Методическая разработка открытого урока литературы по теме "Три мира в романе М.А. Булгаква "Мастер и Маргарита": вымысел или реальность?"

Конспект урока по УД 01.2 «Литература» для 1 курса по специальности

43.02.15 Поварское и кондитерское дело

с применением ИКТ-технологий.

Тема:Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова - роман-лабиринт. «Три мира в романе: правда или вымысел?»

Курс: 1

Цели:

  • Образовательные:
    познакомить обучающихся с системой образов романа М.А. Булгакова (Мастер и Маргарита, Иешуа и Понтий Пилат, Воланд и его свита);

  • проследить три основные сюжетные линии романа

  • способствовать созданию у учащихся положительной мотивации к изучению данного романа

  • 2.Развивающие:
    развивать навыки работы в группе, коммуникативность и толерантность обучающихся;

  • умение участвовать в дискуссии, высказывать аргументированно свою точку зрения;

  • умение выразительно читать и анализировать текст;

  • умение анализировать просмотренный аудиоматериал (эпизод художественного фильма «Мастер и Маргарита»);

  • развивать навыки сравнительного и логического мышления

3. Воспитательные:

  • развивать интерес к русской литературе XX века, к творчеству М.А.Булгакова;

  • формировать способность к самовыражению;

  • формировать коммуникативность;

  • воспитывать толерантность обучающихся

Тип урока: комбинированный

Виды работы: анализ фрагментов текста, заполнение таблицы.


Этапы урока.

  1. Оргмомент. Постановка целей урока.

  2. Этап актуализации знаний. Словарная работа.

  3. Литературная разминка. Работа с цитатами.

  4. Анализ фрагментов текста.

  5. Итог урока. Домашнее задание

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экране, презентация, названия миров, карточки с заданиями, интернет-платформы для контроля знаний, наглядность (портрет писателя, портреты героев, фрагменты произведения)

Студенты: эмблемы трех миров: ершалаимский, московский, потусторонний; рисунки по произведению, мини стихотворения

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданному М. Булгаковым, который многие литературные критики приравнивают к путешествию по лабиринту сознания.

Как ты думаешь, что такое лабиринт?

  1. Словарная работа.

Рассмотрим значение слова: Лабиринт


Цель нашего урока: сопоставить московские и ершалаимские главы и ответить на вопрос: Каким образом связаны московские и ершалаимские главы?

3. Работа с цитатами.

Задание 1. Литературная разминка

Соотнеси героя и высказывание.

http://learningapps.org/display?v=p9ybm99zn16

"Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Второй стадией была стадия удивления."

“Ах. Право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет”.

“… что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?”

“Правду говорить легко и приятно”.

“Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”.

“И настанет царство истины? Оно никогда не настанет”.

" Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!"

4. Введение в новую тему

Произведение «Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.

- Определите жанр романа. (Можно его назвать и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим).
- Необычна и композиция романа. Как бы вы определили композицию произведения?
(Это «роман в романе». Главы можно разделить на Московские, Ершалаимские, Повествующие о потустороннем мире. С точки зрения композиции необычно, что главный герой появляется лишь в 13 главе).

Т.о., как мы выяснили, роман многопланов, композиция необычна. Литературоведы находят в романе три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский. Попробуем с вами дать характеристику всем трем мирам, проанализировав роман.

Запись темы и эпиграфа.

Как связаны между собой миры? (Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита)


5. Групповая работа

1. Опережающее задание (СРС) – представление творческих работ групп

Для характеристики миров мы разделились на группы, каждая из которых получила мир, эмблему которого вам нужно было придумать (демонстрация эмблем)

Студенты, один показывает название и эмблему, а второй студент раскрывает смысл созданной группой эмблемы

2. Характеристика миров



Работа с таблицей.

Задание 2. Булгаковский двоякий мир.

В произведении писатель проводит параллели между двумя мирами: ершалаимский и московский. Ваша задача: Перед вами таблица и разноцветные карточки с текстами из романа, в которых Булгаков отразил два мира. Вам необходимо через вопросы, которые отражены в точках пересечения двух миров, соотнести Московские главы и Ершалаимские. Найти общее и его подчеркнуть. Потом каждая группа расскажет о том мире, который представляет.

Точки пересечения

Москва

Ершалаим

Время

Какое время года изображено?

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина.


В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Состояние природы

Как показана природа?

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

знойный воздух сгустился перед ним...


солнце, с какой-то необыкновенною яростью сжигавшее в эти дни Ершалаим, не успело еще приблизиться к своей наивысшей точке, когда на верхней террасе сада у двух мраморных белых львов, стороживших лестницу, встретились прокуратор и исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа.


Проблемы, которые ставит автор перед читателями:


Кирпич ни с того ни с сего, – внушительно перебил неизвестный, – никому и никогда на голову не свалится.

Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? – спросил, очень оживившись, развязанный.

Ну, хотя бы жизнью твоею, – ответил прокуратор, – ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!

Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? – спросил арестант, – если это так, ты очень ошибаешься.

Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:

Я могу перерезать этот волосок.

И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, – согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?

Общие темы:

Вы умрете другой смертью.

И мысль об яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора.

И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть – и с кем?! – бессмертии, причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску.



5.

Итог урока.

Почему роман М. А. Булгакова определят как роман-лабиринт?

Возможно ли понять проблематику романа без сопоставления с романом Мастера?



Домашнее задание.

Выполнить тест.



Критерии оценки:

10-9 - 5

8 - 4

7 - 3

6 -0 - 2



Тест



1. Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: “Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …”. Какие слова пропущены в данном афоризме?



2. Как называется роман Мастера?



3. Кто из персонажей характеризуется так: «По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»?

1) Воланд 2) Берлиоз 3) Стравинский 4) Азазелло



4. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке?

...с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон.  Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба... Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта ссадина с запекшейся кровью...

  1. Понтий Пилат

  2. Марк Крысобой

  3. Левий Матвей

  4. Иешуа Га-Ноцри



5. Угадайте героя: больше всего на свете он ненавидел запах розового масла.

  1. Воланд

  2. Левий Матвей

  3. Понтий Пилат.



6.«И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». О чем идет речь?

  1. О ноже

  2. О рукописи

  3. О портфеле

7. Кто из персонажей описывается так: «Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в чёрной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвёрдыми шагами»?

  1. Понтий Пилат

  2. Иван Бездомный

  3. Мастер

  4. Римский


8. О ком Левий Матвей сказал: «Он не заслужил света, он заслужил покой»?

  1. о Понтии Пилате

  2. о Берлиозе

  3. о Мастере

  4. об Иване Бездомном

9. Кто это? «Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами»?

10. Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки?

1. Понтию Пилату; 2. Мастеру; 3. Воланду.



Литература:

  1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. - М.: «Азбука-Аттикус», 2012.

  2. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс. - М.: «Экзамен», 2012.

  3. Литература. 11 класс. Учебник в 2 частях. / под ред. Журавлева В.П. - М.: «Просвещение», 2012.

  4. Литература. Тематические тесты: от текста к смыслу. 11 класс. / Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов на/Дон, «Легион», 2016.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ