План –конспект урока литературного чтения 3 класс Тема: «Образ няни в лирике Пушкина»
Грабарь Наталья Терентьевна
МБОУ «СОШ №1» г. Барнаул
Учитель начальных классов
План –конспект урока литературного чтения
3 класс
Тема: « Образ няни в лирике Пушкина»
Разработала учитель начальных классов
Грабарь Наталья Терентьевна
2013г
Тема: « Образ няни в лирике Пушкина»
Цель: Обеспечить условия для формирования умений анализировать лирическое произведение; определять изобразительно- выразительные средства; учитывать образ переживания лирического героя.
Оборудование: учебник, выставка книг по произведениям А.С. Пушкина, проектор, компьютер, презентация.
План.
Организация начала урока
Речевая разминка
Подготовка к восприятию
Первичное чтение
Проверка первичного чтения
Вторичное чтение, анализ
Обобщающая беседа
Рефлексия
Итог урока
Домашнее задание
Этапы
Содержание
Примечание
1.Организация начала урока
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихонько сидим.
Слайд (заставка)
2.Речевая разминка
Урок мы начнём с речевой разминки. Ребята , встаньте из-за парт. Представьте, что вам на день рождения подарили красивый большой мяч, но в нём есть одна неполадочка, маленькая дырочка и его нельзя бить об пол. Но мы с ним будем играть! Итак разводя руки в стороны набираем полные лёгкие воздуха ( делаем большой вдох) и при выдохе произносим «ш-ш-ш-ш» и руками как бы сдавливаем мяч.
показ как надо делать
3.Подготовка к восприятию
а) работа с портретом
б) биография
Сейчас я вам буду зачитывать отрывки из сказок, а вы называйте мне название этой сказки и автора…
Мимо острова Буяна
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
(А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
2) Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто
Ещё пуще старуха бранится:
« Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто…»
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Посмотрим , какова у тебя сила
Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подними-ка ты
Да неси её пол версты;
Снесёшь кобылу, оброк уж твой;
Не снесёшь кобылу, ан будет мой.
(А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) День за днём идет, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу не скучно ей
У семи богатырей
(А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
5) Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность где видна
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся
К той сторонке обернётся
И кричит «Кри-ку-ку. Царствуй лёжа на боку!»
(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
Обратите внимание на доску.Кто изображён на портрете? (А.С. Пушкин) Конечно и все сказки , которые мы с вами отгадывали написаны тоже им!
А по каким признакам вы узнали , что это А.С. Пушкин?
Что вы знаете о биографии А.С. Пушкина?
А.С. Пушкин родился 1799 году в Москве. Его отец Сергей Львович происходил из старинного дворянского рода. Мать Надежда Осиповна была внучкой русского генерала. Страсть к поэзии появилась у Пушкина с детства. В 8 лет он уже сочинял стихи , в детские годы познакомился с зарубежной и русской литературой. Другим источником духовного развития стали рассказы бабушки о старине. И сказки няни Пушкина.
А как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)
Кто такая няня?
У всех ли у вас есть няня?
Как вы думаете почему этот человек был в жизни А.С. Пушкина?
Почему она была?
Кем она могла быть?
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Ответ детей
Слайд
Слайд
4. Первичное чтение
Как относится А.С Пушкин к этому человеку мы можем понаблюдать через стихотворение «НЯНЕ»
Внимательно прослушайте стихотворение.
Чтение стихотворения
5. Проверка первичного чтения
Что понравилось в этом стихотворении?
Что не понравилось?
Может вы запомнили слова, выражения понравившиеся вам?
Значение каких слов вам не понятно?
Словарная работа
6. Вторичное чтение, анализ
Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите слова доказывающие вашу точку зрения.
Что ещё вы узнали о взаимоотношениях простой женщины и великого русского поэта?
Проанализируем стихотворение по частям:
Прочитаем первые две строчки
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Как называет Пушкин няню? (Подруга)
Кто такая подруга, не просто подруга, а подруга дней моих суровых? (тяжёлая жизнь Пушкина (суровых))
В жизни Пушкина много трагических испытаний и Арина Родионовна всегда поддерживала его. Более близких людей чем она у Пушкина не было.
-Голубка- кого так называют?
-Дряхлая старушка- сколько ей могло быть лет?
В этих словах любовь, забота, ласка.
Прочитаем 3-4 строчки.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Что вы увидели в этом отрывке? (Домик ,лес)
Что бы вы нарисовали здесь? (Ожидание)
Как она ждёт? (У окна прядёт)
Она действительно всегда ждала его и Пушкин это знал, он знает о любви этого человека.
- Какие поэтические средства использует автор (повтор давным-давно)
Они не видели давно друг-друга!
- Почему они не виделись долго?
Зачитаем следующие четыре строчки.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь буд-то на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках
- Что можно добавить к образу няни?
- Что такое СВЕТЛИЦА, откройте свои словарики и посмотрите значение этого слова.
Как понимаете выражение «Горюешь, словно на часах»? От какого слова произошло слово горюешь? (горе-горюешь, сидишь, как часовой)
- Какое чувство передано в этом фрагменте? (Тоска, одиночество)
К кому относится эта тоска и одиночество?
Почему используются такие тяжёлые слова? ( Чувствует вину перед няней, она страдает и скучает)
Прочитайте последние строчки.
-Как вы понимаете эти слова? (Няня заботится и предчувствует)
-О чём тоскует няня?
-Что предчувствует? (Будет неприятность ,заботы)
- О чём она может заботится? (Что с Пушкиным, как его дела)
Как понимаете выражение ТЕСНЯТ ГРУДЬ7
-Что обозначает многоточие в конце?
Слайд
7.Обобщающая беседа
Умер А.С. Пушкин в 1837гю А стихотворение «Няне» написано в 1826г. Т.е. за одиннадцать лет до смерти.
- А знаете ли вы , как умер известный русский поэт? (дуэль с Дантесом)
- Следующее стихотворение которое вошло в главу учебника «Зимний вечер»
Я прочитаю вам его , а вы внимательно послушайте.
- О чём это стихотворение?
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, что видите?
(Буря, метель, ненастье)
Какие краски? (тёмные)
Почему7
-Какое чувство передаётся в этом стихотворении?
Чем похожи эти стихотворения и похожи ли вообще, вы узнаете на следующем уроке.
8. Рефлексия
-Что вы узнали на уроке?
-За что вы похвалили бы себя?
-Что у вас особенно получилось?
9. Итог урока
Какое произведение мы читали на уроке?
Кто его автор?
10. Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ