Литературное чтение во 2 классе Н.И. Сладков «Весенний гам»
Тема: Н.И. Сладков «Весенний гам»
Л.А. Ефросинина Литературное чтение во 2 классе
Цель урока: систематизация знаний детей о родной природе на основе рассказа Н. Сладкова «Весенний гам»
Задачи урока:
образовательные: расширять и накапливать читательский опыт учащихся через изучение творчества Н. Сладкова;
развивающие: повышать познавательную активность; способствовать формированию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся, мотивировать самостоятельную поисковую деятельность;
воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, стремление охранять ее.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, листы с заготовками обложек, толковый словарь, слова на карточках с перечнем чувств (наслаждение, восхищение, радость, тревогу, уныние, вдохновение, гордость, ответственность, грусть)
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент. Введение в тему.
Слайд 2
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительным творчеством Николая Ивановича Сладкова и с разнообразием русской природы.
2. Проверка домашнего задания и повторение изученного
Дома вы должны были повторить уже пройденные произведения Н.И. Сладкова. Ваша задача узнать произведения по отрывку.
Ученик читает отрывок из произведения.
Слайд 3
«Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!» (Н. Сладков «Апрельские шутки»)
Слайд 4
«Вот тебе, снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил набираться». (Н. Сладков «Снег и ветер»)
Слайд 5
«Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка – жаворонок, взлетела но не умчалась вдаль, вовсе нет». (Г. Скребицкий «Жаворонок»).
Молодцы, ребята, замечательно поработали дома. Вы были внимательны и смогли определить произведение Г.А. Скребицкого. А теперь поработайте в парах и найдите среди моделей обложек ту модель, которая подойдет сразу ко всем прочитанным отрывкам из произведений Николая Ивановича Сладкова.
Ребята работают с заготовками моделей обложек и ищут нужную модель обложки.
Давайте проверим, справились ли вы с этим заданием.
Дети называют свои варианты ответа.
После этого на экран выводится правильный вариант ответа.
Слайд 6
Молодцы. А кто может доказать, почему выбрал именно эту обложку?
Все отрывки были из сказок Н.И. Сладкова, поэтому я выбрал круг. Круг зеленого цвета. Потому что все эти сказки о природе.
Спасибо за верные рассуждения. Прежде чем перейдем к знакомству с новым произведением Николая Сладкова, я хочу задать вам вопрос, ответ на который мы узнаем в конце урока. Подойдет ли выбранная модель обложки к новому произведению?
Работа с новым произведением.
Подготовка к чтению.
Слайд 7
Михаил Иванович Пришвин писал: «По природе своего таланта Николай Иванович был наблюдателем, «фотографом». И рассказы его часто напоминают мгновенные снимки, но не застывшие, а живые, объемные, наполненные запахами и звуками. При желании в них можно войти, спокойно осмотреться и… увидеть то, что когда-то поразило автора, а теперь удивляет, восхищает и поражает всех нас.
Откройте ваши учебники на странице … Прочитайте фамилию автора и заголовок произведения.
Н.И. Сладков
«Весенний гам»
Как вы думаете, если судить по названию, о чем это произведение?
О весеннем лесе, о звуках природы весной; о том, как шумит лесной лес.
Первичное восприятие текста.
А сейчас закройте глаза. Когда я буду читать постарайтесь представить себя на месте писателя и увидеть природу его глазами.
Дети слушают чтение учителя.
- Какой видит Сладков русскую природу?
4. Словарная работа.
- Какие незнакомые слова встретились в тексте?
- Кто может объяснить?
(Учащиеся объясняют смысл прочитанных слов, затем читают объяснение непонятных слов в учебнике на странице 124)
Как вы понимаете слово «гам»?
Когда все шумят; шумно и ничего не разобрать в этом шуме. Читают в учебнике или ищут объяснение в толковом словаре.
Посмотрите на экран и послушайте лесной гам.
Слайд 8
При щелчке мышкой появляется звук.
Как вы думаете, что означат сочетание слов «парная чащоба»?
Объясните мне лексическое значение каждого слова в отдельности.
Чащоба – это непроходимый лес, от слова «чаща». А «парная» - когда жарко, душно.
Посмотрите на следующий слайд.
Слайд 9
А сейчас прочитайте точное толкование слов в учебнике.
Дети читают.
5. Самостоятельная работа с текстом. Работа над способом чтения «про себя»
Прочитайте про себя.
Дети самостоятельно читают произведение Н.И. Сладкова «Весенний гам»
6. Физкультминутка. «Прогулка по весеннему лесу».
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули.
Ветер роняет росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
7. Работа над произведением.
Что произошло в лесу?
Наступила весна, лес ожил, зазвучали лесные звуки, стало шумно.
Что изменилось после дождя?
Воздух в лесу стал чище, даже сухие листья ожили, животные радуются.
Найдите в тексте и зачитайте ответ на вопросы:
- Какие капли прыгают на березах?
- Как бубнит ручей?
Дети зачитывают из текста.
Слайд 10
Проверка со слайда. Просматривание картинок, прослушивание звуков.
Какие звуки издают весной звери и птицы?
Найдите и зачитайте предложения.
Дети зачитывают.
Самостоятельное выполнение задания №1 на странице 74 в рабочей тетради по литературному чтению. Взаимопроверка.
Ребята. Послушайте звуки леса и попробуйте определить, кто эти звуки издает.
Прослушивание звуков леса, просмотр серии картинок.
Слайды 11 - 17
Что вы услышали? Расскажите.
Журчание ручейка, пение птиц, шум ветра, стрекот кузнечиков, сверчков, шелест листвы, стук дятла.
Какие чувства можно испытать, находясь в таком лесу.
Можно испытать радость, вдохновение, гордость за нашу природу, ответственность, наслаждение и др.
Как, по – вашему, нужно относиться к природе, чтобы нам хотелось вновь и вновь приходить в лес?
Природу нужно беречь и охранять.
8. Обобщение знаний.
У Николая Ивановича Сладкова есть очень хорошие слова: «Лес не школа, а учит!»
Как вы понимаете эти слова?
Лес учит нас бережному отношению не только к природе, но и к животным, к тем, кого приручили; еще лес приучает нас к чистоте и порядку.
Спасибо, ребята. Позвольте напомнить вам, что мы должны были получить ответ на вопрос, который прозвучал перед знакомством с рассказом Николая Ивановича Сладкова «Весенний гам». Кто помнит этот вопрос?
Подойдет ли выбранная модель обложки к новому произведению?
Верно. Кто даст ответ?
Этот вариант не подойдет, потому что у нас была модель обложки к сказкам, а мы прочитали рассказ. Поэтому в модели обложки должен быть прямоугольник зеленого цвета.
Дети сверяют ответ
со слайдом 18
9. Итог урока. Рефлексия.
Слайд 19
- С каким произведением познакомились?
- Что узнали нового?
Я хочу закончить урок словами Николая Ивановича Сладкова: «У природы есть цель – делать людей счастливыми». Те, кто сегодня на уроке почувствовал себя хоть немного счастливее, улыбнитесь друг другу.
У природы много неизведанных чудес, надо только уметь находить и видеть их, а в этом нам помогают произведения
Н. Сладкова.
Если вас заинтересовало творчество Н.И. Сладкова, я предлагаю вам прочитать другие интересные книги, взяв их в библиотеке.
Слайд 20
10. Домашнее задание.
Разделите текст на две части (до и после грозы).
Подготовьте выразительное чтение одной из частей рассказа.
Кто захочет, к следующему уроку подготовит пересказ рассказа
Н.И. Сладкова «Весенний гам»
Модели обложек.
1 2
Н.И. Сладков
Апрельские шутки
Снег и Ветер
Н.И. Сладков
Апрельские шутки
Снег и Ветер
Н.И. Сладков
Апрельские шутки
Снег и Ветер
Н.И. Сладков
Апрельские шутки
Снег и Ветер
3 4
Наслаждение
Восхищение
Радость
Ответственность
Уныние
Вдохновение
Гордость
Н.И. Сладков
Апрельские шутки
Снег и Ветер
Н.И. Сладков
Весенний гам.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ