Обучение школьников интерпретации драмы с использованием компьютерных технологий (на примере пьесы А. Н. Островского«Гроза»)
Обучение школьников интерпретации драмы с использованием компьютерных технологий (на примере пьесы А. Н. Островского
«Гроза»)
С именем А. Н. Островского связана целая эпоха в истории русской драматургии и театра. Почти полсотни пьес, им созданные, – это богатая, яркая, подвижная драматургическая система, которую составляют искрометные комедии, социально-психологические драмы, исторические хроники, сказка.
Одно из центральных произведений А. Н. Островского – драма «Гроза» (1859). Сразу же после первой постановки на сцене пьеса вызвала множество противоречивых суждений в критике. Спектр суждений и оценок простирался от непонимания и отрицания до признания пьесы одним из шедевров русской драматургии. В образе главной героини – Катерины – видели проявление то бунтарского начала, то истинно христианского мироощущения. Так, в период общественного оживления Н. А. Добролюбов увидел в «Грозе» подтверждение своим надеждам: «Конец этот кажется нам отрадным ... в нем дан страшный вызов самодурной силе» [Добролюбов, 1986: 337]. В образе Катерины критик увидел протест против кабановских понятий о нравственности, «протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина» [Добролюбов, 1986: 337]. Наоборот, Ап. Григорьев обратил внимание прежде всего на нравственное значение творчества драматурга, отмечая у него «коренное русское миросозерцание, здоровое и спокойное» [Григорьев, 1986: 61]. Он назвал А. Н. Островского народным поэтом, утверждая, что «истинное искусство было и будет всегда народное, демократическое, в философском смысле этого слова» [Григорьев, 1986: 61]. В свою очередь И. А. Гончаров отметил типичность характеров, поэтическую образность произведения. Писавший в русле славянофильских взглядов Е. Н. Эдельсон подчеркнул такое качество автора, как интерес к человеческой личности в ее разных проявлениях, благодушное, гуманное к ней отношение. Чрезвычайно высоко оценил пьесу А. Н. Островского и Б. Н. Алмазов. Названным критикам импонировало стремление драматурга показать светлые, нравственные качества русского народа.
В XX столетии началось научное осмысление и интенсивное изучение творческого наследия драматурга, в том числе и пьесы «Гроза». Из первых крупных работ выделяются книга Б. В. Варнеке «Заметки об Островском», исследование Н. П. Кашина «Этюды об Островском». Среди исследователей необходимо назвать А. И. Ревякина, Л. М. Лотмана, А. Л. Штейна, В. Я. Лакшина, С. К. Шамбинаго, М. П. Лобанова, А. И. Журавлеву.
Например, работа А. И. Ревякина [Ревякин, 1962] сильна фактографической стороной, автор подробно исследует документы, архивные материалы, соотносит творчество драматурга с обстоятельствами его жизни. Пристальное внимание исследователь уделяет художественному своеобразию и режиссерским интерпретациям «Грозы» на сцене русского театра. Сюжетный конфликт «Грозы», по мнению А. И. Ревякина воплощая личную трагедию Катерины, глубочайшим образом отразил самые существенные противоречия того времени, прежде всего – конфликт между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, и новыми стремлениями к равноправию в обществе.
Серьезным фундаментальным исследованием «Грозы» А. Н. Островского является монография А. Н. Анастасьева [Анастасьев, 1975], в которой литературовед предпринимает попытку по-новому раскрыть природу конфликта в одном из самых сложных и глубоких произведений автора. Ответы на поставленные вопросы исследователь ищет исключительно в режиссерских указаниях драматурга к пьесе, из которых становится очевидным тот факт, что основной конфликт – конфликт внутренний, нравственно-психологический, но, как и любой другой, немыслимый без определенных социально-исторических условий.
Особый интерес с методической точки зрения представляет работа А. И. Журавлевой и В. Н. Некрасова «Театр А. Н. Островского» [Журавлева, 1986], в которой представлены возможности различных сценических прочтений «Грозы». Кроме того, регулярно на страницах журнала «Литература в школе», в газете «Литература» (приложении к газете «Первое сентября») публикуются методические материалы, в которых детально анализируется эффективность использования тех или иных способов и приемов изучения пьесы А. Н. Островского «Гроза» с учетом родовидовой специфики произведения.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что большое значение при изучении драматургии приобретает принцип наглядности; это обусловлено своеобразием драмы как особого рода литературы.
В настоящее время более детально и глубоко осваивать учебный материал по драме позволяет использование компьютерных технологий на уроках литературы. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием учащихся в процессе урока. Показанные на уроке посредством мультимедийного оборудования эпизоды из спектаклей по изучаемому произведению (в том числе и по «Грозе» А. Н. Островского), отдельные слайды мультимедийной презентации как один из способов реализации принципа наглядности позволит сценической истории пьесы естественно войти в уроки литературы не только в словесном пересказе зрителей, в критических мнениях театроведов, но впрямую, как реальное театральное действие. Благодаря этому учащиеся будут способны реально оценить игру актеров, соотнести их с режиссерским замыслом спектакля и оценить его справедливость с точки зрения позиции драматурга.
Кроме того, использование компьютерных технологий поможет учащимся лучше понять характер главной героини, суть конфликта посредством обращения к богатой театральной истории произведения, поскольку каждый из режиссеров-постановщиков пьесы на сцене руководился мнением того или иного критика. Простое же «озвучивание» учителем-словесником точек зрения критиков и литературоведов по обозначенным вопросам представляется менее эффективным, опять же исходя из своеобразия драмы как рода литературы. Нельзя забывать о том, что драма как один из литературных родов принадлежит одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия с членением на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поступках героев, их диалогах и монологах, жестах и мимике, а текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен).
Знакомство учащихся с многочисленными мнениями критиков прошлого и настоящего по поводу «Грозы» А. Н. Островского не только способствует более глубокому осмыслению текста пьесы, но значительно расширяет кругозор современного школьника, формирует четкую позицию по отношению к «коренным» вопросам русской истории и «вечным» философским проблемам. Используя монографию А. И. Ревякина «"Гроза" А. Н. Островского» [Ревякин, 1962], а также материалы книги «А. Н. Островский в портретах и иллюстрациях» (изданную под редакцией А. И. Ревякина) [Ревякин, 1949], учитель может подготовить мультимедийную презентацию, слайды которой будут посвящены различным режиссерским интерпретациям пьесы с опорой на выше рассмотренные мнения критиков и литературоведов по поводу произведения.
Так, первая постановка пьесы на сцене Московского Малого театра проходила под чутким руководством драматурга, что отразилось на выборе актеров и специфике их игры. Искренность, простота чувств, заразительность слез были характерны для первой исполнительницы роли Катерины – Л. П. Косицкой-Никулиной. Похожим образом была исполнена роль Катерины и Ф. А. Снетковой («Богородицей в окладе», как ее называли) на сцене Александринского театра, так же под руководством А. Н. Островского. Наоборот, иной образ был создан А. Коонен (режиссер А. Я. Таиров), которая в духе взглядов Ап. Григорьева, решила лишить пьесу конкретно-исторической типичности и представить ее как национально-народную трагедию. Вульгарно-социологическая трактовка произведения с опорой на добролюбовскую концепцию «Грозы» предложил режиссер Е. Карпов на сцене Ленинградского театра в 1923 году. Как исключительно социальную трагедию представил «Грозу» и Театр им. В. Маяковского (1953), поэтому актриса Е. Н. Козырева в роли Катерины не смогла воспроизвести всей многоцветности данного образа.
Данные интерпретации, представленные в виде слайдов мультимедийной презентации, вполне могут стать важным звеном урока по изучению идейно-художественного своеобразия «Грозы» А. Н. Островского на уроках литературы. При этом сама презентация может быть подготовлена как учителем-словесником, так и самими учащимися в рамках самостоятельной работы эвристического характера. При этом учитель может сопроводить просмотр презентации вопросами и заданиями аналитического и творческого характера, например: «Чья интерпретация образа Катерины вам кажется наиболее верной и правдивой с художественной точки зрения? Почему?»; «Чья интерпретация вам ближе? Чем бы вы дополнили образ Катерины, представленный актрисой…?» и т.д. Данные вопросы также могут быть оформлены в виде слайдов учебной мультимедийной презентации, что повысит легкость работы с ними.
Необходимо отметить интересную интерпретацию «Грозы» и на телеэкране. Наиболее удачным образом кинофильма «Гроза» по пьесе А. Н. Островского является образ Катерины, созданный А. К. Тарасовой. Фрагменты фильма могут быть показаны с помощью компьютерных технологий на уроке при изучении произведения в качестве иллюстраций к прочитанному. Их задача – облегчить анализ текста, сделать его более «зримым», «живым», понятным для учащихся.
Итак, использование компьютерных технологий в рамках обучения школьников интерпретации драмы – весьма перспективно. Знакомясь с различными режиссерскими интерпретациями драматического произведения, сценической историей отдельных образов, учащиеся не только «зримее» воспринимают текст пьесы, но и «погружаются» в ту историко-культурную ситуацию, в которую она и была создана. Возможность осмыслить идею драматурга с разных точек зрения его современников и не только, стать соавтором пьесы способствует более полному раскрытию ее идейной глубины, усвоением учащимися той системы ценностей, которую провозглашал автор.
Список использованных источников
А. Н. Островский в портретах и иллюстрациях: пособие для учителей / под ред. А. И. Ревякина. – М.: Учпедгиз, 1949. – 156 с.
Анастасьев, А. Н. «Гроза» Островского / А. Н. Анастасьев. – М. : Худ. лит., 1975. – 104 с.
Григорьев, А. А. Искусство и нравственность / А. А. Григорьев. – М. : Худ. лит., 1986. – 420 с.
Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений : в 3-х т. / Н. А. Добролюбов. – М. : Худ. лит., 1986. – Т. 3. – С. 333-358.
Журавлева, А. И. Театр А. Н. Островского : книга для учителя / А. И. Журавлева, В. Н. Некрасов. – М. : Просвещение, 1986. – 208 с.
Ревякин, А. И. «Гроза» А. Н. Островского : пособие для учителей / А. И. Ревякин. – М. : Учпедгиз, 1962. – 336 с.
Русская трагедия : пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. – СПб. : Азбука-классика, 2002. – 480 с.
Савельева, Г. С. «А как же вы в афишке пропустили грозу, ведь она тоже действующее лицо» : смысл названия пьесы Островского «Гроза» / Г. С. Савельева // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). – 2005. – № 4. – С. 5-7.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ