Литературное образование и развитие младших школьников
Дрозд Светлана Николаевна
МБОУ «НОШ № 31»
г. Старый Оскол
Литературное образование и развитие младших школьников
При переходе школы к стандартам второго поколения в обучении стали использоваться современные технологии. В рамках технологии проблемного обучения большое значение имеет формирование читательской деятельности младших школьников. Наряду с привычными разделами (круг чтения, техника чтения, тематика чтения) появляется методика начального литературного образования, которая направлена не только на совершенствование навыка чтения, восприятия художественного текста и формирование читательской деятельности, но и на обеспечение литературного развития детей. Литературное развитие – возрастной и учебный процесс развития способностей: восприятия искусства слова и творческих способностей. Таким образом, можно выделить следующие критерии литературного развития младших школьников: читательское воспроизведение; умение анализировать; объём литературных знаний; начитанность; направленность интересов; мотивы чтения. В силу своих способностей учащиеся по-разному воспринимают художественное произведение. Полноценное восприятие – способность сопереживать героям, автору, видеть динамику эмоций, воспроизводить в сознании картины жизни, созданные писателем. Умение ребёнка размышлять о поступках, мотивах, оценивать героев, определять идею произведения и авторскую позицию свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Для этого ребёнку необходимо научиться медленному вдумчивому чтению художественного произведения.
Формируемый тип читательской деятельности – это трёхступенчатый процесс, который протекает до чтения, во время чтения и после чтения. Опишем методику работы с произведением.
Работа с текстом до чтения
Цель: выработка умения антиципации – предполагать, предвидеть, предвосхищаться по заголовку, иллюстрациям и ключевым словам. На этом этапе уточняются предположения о теме, героях, событиях. Завершается этап нацеливанием на диалог с автором через текст. Учитель должен объяснить детям, что чтение – это общение с автором через текст, который создал автор. Чтение затруднено, так как мы не можем услышать интонацию, паузы, ударение. Но в тексте есть знаки препинания, которые нам помогут. Они очень важны и значимы.
Работа с текстом во время чтения
Цель: достичь понимания на уровне восприятия. Дети читают текст «про себя» с целью проверки своих предположений. Затем читают текст «вслух» с комментариями по ходу чтения. Важно объяснить лексическое значение новых слов непосредственно в контексте. После чтения учитель задаёт вопросы с целью проверки предположений. Дети ищут ответы в тексте. Они идут вслед за автором, понимая, что значит вдумчивое чтение. Завершается этап вопросом на понимание содержания текста. Этот вопрос могут задать дети или учитель. Можно предложить озаглавить текст.
Работа после чтения
Цель: достичь понимания на уровне смысла, то есть понимания основной мысли текста. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Проводится беседа, в результате которой выясняется понимание и осознание детьми подтекста. Поскольку дети прониклись содержанием, в этот момент целесообразно рассказать об авторе. В заключение этапа нужно повторно обратиться к заглавию и иллюстрациям, побеседовать о смысле заглавия, о том, какой эпизод проиллюстрирован, совпадает ли видение автора с видением детей. Можно предложить творческие задания.
Данная методика позволяет обеспечить литературное образование и литературное развитие детей младшего школьного возраста, полноценное восприятие самостоятельно прочитанного текста.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ