Литературное чтение 3 класс "Произведения Л.Пантелеева. «Честное слово»"
Муниципальное Образовательное Учреждение Торопецкая Средняя Общеобразовательная школа №1
ПРОЕКТ УРОКА
Литературное чтение 3 класс (авт. О.В. Кубасова)
Тема. Произведения Л.Пантелеева. «Честное слово».
Программа УМК «Гармония» под редакцией М.С. Соловейчик
Тип урока: закрепление изученного материала
Выполнила учитель начальных классов
МОУСОШ № 1г.Торопец
Лисова Светлана Викентьевна
Педагогический стаж 29лет
Стаж работы учителем начальных классов29лет
Квалификационная категория высшая
12 ноября 2010 года
Цель: учить детей анализировать литературное произведение, формировать
читательский навык, воспитывать нравственные качества.
Задачи:
Создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя Л.Пантелеева.
Формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения.
а) для обучающихся высокого уровня создать на уроке условия для того, чтобы они сами определили главную мысль произведения;
б) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся среднего уровня приняли участие в понимании главной мысли произведения;
в) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся низкого уровня поняли главную мысль произведения.
Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом.
Развивать образное мышление, речь.
Развитие рефлексии, самоконтроля, самооценки.
Формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.
Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах, группах, высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)
Место урока в учебном плане. Второй урок в разделе «Произведения Л.Пантелеева. Честное слово».
Формы организации учебной деятельности. Фронтальная, групповая, самостоятельная.
Прогнозируемые результаты.
- на уроке будет создана благоприятная обстановка;
- в ходе урока дети правильно сделают анализ произведения, сделают вывод о том,
как важно иметь для человека силу воли, заставить себя поступить правильно;
- использование на уроке ИКТ позволит активизировать восприятие обучающихся за
счёт использования зрительных демонстраций.
Оборудование.
Для учителя:
Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. О.В.Кубасова).
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «Л.Пантелеев. Честное слово.»
Для обучающихся:
Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. О.В.Кубасова).
Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс (авт. О.В.Кубасова)
Карточки для работы в группах, индивидуальные карточки-помощницы для дифференцированной работы.
Сигнальные карточки у каждого обучающегося (для самооценки, рефлексии)
Организационный момент.
Слайд 1.
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?
- Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…
Постановка учебной задачи.
Слайд 2.
-Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова.
АТОРБОД ЬТСОВИЧВЫЗТО
ЬТСОВИЖЛ ЬТСОНТСЕЧ
- Попробуйте назвать эти понятия одним словом.
- Назовите, пожалуйста, «лишнее слово».
- Почему вы так решили? Докажите.
- Объясните, как вы понимаете смысл слов:
* доброта
* отзывчивость
* честность
- Какие это качества?
- А вы обладаете такими качествами?
- Какое из этих слов связано с произведением, с которым мы на прошлом уроке познакомились?
- Почему?
Слайд 3.
- Это настоящая фамилия автора?
- Что такое псевдоним?
- Назовите настоящую фамилию автора.
- Зная тему урока, давайте поставим цель урока. Определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке?
Определить…
Учиться…
Развивать…
- Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание.
А также ответим на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение?
- доброта, отзывчивость, лживость, честность.
- Это качества человека.
- Лживость.
- Потому что, лживость – это отрицательное качество человека; а все остальные – положительные.
- Доброта – стремление делать добро другим…
- Отзывчивость – готовый помочь человек…
- Честность- человек, который держит слово…
- Это положительные качества.
- Честность.
- Мы читали произведение Леонида Пантелеева «Честное слово».
- Нет, это псевдоним.
- Это вымышленное литературное имя, которым подписывал автор свои произведения.
- Алексей Иванович Еремеев.
- Главную мысль произведения, его жанр….
- Выразительно и грамотно читать.
- Речь.
3.Подготовительная работа к анализу произведения Л.Пантелеева «Честное слово».
Исследовательская деятельность.
- Прочитайте название произведения ещё раз.
- Подберите родственные слова к первому слову.
- Какой смысл вкладывает автор в это понятие?
- Давайте посмотрим, какое толкование этого слова даётся в словаре Ожегова. Для экономии времени, я вынесла значения этого слова на экран.
Слайд 4.
Честь –
достойные уважения и гордости моральные качества человека;
хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду);
почёт, уважение (честь по труду).
- В каком значении употребил автор слово «честное» в названии нашего произведения?
- Докажите.
Словарная работа. Работа в группах.
- Для того, чтобы проверить как внимательно вы читали произведение Л. Пантелеева, поработайте в группах.
- Задание: Соотнесите слово и его лексическое значение.
Слайд 5.
Помещение для сторожа - …
Военнослужащий, стоящий на посту, на часах - …
Не находя утешения - …
Воинское подразделение, несущее охрану кого-чего-либо - …
Ни с чем - …
Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, несолоно хлебавши.
- Проверим.
- Оцените работу своей группы.
- Молодцы! Вы все справились с заданием, а это значит, что вы очень внимательно читали данное произведение.
Упражнение в выразительном чтении диалогов.
- Значение слов мы повторили, а теперь проверим, как вы подготовили выразительное чтение диалогов:
Слайд 6.
* автора и мальчика
* автора и майора
* майора и мальчика
- Почему так оценили?
- Я согласна с вашей оценкой…
- Молодцы! Вы хорошо подготовили дома выразительное и грамотное чтение диалогов, даже эмоционально передали состояние героев.
- Честное слово.
- Честность, честь, честный…
(Дети предлагают свои варианты ответов)
- В 1-м значении: достойные уважения и гордости моральные качества человека.
- Мальчик дал честное слово и сдержал его, а это достойное уважения качество человека.
(Дети работают в группах)
(Дети оценивают свою работу в группах с помощью цветочков)
Стр. 137-140
Стр. 142-143
Стр.143-144
(Дети выходят к доске и читают диалоги. После прочтения, обучающиеся оценивают и учитель ставит и свою оценку).
Физкультминутка.
Анализ произведения Л.Пантелеева «Честное слово».
Работа над жанром произведения.
Слайд 7.
- Ребята, а что мы с вами прочитали? Определите жанр произведения.
- Почему это рассказ?
Анализ каждой части.
- От чьего имени ведётся повествование?
- Где происходили действия?
Слайд 8.
- Выполните самостоятельно задание №1 на карточке
- Прочитайте задание.
- Проверим.
- Оцените себя.
- Почему герой произведения не назван по имени?
- Что узнали о мальчике?
- Каким был мальчик?
Слайд 9.
- Выполните задание №2 на карточке
- Прочитайте задание.
- Проверим.
- Оцените себя.
- Почему мальчик плакал?
- В какую ситуацию он попал?
- Понимал ли мальчик, стоя на посту. Что мальчишки про него забыли?
- Что он почувствовал, когда на улице стемнело?
- Почему же он не ушёл?
Слайд 10.
- Выполните задание №3 на карточке
- Прочитайте задание.
- Проверка.
- Оцените себя.
- Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?
- Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»?
- А как его выполняли?
- Тяжело ли держать «честное слово»?
- Какая мысль пришла в голову рассказчику?
- Почему только военный мог снять мальчика с караула?
- Каким вы представили себе мальчика? Охарактеризуйте его. Какой он?
Слайд 11.
Дифференцированная работа.(№4)
- А поможет нам в этом задание №4 на карточке
Прочитайте задание.
- В. Опишите сами.
СР. Выпишите слова из текста, описывающие мальчика.
Н. Кому самому сложно, возьмите карточку – помощницу.
Смелый, стойкий, трусливый, серьёзный, мужественный, слабый, ответственный, лживый, честный
- Проверим.
- Оцените свою работу.
Продолжение анализа произведения.
- Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали?
- Могли ли вы поступить так же?
- Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика?
- Как можно назвать их отношение к мальчику?
- Заслуживает ли мальчик такого серьёзного отношения?
- Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?
- Почему майор, прощаясь с мальчиком сказал, что из него выйдет настоящий воин?
- Почему писатель крепко, «по-взрослому», пожал руку малышу?
- Что думает о будущем мальчика рассказчик? Найдите отрывок из рассказа.
- Почему автор готов ручаться, что мальчик вырастет «настоящим человеком»?
Слайд 12.
Дискуссия о том, какими качествами должен обладать «настоящий человек».
- Ребята, а «настоящий человек» - это кто? Как вы это понимаете?
- Что значит «сильная воля» и «крепкое слово»?
- Я знаю, что у некоторых людей нет силы воли. Например, ученикам надо выполнять домашнее задание, учить, а им не хочется и они не могут себя заставить. У них нет силы воли.
- А у вас бывает такое?
- Как вы поступаете?
- Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга?
От чего это зависит?
- Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.
- Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик? Почему?
- Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь, честность – главные достоинства.
- Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.
- Это рассказ о людях, о мальчике.
- От имени автора.
- В парке.
(Дети выполняют задание).
(Дети оценивают себя с помощью цветочков)
- Потому что автор в потёмках даже не успел как следует разглядеть его лицо.
- Нос у него был в веснушках, штанишки коротенькие и держались на лямочках.
- Смелым, сильным, храбрым,…
(Дети выполняют задание).
(Дети оценивают себя с помощью цветочков)
- Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие ребята про него забыли:»Я думаю они ушли», «Забыли».
- Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден.)
- Но он не ушёл потому что считал, что нельзя нарушать данное слово.)
(Дети выполняют задание).
(Дети оценивают себя с помощью цветочков)
(Дети предлагают свои варианты ответов)
- Позвать военного, чтобы он снял мальчика с поста.
- Потому что мальчик серьёзно воспринял эту игру старших мальчишек. И если он военный, то снять с караула его может только военный.
(Дети выполняют задание).
(Дети оценивают себя с помощью цветочков)
- Два взрослых человека – Герой-рассказчик и Молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера)
- Они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением)
- Маленький мальчик, который несмотря ни на какие обстоятельства, не нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьёзного отношения. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека)
- Он обрадовался, даже вскрикнул от радости; весь выпрямился и стал на несколько сантиметров выше.
(Стр.144)
(Ответы детей)
(Он умеет держать слово)
Итог урока. Осмысление авторской идеи.
- Так, какова главная мысль этого произведения?
Слайд 13.
- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?
- Зачем нужно изучать это произведение?
- Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.
Домашнее задание.
Слайд 14.
_Выполнить зад в тетр
- Ответьте для себя на такие вопросы:
Какие испытания ждут впереди мальчика?
Как он сумеет себя проявить?
Легко ли ему будет в жизни?
Это и будет ваше творческое домашнее задание. Поразмышляйте.
Рефлексия.
Слайд 15.
- Оцените свою работу на уроке:
-; кто считает, что может работать лучше.
- очень доволен своей работой
- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.
- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?
Слайд 16.
- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ