План – конспект урока «Фольклор в сказке В.И. Даля «Война грибов с ягодами»

План – конспект урока

Учитель: Петрушенко Елена Сергеевна, МБОУ «НОШ №39»

Предмет и УМК: литературное чтение, школа 2100

Тема учебного занятия: «Фольклор в сказке В.И. Даля «Война грибов с ягодами»

Место урока в теме: первый

Тип урока: открытие новых знаний

Цели и ожидаемый результаты.

1.Цели.

1.1 Познакомить учащихся с этапами жизни и творчества В.И. Даля

1.2 Провести наблюдения над языком сказки

2.Результаты.

2.1 Предметные:

Знать

- что такое обработка народной сказки писателем

2.2 Метапредметные:

Уметь

- организовывать учебное сотрудничество;

- самостоятельно определять цели своего обучения

- работать с различными источниками информации

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.3 Личностные:

Развивать

- познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение русского фольклора

- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

- элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.


Задачи урока:

- познакомить учащихся с этапами жизни и творчества В.И. Даля

- развивать умение видеть средства выразительности нашего языка





Оборудование к уроку:

мультимедийная доска












Этапы урока; задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация изученного материала



















Работа с текстом до чтения









































































































Целеполагание.

Ставим цель, формулируем учебные задачи.

























Работа с текстом сказки во время чтения





















Физминутка



























Удержание цели на уроке.























































































































































































































































































































Рефлексия.





















Выбор домашнего задания


C каким разделом работаем?



Где в учебнике можем точно прочитать его название и содержание?



Откройте содержание учебника



Что еще может подсказать содержание учебника?



Какие сказки прочитали?





Какие это сказки?



Что такое литературная сказка на народный сюжет?









Как народная сказка становится литературной?

Попробуйте выстроить цепочку от народной сказки к литературной.



Сегодня мы познакомимся еще с одной литературной сказкой.

Найдите в содержании учебника название сказки и автора.



Можем предварительно определить тему урока?



На какой странице учебника мы найдем эту сказку?



В каком веке В.И. Даль жил, сколько лет прожил?

Что вы знаете об этом известном человеке?



Прочитайте название сказки.



Как вы понимаете что такое обработка сказок?









Значит, В. Даль занимался не только сочинением, но и обработкой сказок.

Хотите узнать о его жизни и деятельности подробнее?



Познакомимся с жизнью В.И. Даля на стр.48 в тетради по чтению.



Что интересного вы узнали о

В.И. Дале?





Что же стало главным делом его жизни?





Что же могло привлечь В. Даля в народных сказках?







Как называется одним словом собрание живых великорусских слов?





Используя это слово и фамилию писателя, уточним тему урока.







Какую цель поставим?





Что будем искать при чтении сказки?











Найдя все эти средства выразительности языка мы решим поставленные задачи и достигнем цели урока.



На доске – план работы (учебные задачи).





Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал В. Даль фольклор в своей сказке.А в конце урока я думаю мы сможем ответить на вопрос-Почему так бережно обращался В.И.Даль с родным языком в ходе обработки сказки?



Прочитайте еще раз название сказки, рассмотрите иллюстрацию.



Какие вопросы у вас возникли?





Чтобы ответить на них необходимо прочитать сказку.



Чем оказалось богато лето?



Что задумал гриб – боровик?



Какие грибы он призвал на помощь?



Кто откликнулся на призыв гриба – боровика?



Кто еще посетил лес?



Так успела начаться война?



Ну и чем она закончилась?





Вспомним тему и цель урока.









Что мы должны найти в тексте?















Ребята посмотрите на это объемное задание, как нам его выполнить в короткий промежуток времени?







Задание.

1.Найдите в тексте устойчивые сочетания слов характерные для простонародного языка.

2.Найдите просторечные слова.

3.Какие необычные сравнения – определения даются персонажам.

4.Найдите рифму в прозе.

5.Найдите пословицу к сказке.

6.Поработайте со словарем В. Даля и уточните значение слов.

Поставьте прогностическую оценку перед выполнением работы, а после выполненной работы капитан оценит вас и поставит каждому отметку. Я буду наблюдать за вашей работой и могу не согласиться с отметкой капитана, если это потребуется.



Работа в четверках и оценка работы капитанами.

Проверка работы групп.



1.Проверим какие вы нашли сочетания слов характерные для простонародного языка.





Оценка капитаном работы своей группы (смайлик).

Выставление отметок за работу капитаном.

Вернемся к плану работы на доске.

Нашли мы с вами сочетания слов характерные для простонародного языка?



2.Проверим, какие вы нашли просторечные слова.

Оценка капитаном работы своей группы.

Выставление отметок за работу.

Вернемся к плану работы на доске.

Нашли мы с вами просторечные слова?



3. Проверим какие необычные сравнения – определения даются персонажам.



Какой прием использует автор?



Оценка капитаном работы своей группы.

Выставление отметок за работу.



Вернемся к плану работы на доске.

Нашли мы с вами необычные сравнения?





4.Какие спрятавшиеся рифмы, вы нашли?





Почему речь простых людей так оживлялась рифмой?



Оценка капитаном работы своей группы.

Выставление отметок за работу.



Вернемся к плану работы на доске.

Нашли мы с вами рифмы в сказке?







5.Какую пословицу вы подобрали к сказке?









Оценка капитаном работы своей группы.

Выставление отметок за работу.



Вернемся к плану работы на доске.



Подобрали мы с вами пословицу?



6.Как вы объяснили лексическое значение слов?











Почему эти слова стоят парами?







Оценка капитаном работы своей группы.

Выставление отметок за работу.



Вернемся к плану работы на доске.



Сумели ли вы поработать со словарем В. Даля?



Достигли ли мы с вами цели урока?







Давайте вспомним вопрос, на который мы с вами должны были дать ответ.







Дайте ответ на этот вопрос.









Р.т.стр.49- №4 или прочесть другую сказку В. Даля и понаблюдать за языком сказки.

19век. Путешествие продолжается…





Содержание учебника



Ученики открывают с.224 учебника



Что прошли, что будем изучать.



«Сказка о царе Салтане…», «Спящая царевна»



Литературные, авторские.



Это новая самостоятельная сказка, она может иметь более сложный сюжет, большее количество героев, больше детализации. В ней чувствуется стиль автора, его идеи.







Народ сочинил – автор записал и обработал – стала литературная.







В. И. Даль (слайд № 1) «Война грибов с ягодами»



Знакомство с новой литературной сказкой Даля



Стр.162



В.И. Даль жил в 19 веке и прожил 72 года.



Предполагаемые ответы



«Война грибов с ягодами»





Обработка сказки - это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки, сохраняется сюжет, герои, язык, идея.









Да, хотим.





Самостоятельное чтение.





Офицер флота, военврач, сочинял стихи, писал повести, сказки, пословицы, собирал слова для толкового словаря.



Создание словаря «Живого великорусского языка»





Просторечные слова и словосочетания, рифмы, меткие образные выражения, пословицы, поговорки, прибаутки.





Фольклор.







В.И. Даль и фольклор.







Найти фольклор в сказке «Война грибов и ягод»





-просторечные слова

-устойчивые словосочетания

-рифмы

-пословицы

-слова-определения

-лексическое значение слов









































Почему началась война между грибами и ягодами?









Ягодами и грибами.



Вести войну против ягод.





Волнушки, сморчки, опенки.





Грузди с подгруздками.



Тетка Варвара.



Нет.



Грибы срезала тетка Варвара.





В.И. Даль и фольклор

Найти фольклор в сказке «Война грибов и ягод»





-просторечные слова

-устойчивые словосочетания

-рифмы

-пословицы

-слова-определения

-лексическое значение слов









Разделиться на группы (четверки)









Капитаны читают задания и уточняют его по необходимости.

















































Под дубочком сидючи, на грибы глядючи…(слайд №2)

















Да, нашли.





Вишь, прет…(слайд №3)













Да, нашли.







Волнушки – старушки ….(слайд4)



Олицетворение.















Да, нашли.







Варвара – широкие карманы…(слайд №5)





Это помогало в обыденной работе













Да, нашли.









Не рой другому яму, сам в неё попадешь (слайд №6)



















Да, подобрали.





Кадушки – бочонки =обручная посуда.

Бурачки – кузовки=корзинки (слайд №7)





Они не случайно стоят парами, каждая пара обозначает одно и тоже. Это синонимы.

















Да, сумели.





План выполнен, цель достигнута.







Почему так бережно обращался

В. Даль с родным языком в ходе обработки сказки?



Чтобы сохранить меткое русское слово.










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ