы вы были художником, то каким бы цветом вы раскрасили эту букву?. Раскрасьте.
- А теперь заштрихуйте эту букву.
(СЛАЙД № 7)
- Давайте сравним печатную букву с письменной. Что общего, а в чем различие?
Работа в тетрадях «Пропись».
-Откройте тетради. На верхней строке какие буквы? (Заглавная и строчная).
-Попробуем их написать. Сначала обводим буквы по образцу, а потом печатаем сами.
(П О К А З А Т Ь!)
7.Чтение слогов.
А теперь давайте составим слоги с буквой З.
-На доске и в тетрадке записываем слоги (за, зо, зу, зя, зё, зю, зи)
- А теперь прочитаем. Мальчики читают слоги с твердым звуком [з].
- Девочки читают слоги с мягким звуком [з'].
- Чтение слогов по учебнику.
-Вернемся к нашим друзьям :Зиме и зайке. Давайте заменим первый звук буквой.
(СЛАЙД № 8)
- Найдем место букве З в ленте букв.
В этих словах мы будем писать строчную букву з. А во всех ли словах пишется строчная буква З? В каких словах пишется заглавная? Назовите эти слова.
-Вернемся к нашим тетрадкам. Нам нужно выполнить еще одно задание зайки и Зимы. Дописать в словах заглавную или строчную буквы Зз.
-Пишем на доске и в тетрадке.
8.Чтение слов .
Читаем слова на стр. 96 .
- вслух цепочкой
-первый ряд-1 столбик
Второй ряд – 2 столбик
Третий ряд-3 столбик
Все вместе – 4 столбик.
Составляем слова по учебнику.
( ЗАРЯ, ЗАМОК, ЗАГАР, ЗАНОЗА) – где звук[ З]?
(ГРОЗА, РОЗА, ЗАНОЗА, ГЛАЗА).
( СЛАЙД №9 )
В лесу нам встретились возвышенности надо их пройти. Прочитайте слова.
Ва-за, за-гон, гон-ка, ка-за-ки
(СЛАЙД № 10)
РАСКРАСИТЬ УЗОР.
Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём ...
(узор)
Раскрасим узор, который нарисовал на окнах мороз.
9. Чтение текста.
Стр. 97.
О чем этот текст? У него нет названия. Давайте придумаем ему название. Какие есть мнения?
-О каком времени года говорится в тексте?
-Кто рисовал узоры?
-Где рисовал мороз узоры?
-Какие узоры он рисовал?
-А какое предложение вы бы смогли добавить к этому тексту?
(СЛАЙД № 11)
-Посмотрите на эту иллюстрацию Подходит она к нашему рассказу?.
ЗО
МОК
ВОД
БОР
Н
АЗ
БУ
Т
В
КА
Д
10.Игра «Составь слова»
– Составьте слова по слоговой таблице, (забор, замок, завод, азбука, зонт) .
11. Рефлексия.
-С каким звуком познакомились?
-Что мы о нем узнали? Какой он?
Какой буквой обозначается?
- Оденем наш звук.
А теперь прочитайте, каким словом называли в старославянском букваре букву З. (земля)
(слайд № 12)
-Всем спасибо. Все молодцы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ