Литературное чтение "Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)" 3 Класс
Литературное чтение
Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»
в 3 классе «Б»,
разработан учителем начальных классов
МКОУ СОШ № 2 г. Пудожа
Соловьёвой О.А.
Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Тема: Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цели:
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• развитие умений делить текст на части, составлять простой план.
Оборудование: выставка книг и рисунков о животных, карточки, мультимедийное оборудование,
Авторский медиапродукт: презентация
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
2 1. Проверка домашнего задания.
Слушаем выразительное чтение, пересказы, устные рассказы детей.
Обращаем внимание на юмор Паустовского как одну из основных особенностей его стиля.
Дети зачитывают выбранные отрывки, комментируя смешные эпизоды, выражения.
– Почему петуха прозвали Горлачом? (Кричит попусту, горло дерёт, горлопан.)
– Какую характеристику дал автор петуху всего лишь одним предложением?
– Действительно ли испугались рассказчик и его друзья, что кот протрёт себе шерсть на затылке?
– Как чувство юмора помогает писателю сделать рассказ интереснее? Слайд 2
2. Введение в тему урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Константина Георгиевича Паустовского Слайд3
- Прочитайте его высказывание Слайд 4
- Как вы думаете, что имеет в виду автор, говоря «сухая душа? Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы.Слайд5
- Назовите антонимы к этому выражению.
- Как вы считаете, какая душа у писателя Паустовского?
- Вы правы, только человек с доброй, щедрой, живой душой способен увидеть чудесное в простом. А как же пишет автор, какой стиль он выбирает для своих произведений. Давайте поближе познакомимся с этим. Слайд 6
Работа в парах. - Перед вами лежат листы с описанием стиля К.Г.Паустовского. Прочитайте текст и сделайте пометки знаками:
V – уже знал
+ - новое для меня
- - думал иначе
? - не понял, есть вопросы Слайд 7
Слово учителя о стиле Паустовского.
Действительно, добрый юмор, способность увидеть необычное в обыденном, простом свойственны К. Паустовскому. Герои его произведений – обычные люди, животные, они живут в обычных домах, занимаются привычными делами, но писатель рассказывает о них очень эмоционально, по-доброму, показывает союз природы и человека, пробуждает способность видеть прекрасное и творить его самим.
Любить то, что нас окружает, понимать «душу» даже неживых предметов, совершать открытия помогает нам К. Паустовский. Слайд 8
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений.
I. Работа с текстом рассказа.
1. Работа с текстом до чтения.
– Сегодня нас ожидает новая встреча с героями К.Г. Паустовского.
На доске размещены карточки со словами. Попробуйте собрать название произведении. ЖИЛЬЦЫ СТАРОГО ДОМА
Кто они? Попробуйте предположить это, рассмотрев иллюстрацию и прочитав название произведения.
– Каким вы представляете старый дом? Где он может находиться? Чем он может быть интересен?
– Кто такие жильцы? Кто же может жить в старом доме? Слайд9
Как всегда
Внезапно
Пристальный взгляд
Нарушитель спокойствия
Твёрдые привычки
Жить как кошка с собакой
РАБОТА В ГРУППАХ Слайд11
Разбейтесь на группы по 4 человека посовещайтесь и попробуйте самостоятельно написать определение этих слов. ( ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ)
Первичное восприятие. Слушание. (дети следят по учебнику и подчеркивают главные слова)
- А сейчас поднимите зелёный кружок, если, по вашему мнению, вам всё понятно в содержании произведения.
Жёлтый, если есть сомнения и вам надо ещё немного поработать над произведением.
Красный, если вам непонятно.
- Спасибо, продолжаем дальше. Сейчас ответьте на мои вопросы.
Вопросы после первичного прослушивания:
– О чём рассказывается? (Ученики кратко передают содержание).
– Понравилось ли вам произведение?
– Чье предположение совпало с сюжетом?
– Кто главные герои сказки?
– Кто вам симпатичен?
Работа с текстом во время чтения на уровне содержания.
Дети читают 1 часть по цепочке, пытаются самостоятельно вести диалог с автором (в тексте учебника сделана соответствующая разметка).
Часть 1
- Какие герои вам встретились в этом отрывке?
Давайте сравним эти клички ( слайд 12)
- Как вы думаете, почему автор назвал кота Степаном, а не Барсиком или Пушком?
- Почему таксу назвали Фунтик?
- Какие между ними были взаимоотношения?
- Чем занимался кот перед встречей с таксой?
- Что разозлило Степана?- Насколько сильно разлило?
- Какова была реакция Фунтика на неожиданную встречу?
- Кому принадлежат слова: «Ах! Вот как!»
- В каких произведениях разговаривают животные?
- Почему Паустовский вводит этот приём в рассказ?
- Как кот отреагировал на любопытство щенка? (Найдите и прочитайте)
- Кто же объявил войну?
- Почему жизнь Степана потеряла всякую прелесть?
- Но почему именно сейчас «усы вздрагивали от негодования»?
ФИЗМИНУТКА
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
VII. Работа со 2 частью
- Прочитайте 2 часть самостоятельно. Подчеркните слова и выражения, значение которых вам непонятно.
- Какие слова были вам непонятны? Попробуем объяснить их вместе. Слайд 12
- С каким героем вы встретились во второй части? ( «петух Горлач»)
- Почему кот усмехнулся? Что он увидел?
- Что такого страшного сделала такса?
- Кто вступился за свою собственность?
- Почему у петуха такая кличка?
- Сильно ли разозлился Горлач?
- Как петух забрал хлеб?
VIII. . Работа с текстом после чтения.
б) Вопросы и задания после чтения:
– Что узнали о главных героях?
– Расскажите, какими вы представляете себе героев. (Словесное рисование.)
– Почему не смогли поладить главные герои?
Работа с иллюстрацией.
– Какой момент действия отражён на иллюстрациях? (Ученики пересказывают текст выборочно.)
Рефлексия
– Выберите и дополните одно из предложений:
Мне на уроке было интересно…
Мне на уроке было трудно…
Урок заставил меня задуматься о том, что…
- А сейчас поднимите зелёный кружок, если, вам всё понятно.
Жёлтый, если есть сомнения и вам надо ещё немного поработать над сказкой.
Красный, если вам на уроке было трудно.
XIX. Домашнее задание слайд 13
- Фунтику не удалось найти взаимопонимания во дворе, подружиться со старожилами котом Степаном и петухом Горлачом. Но, оказывается, есть кто-то пострашнее их. Прочитайте дома 3 часть и вы узнаете, о ком я говорю.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Технология продуктивного чтения (работа над произведением)
Технология проблемного диалога (этап введения в тему урока)
Технология оценивая образовательных достижений (этапы первичного восприятия и рефлексии)
Формы работы: урок открытых мыслей.
Виды работ:
- работа в парах
- групповая работа
- индивидуальная работа
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ