Методическая разработка открытого урока литературы по теме "Три мира в романе М.А. Булгаква "Мастер и Маргарита": вымысел или реальность?"
Конспект урока по УД 01.2 «Литература» для 1 курса по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
с применением ИКТ-технологий.
Тема: “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова - роман-лабиринт. «Три мира в романе: правда или вымысел?»
Курс: 1
Цели:
Образовательные:
познакомить обучающихся с системой образов романа М.А. Булгакова (Мастер и Маргарита, Иешуа и Понтий Пилат, Воланд и его свита);проследить три основные сюжетные линии романа
способствовать созданию у учащихся положительной мотивации к изучению данного романа
2.Развивающие:
развивать навыки работы в группе, коммуникативность и толерантность обучающихся;умение участвовать в дискуссии, высказывать аргументированно свою точку зрения;
умение выразительно читать и анализировать текст;
умение анализировать просмотренный аудиоматериал (эпизод художественного фильма «Мастер и Маргарита»);
развивать навыки сравнительного и логического мышления
3. Воспитательные:
развивать интерес к русской литературе XX века, к творчеству М.А.Булгакова;
формировать способность к самовыражению;
формировать коммуникативность;
воспитывать толерантность обучающихся
Тип урока: комбинированный
Виды работы: анализ фрагментов текста, заполнение таблицы.
Этапы урока.
Оргмомент. Постановка целей урока.
Этап актуализации знаний. Словарная работа.
Литературная разминка. Работа с цитатами.
Анализ фрагментов текста.
Итог урока. Домашнее задание
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экране, презентация, названия миров, карточки с заданиями, интернет-платформы для контроля знаний, наглядность (портрет писателя, портреты героев, фрагменты произведения)
Студенты: эмблемы трех миров: ершалаимский, московский, потусторонний; рисунки по произведению, мини стихотворения
Ход урока.
Оргмомент.
Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданному М. Булгаковым, который многие литературные критики приравнивают к путешествию по лабиринту сознания.
Как ты думаешь, что такое лабиринт?
Словарная работа.
Рассмотрим значение слова: Лабиринт
Цель нашего урока: сопоставить московские и ершалаимские главы и ответить на вопрос: Каким образом связаны московские и ершалаимские главы?
3. Работа с цитатами.
Задание 1. Литературная разминка
Соотнеси героя и высказывание.
http://learningapps.org/display?v=p9ybm99zn16
"Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Второй стадией была стадия удивления."
“Ах. Право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет”.
“… что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?”
“Правду говорить легко и приятно”.
“Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”.
“И настанет царство истины? Оно никогда не настанет”.
" Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!"
4. Введение в новую тему
Произведение «Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.
- Определите жанр романа. (Можно его назвать и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим).
- Необычна и композиция романа. Как бы вы определили композицию произведения?
(Это «роман в романе». Главы можно разделить на Московские, Ершалаимские, Повествующие о потустороннем мире. С точки зрения композиции необычно, что главный герой появляется лишь в 13 главе).
Т.о., как мы выяснили, роман многопланов, композиция необычна. Литературоведы находят в романе три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский. Попробуем с вами дать характеристику всем трем мирам, проанализировав роман.
Запись темы и эпиграфа.
— Как связаны между собой миры? (Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита)
5. Групповая работа
1. Опережающее задание (СРС) – представление творческих работ групп
— Для характеристики миров мы разделились на группы, каждая из которых получила мир, эмблему которого вам нужно было придумать (демонстрация эмблем)
Студенты, один показывает название и эмблему, а второй студент раскрывает смысл созданной группой эмблемы
2. Характеристика миров
Работа с таблицей.
Задание 2. Булгаковский двоякий мир.
В произведении писатель проводит параллели между двумя мирами: ершалаимский и московский. Ваша задача: Перед вами таблица и разноцветные карточки с текстами из романа, в которых Булгаков отразил два мира. Вам необходимо через вопросы, которые отражены в точках пересечения двух миров, соотнести Московские главы и Ершалаимские. Найти общее и его подчеркнуть. Потом каждая группа расскажет о том мире, который представляет.
Точки пересечения
Москва
Ершалаим
Время
Какое время года изображено?
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина.
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Состояние природы
Как показана природа?
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.
… знойный воздух сгустился перед ним...
… солнце, с какой-то необыкновенною яростью сжигавшее в эти дни Ершалаим, не успело еще приблизиться к своей наивысшей точке, когда на верхней террасе сада у двух мраморных белых львов, стороживших лестницу, встретились прокуратор и исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа.
Проблемы, которые ставит автор перед читателями:
Кирпич ни с того ни с сего, – внушительно перебил неизвестный, – никому и никогда на голову не свалится.
Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? – спросил, очень оживившись, развязанный.
– Ну, хотя бы жизнью твоею, – ответил прокуратор, – ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!
– Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? – спросил арестант, – если это так, ты очень ошибаешься.
Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
– Я могу перерезать этот волосок.
– И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, – согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
Общие темы:
Вы умрете другой смертью.
И мысль об яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора.
И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть – и с кем?! – бессмертии, причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску.
5.
Итог урока.
Почему роман М. А. Булгакова определят как роман-лабиринт?
Возможно ли понять проблематику романа без сопоставления с романом Мастера?
Домашнее задание.
Выполнить тест.
Критерии оценки:
10-9 - 5
8 - 4
7 - 3
6 -0 - 2
Тест
1. Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: “Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …”. Какие слова пропущены в данном афоризме?
2. Как называется роман Мастера?
3. Кто из персонажей характеризуется так: «По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»?
1) Воланд 2) Берлиоз 3) Стравинский 4) Азазелло
4. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке?
...с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба... Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта ссадина с запекшейся кровью...
Понтий Пилат
Марк Крысобой
Левий Матвей
Иешуа Га-Ноцри
5. Угадайте героя: больше всего на свете он ненавидел запах розового масла.
Воланд
Левий Матвей
Понтий Пилат.
6.«И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». О чем идет речь?
О ноже
О рукописи
О портфеле
7. Кто из персонажей описывается так: «Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в чёрной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвёрдыми шагами»?
Понтий Пилат
Иван Бездомный
Мастер
Римский
8. О ком Левий Матвей сказал: «Он не заслужил света, он заслужил покой»?
о Понтии Пилате
о Берлиозе
о Мастере
об Иване Бездомном
9. Кто это? «Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами»?
10. Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки?
1. Понтию Пилату; 2. Мастеру; 3. Воланду.
Литература:
Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. - М.: «Азбука-Аттикус», 2012.
Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс. - М.: «Экзамен», 2012.
Литература. 11 класс. Учебник в 2 частях. / под ред. Журавлева В.П. - М.: «Просвещение», 2012.
Литература. Тематические тесты: от текста к смыслу. 11 класс. / Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов на/Дон, «Легион», 2016.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ