Методическая разработка урока. Взаимосвязи литературы – тема природы в русской и тувинской литературе на примере стихотворений А.С.Пушкина и С.Б.Пюрбю Зимняя дорога"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Выполнила: учитель начальных классов
Ооржак Алена Борбак-ооловна
Ак-Довурак – 2014г
Цели урока: показать учащимся, что общее в творчестве А.С.Пушкина и С.Б.Пюрбю; развивать умение создавать ассоциативные связи «по эмоции», объединяя представления и образы не по реальному сходству, а по общности эмоций, которые они вызывают; активизация гражданственного отношения к действительности, в совершенствовании личности самостоятельной, способной оказать позитивное воздействие на окружающий мир.
Ход урока:
Организационный момент:
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно,
Интересные ваши ответы
С удовольствием послушаю.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Сегодня у нас пройдет необычный урок. Наш урок будет продолжением цикла уроков проектной деятельности. Давайте вспомним особенность работы на таких уроках, и какую работу мы раннее сделали?
Ответы детей: На таких уроках мы выбирали группу иллюстраторов, аналитиков, испытателей. И на прошлом уроке мы создали книжку-раскладушку «Рекомендации человеку, работающему над своим красноречием».
II. Создание проблемной ситуации:
Сегодня на уроке вы встретитесь с двумя поэтами: русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным и тувинским поэтом Сергеем Бакизовичем Пюрбю.
Почему выбраны именно эти два поэта? Чтобы ответить на этот вопрос, поиграем в нашу знакомую игру «Отгадай задуманное слово», т.е. вы должны отгадать моё задуманное слово.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
З и м н я я д о р о г а
- Правильно, отгадали. Моё задуманное слово - Зимняя дорога.
На нашем уроке мы рассмотрим стихотворения двух поэтов: «Зимняя дорога» А.С.Пушкина и «Зимняя дорога» С.Б.Пюрбю.
- Какую выберем форму проекта?
Мы выберем ту форму, которая знакома нам и ближе. На нашем уроке сделаем дидактический материал.
Формулирование целей и задач проектной деятельности:
Цель: Взаимосвязи литератур – тема природы в русской и тувинской литературе на примере А.С.Пушкина и С.Б.Пюрбю. Одно из проявлений идейно-эстетического единства литератур народов России и других народов, в частности взаимосвязи и взаимовлияния русской и тувинской литератур.
Задача: создать дидактический материал, в которой в сжатой форме будет отражено взаимосвязь русской и тувинской литератур.
Учитель определяет круг обязанностей каждой творческой группы.
«Аналитики» должны найти взаимосвязь русской и тувинской литературы.
«Иллюстраторы» должны выбрать из предложенного учителем иллюстративного материала необходимый материал по учебнику и подготовить аппликации для оформления страниц книги и обложки.
«Испытатели» проводят презентацию дидактического материала.
«Аналитики» совместно с «Испытателями» отбирают нужный материал, работая по учебнику, и излагают его в сжатой форме. Текст оформляют в рукописном виде, используя знания об оформлении текста.
Подготовка к разработке проекта:
Повторение стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога»:
- Кто выразительно прочитает стихотворение Пушкина?
- Кто хочет рассказать о творчестве Пушкина?
1 ученик: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Еще при жизни его называли «Солнцем русской поэзии». Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все так же крепка, стихи его становятся все ближе, дороже и нужнее. И мы можем сказать: «Пушкин – незаходящее солнце русской поэзии».
2 ученик: Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.
3 ученик: У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» - называл её поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.
4 ученик: В длинные зимние вечера няня рассказывала ему сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочно народный мир расцветал вокруг Пушкина. Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив двойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много стихотворений, поэм, рассказов, повестей. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!
Словарная работа:
Версты полосаты – В старину вдоль проезжих дорог для измерения расстояния ставили столбы – вёрсты, окрашенные белыми и черными полосами.
Верста – русская мера длины, равная 1,06 км.
Разгулье – буйное веселье, веселое препровождение времени.
Одне – одни (старославянское слово)
Ямщик – работник, который правит лошадьми в экипаже.
Хата – изба.
Борзая – быстрый, резвый конь. (показать рисунок).
- Как вы представляете русскую избу (хату)?
- Как представляете ямщика?
(в тулупе, в красном поясе или кушачке)
- Нарисуйте словесную картину
«Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна»
(луна находится в плену тумана, что ей хочется вырваться на свободу, на чистое небо)
- «Ни огня, ни черной хаты»
(не было электричества, печки топились по-черному, были закопченные)
- Какие слова передают грусть, печаль, безысходность?
(печальные поляны, печальный свет, дорога зимняя, скучная, колокольчик утомительный, сердечная тоска, версты полосаты – похожи на пожизненных заключенных)
- «Пробирается луна». Почему так написал Пушкин?
(даже луне одиноко, скучно, хочется вырваться из плена облаков на свободу, на чистое небо)
(поляны печальные тоже хотят освободиться от печального света)
- Кто слышит тоску ямщика, его песни?
(луна, поляны, дорога)
- Даже неживая природа устала от тоски, которая испытывает на себе копыта коней и стук повозки.
- А какими словами бы Вы закончили стихотворение?
- Стихотворение «Зимняя дорога» было создано Пушкиным во время правления царя Александра I. Россия в то время была нищим грязным государством, представляющим собой разрозненные крестьянские губернии. Естественно не было ни железной дороги, ни самолетов, ни машин. Связь между городами, деревнями осуществлялась в виде гужевого транспорта (лошадьми). Все приказы, распоряжения и просто поездки были длительной нудной ездой на карете, запряженной тройкой резвых, бодрых (борзых) коней. В деревянной повозке помещалось по обыкновению не более четырех пассажиров. Зимой повозка обогревалась железной печкой-буржуйкой, отапливаемая дровами. Ямщик сидел на облучке «в тулупе, в красном кушачке». Ориентиром в пути были полосатые версты, т.е. столбы, которые мелькали перед глазами ямщика, нагоняя на него тоску. А заунывные звуки колокольчиков на дуге утомительно гремели. Мелькали нищие деревни, прикрытые снегом, крестьянские дворы, изгороди. Отдохнуть можно было на верстовой станции, а также поменять лошадей и поесть. После такой езды ямщику мечталось разгуляться, повеселиться, затянуть удалую песню.
Вот так раскрыл красоту зимней природы А.С.Пушкин в своем стихотворении «Зимняя дорога», а теперь рассмотрим «Зимнюю дорогу» С.Б.Пюрбю.
Отрывок из творчества С.Б.Пюрбю:
С. Пюрбю родился в семье арата-охотника, скотовода Адыг-Тюлюша Баккыстая (07.09.1913, мест. Одуруг-Аксы Эъжимского сумона Бейси хошуна Танну-Тувы (ныне с. Эъжим Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва).
В 1921 г. в буддийском хурээ-монастыре знакомится с тибетской письменностью, в аале родственника состоятельного чиновника Кыргыса Чамзы-Мээрена, обучился монгольской грамоте, бывшей в то время языком официально-делового общения.
После окончания начальной школы в г. Кызыле продолжил учебу в Ленинграде на рабфаке Института народов Севера (1928 г.), затем на педагогическом отделении на курсах нацменьшинств Советского Востока при пединституте им. Герцена.
С 1932 г. работал в министерстве культуры Тувинской Народной Республики, Тувгизе, аппарате ЦК ТНРП, председателем комитета по делам искусств при Совмине ТНР, Союза писателей ТНР; после вхождения ТНР в состав СССР (1944) директором Шагонарской средней школы, методистом и переводчиком учебников, в последующие годы директором Дома народного творчества, заведующим литературной частью Тувинского музыкально-драматического театра.
1948-1954 гг., будучи жертвой сталинских репрессий, провел в местах лишения свободы. Полностью реабилитирован в 1994 г., посмертно.
Стоявший у истоков новой тувинской поэзии (1930) С. Пюрбю еще при жизни признан тувинским читателем как народный поэт. Политические, экономические, эстетические изменения, происходившие после победы Тувинского национально-освободительного движения (1921) наиболее полно отразились в стихотворениях «Дорогой товарищ – женщина», «Моя Родина», «Песня счастья», и в поэмах «Чечек», «Время», в драме «Красный поток», в рассказах «Красный флаг», «Повести об Эргепее».
Стихотворения «Песня утра», «В дороге», «Письмо издалека», «Ответ», «Монгун-Тайга», «Вечер» молодому поэту принесли известность еще в период Тувинской Народной Республики.
Пюрбю один из первых профессиональных поэтов молодой тувинской литературы, предложивший в 1940-50 гг. жанры мировой литературы, ранее незнакомые тувинскому читателю. Опираясь на эстетические традиции устного народного творчества и русской классической литературы, он написал первую тувинскую поэму «Чечек» (1939) и балладу «Красный обоз» (1942).
По историко-литературной и эстетической значимости, по масштабу и широте лирика занимает ведущее место в его творчестве. Чистотой и предельной эмоциональной наполненностью веет от его любовной лирики, оттенки настроений разнообразны, они выражаются и во встрече влюбленных в степи («Дорога»), и в тихой грусти в разлуке с любимой («Сентябрь-май»), и в волнующем воспоминании («Несказанная любовь», «Знакомство»). Очарование первой встречи, сокровенные помыслы, признание в любви сливаются в одну прекрасную мелодию воспевания образа любимой женщины.
Проза С. Пюрбю («Рассказы о Кудереке», «Старик Дамдынай», «Баллада о пастухе», «Повесть об Эргепее») также отличается лиричностью, умением тонко передать душевный мир тувинца, взглянуть на него изнутри.
В драматургии, в пьесах «Соседи», «Счастливая путаница», «Испытание», «Любовью надо дорожить», «Красный поток», написанной в соавторстве с В. Ш. Кок-оолом, драме «Дружба» Пюрбю обращается к историческому прошлому и проблемам современности, некоторые из этих пьес неоднократно ставились на сцене Тувинского музыкально--драматического театра.
Благодаря переводам С. Пюрбю тувинский читатель познакомился на родном языке с такими шедеврами мировой классики, как «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Хаджи Мурат» Л. Толстого, «Дело Артамоновых» М. Горького, «Поднятая целина» М. Шолохова и др.
Первой литературоведческой работой, созданной тувинским автором, была книга С. Пюрбю «В помощь молодым писателям» (1939), в которой он обращается к идейно-художественному значению фольклора, к теории стиха и драмы, объясняя такие литературоведческие понятия, как рифма, размер, ритм, конфликт, время и место действия и др.
Умер в 1975 г., похоронен в г. Кызыле.
Чтение стихотворения «Зимняя дорога» С.Б.Пюрбю:
Стучат проворные копыта,
Звенят полозья подо мной.
Дохою снежною покрыты
Холмы и степь Тувы родной.
Казалось, всё зима сковала.
Не пробудить вовек земли.
Но вдруг, как эхо по увалам,
Запела девушка вдали.
Стучат проворные копыта,
Звенят полозья подо мной.
Был вызовом зиме сердитой
Напев тувинки молодой.
Словарная работа
Проворные копыта – быстрые, ловкие, расторопные.
Полозья – узкая скользящая полоса. (полозья саней)
Доха – шуба на меху и с верхом из снега.
Сковала – соединить, скрепить ковкой.
Увал- узкая и удлиненная возвышенность с пологими склонами и плоской вершиной.
Выразительное чтение некоторых учащихся.
Понимание детьми двух подходов в описании природы. Поиск общих рисунков.
В чем сходство в двух стихотворениях?
У Пушкина У Пюрбю
Сквозь волнистые туманы Дохою снежною покрыты
Пробирается луна. Холмы и степь Тувы родной.
Что-то слышится родное Но вдруг, как эхо по увалам,
В долгих песнях ямщика: Запела девушка вдали.
То разгулье удалое,
То сердечная тоска. .
Песня ямщика… Запела девушка…
Только версты полосаты Был вызовом зиме сердитой
Попадаются одне… Напев тувинки молодой.
Вывод:
Есть общая красота зимней природы у этих двух великих поэтов. А самое главное: общая любовь к природе, в стремлении, чтобы люди тоже могли передать эту любовь к зимней природе детям.
Разработка проекта:
Аналитики, испытатели разрабатывают проект. Иллюстраторы готовят эскизы. И все готовят дидактический материал.
Когда группы работают, остальные расшифровывают анаграммы.
VI. Подведение итогов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ