Урок по литературному чтению "Развитие беглости чтения в начальных классах"

Ф.И.О.: Прорешкина Ольга Николаевна

Место работы: Сызранский филиал ГБС(К)ОУ

школа-интернат №2 г.о. Жигулёвск

Должность: учитель начальных классов

Развитие беглости чтения в начальных классах.

Актуальна ли эта цель? Чрезвычайно! В нашем современном мире народы отстаивают свое право на свободный созидательный труд и спокойную счастливую жизнь. Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям — дело первостепенной важности. В этом деле не обойтись без книжек, без искусства слова. Настоящая литература прежде всего учит любить людей. Книги, по выражению А М. Горького, возвышают душу, учат доброму, а в трудные минуты дают силы, чтобы не пасть духом, выстоять, победить (эта работа сейчас усложнилась тотальным засильем компьютера). Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладел умением читать, так как образовательно-воспитательный эффект — чтение книг — всегда прямо пропорционален результатам читательской обученности, желанию и умению читателя взять из книги все, что она может дать.

Система обучения младших школьников предусматривает три категории уроков: уроки обучения грамоте, уроки классного чтения и уроки внеклассного чтения. На практике все три категории глубинно, существенно связаны и подчинены единой цели. На каждом уроке чтения, но в разных пропорциях, должна быть организована учебная деятельность.

И вот, когда набираешь детей в I класс, всегда думаешь: с чего начать?

В период обучения грамоте можно встретить две крайности в работе. В классах, где много читающих, детей, на уроках обычно используется обилие дополнительного материала, и обучение проходит в оптимальном темпе. Для ребенка, не умеющего читать, это создает избыток информации, с которой он не в состоянии справиться. Как правило, от этого ослабевает внимание, он не успевает осмыслить и закрепить новое. Нередко такие дети в период обучения грамоте теряют веру в свои силы. И наоборот. Учитель ориентируется только на нечитающих детей. Читающие дети утомляются, им скучно слушать однообразное слоговое чтение. Впоследствии недостаточность умственной нагрузки оказывает влияние на развитие этих детей. Развитие начинает тормозиться, возникает ограниченность мышления. Поэтому не удивительно, что показатели развития навыков чтения у детей, не умевших читать до школы, иногда бывает выше, чем у читающих детей. В результате анализа к началу обучения в классе складываются три группы учащихся, чтение которых будет иметь свои особенности развития и свои задачи. Учитывая в классах наличие этих групп детей и зная особенности развития навыков чтения в каждой из них, учитель может успешно управлять процессом обучения всех учащихся, а дополнительные материалы подбирать не случайно, а в соответствии с задачами каждой группы.

Дети, составляющие первую группу, не умеют читать. Они знают буквы, могут даже «прочитать» несколько хорошо знакомых слов, но не владеют принципом слогового чтения, не могут выделить звуки в слове, установить их последовательность. Для обучения этих детей первоначальному чтению необходимо развивать у них следующие умения: разлагать речь на составляющие ее элементы, устанавливать последовательность звуков в слове, обозначать звуки буквами, читать слог с ориентировкой на гласную слога. В результате такого обучения дети овладевают слоговым чтением в темпе не менее 20 слов в минуту. Обучение проводится в соответствии с программой, а дополнительно привлекаемый материал обеспечивает, с одной стороны, разнообразие читаемых на уроке слов и слогов, которые легче формируют полученный навык слогового чтения, с другой — повторяемость прочитанных слов и слогов способствует быстрому закреплению навыков чтения. Здесь же надо обратить внимание на осознанность чтения. Первым условием осознания значения прочитанного слова является его произнесение, так как в опыте ребенка значение слова связано только со звуковым его образом. В этот период большое значение имеет чтение дома вслух. Помогают логические упражнения, игры по составлению слов из слогов, образование новых слов: назвать сказку и остальных героев — волка, лису, колобок, муху, комара, лягушку, мышку, внучку, Жучку.

Для самых слабых при переходе к чтению целыми словами можно предложить рекомендации:

  1. над каждым словом ставить знак ударения;

  2. во время произнесения одного слога, стараться увидеть следующий; произносить слоги слитно.

Для детей второй группы задача иная, чем у первой. Они должны перейти к чтению целыми словами. Осуществление этой цели реально, если учитель дает детям специальные задания для самостоятельной работы и контролирует процесс формирования этого навыка. Отсутствие руководства чтением детей со стороны учителя, а также наличие ежедневных тренировок только в слоговом чтении буквенных страниц приводит к автоматизации навыка слогового чтения, что затрудняет переход к чтению целыми словами. В букварный период сдерживать развитие навыка чтения целыми словами нельзя. Существует мнение, что быстрый переход к чтению целыми словами ведет к увеличению количества ошибок. Это не так. Если ребенок понимает прочитанное и контекст, то это стремление нужно поддерживать. При переходе к чтению целыми словами у детей начинает формироваться графический образ слова. В букварный период при чтении текстов необходимо вводить упражнения, развивающие точность восприятия. Этому помогут такие упражнения, как чтение слов, отличающихся одной буквой, слов, в написании которых имеются все одинаковые буквы или несколько одинаковых букв (кустстук), слов, имеющих одинаковые окончания или приставки (красный, красное). Эти упражнения помогут детям перейти к правильному чтению целыми словами, при котором восприятие слов будет не только целостным, но и дифференцированным. Чтение целыми словами для учащихся, читавших лишь по слогам, приведет к качественным изменениям и в понимании, так как слова перестают быть для них изолированной единицей, а выступают уже как часть фразы, что облегчает понимание контекста.

Учащиеся третьей группы могут прочитать большую часть слов текста целыми словами, но их чтение характеризуется медленным темпом, наличием больших пауз между чтением каждого слова. Значит, основной задачей на этом этапе является совершенствование навыков чтения целыми словами с постепенной его автоматизацией, введение чтения про себя и выразительность чтения. Важным условием автоматизации навыка является переключение внимания ребенка с процесса чтения на осмысление. Дополнительно следует подбирать такие упражнения, которые давали бы детям возможность решать маленькую умственную задачу, связанную с содержанием текста (деформированные тексты, незаконченные рассказы, загадки, задания. «Прочитай и отгадай название сказки»:

Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!).

Упражнения, развивающие «поле» чтения, такие же, как у второй группы (добавляется подборка синонимов, сочетание слов: весна-красна, заяц-беляк). Чтение про себя надо вводить постепенно, так как при молчаливом чтении понимание содержания усваивается хуже. Урок получается хороший и продуктивный, если первая половина урока проводится со всем классом, а во второй половине происходит дифференциация. Плотность урока увеличивается, если доска служит открытой книгой и все дети читают по мере сил всему классу. Это придает уверенность. Одновременно с развитием техники чтения необходимо работать методично, спокойно, ненавязчиво над выразительностью чтения.

Первой ступенью подготовки выразительного чтения являются понимание фактического содержания текста и правильная техника чтения (соблюдение пауз, знаков препинания).

Вторая ступень — осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.

Третья ступень — словесное рисование картины.

Четвертая ступень — определение тех чувств, которые дети должны передать при чтении слушателям.

Обучение выразительному чтению необходимо проводить на более яркой части произведения, после многократного разнообразного чтения. Здесь помогут аудиозаписи, магнитофоны, компьютер. Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение. Этому помогут и уроки внеклассного чтения
Одним из главных звеньев в обучении детей беглому и выразительному чтению, привитию детям любви к книге являются уроки внеклассного чтения. Цель этих уроков — обеспечить руководство самостоятельным чтением учащихся доступной по содержанию разнообразной литературы. В ходе внеклассного чтения у учащихся формируются целесообразные читательские интересы, желание постоянно обращаться к книгам, знания, умения и навыки, позволяющие детям действовать при выборе и чтении нужных книг самостоятельно и квалифицированно.

В I классе работа с книгой является подготовкой к самостоятельному чтению. Цель этой работы состоит в том, чтобы систематизировать имеющийся у детей запас знаний и жизненных наблюдений, помочь им накопить опыт, своевременно подготовить сознание и чувство детей к самостоятельному выбору и чтению небольших произведений.

В I классе работа делится на два этапа. Первый этап — подготовительный (первое полугодие), второй этап — начальный (второе полугодие).

Требования:

  1. дети должны на слух воспринимать рассказ, загадку, стихотворение. Запомнить несколько произведений и их авторов, рисовать словесные картины; оценивать и мотивировать свое отношение к прочитанному. Знакомство детей с основными правилами гигиены чтения (как обращаться с книгой);

  2. дети должны под наблюдением учителя самостоятельно читать небольшие художественные произведения, знать фамилии детских писателей, различать основные элементы книги.

Организация качественного урока внеклассного чтения невозможна без детских книг (классная библиотека, подвижные комплекты книг из школьной библиотеки).

В первом полугодии уроки внеклассного чтения совмещаю с уроками обучения грамоте один раз в неделю. Структура таких занятий:

1) вступительная беседа к чтению;

2) чтение произведения учителем вслух и коллективное рассматривание книги;

3) заключительная беседа.

Вступительная беседа должна быть сведена к минимуму. Цель беседы: восстановить в памяти учащихся или создать у детей представления, необходимые для восприятия образов и картин. Делать это надо так, чтобы не утомить и не погасить интерес. Если надо закрепить какие-то слова или выражения, то следует во вступительной и в заключительной беседах употребить эти выражения. Чтение учителем должно быть очень выразительным, обязательно заострить внимание детей на авторе этого произведения. Это можно сделать в игровой форме, например: «А знаете ли вы, кто порадовал нас сегодня? Запомните его, иначе как вы найдете, если захотите перечитать». Смысл заключительной беседы в том, чтобы заставить детей задуматься, вызвать у них желание поговорить. Чем серьезнее учитель ведет беседу, тем активнее работает класс.

Во втором полугодии задача сложнее: вооружить учащихся запасом знаний и умений для самостоятельной ориентировки в доступных книгах. Уроки внеклассного чтения проводятся самостоятельно. Методика отличается тем, что берется два произведения: первое читает учитель, второе читают дети самостоятельно. Оба произведения должны быть сопоставимы или контрастны. Для самостоятельного чтения отводится 10—15 минут. Здесь надо применить индивидуальный подход. «Сильные» ученики задание выполняют полностью, «слабые» выполняют задание не полностью, чтобы не вызывать у детей чувство бессилия и нежелание работать. После чтения нужно выслушать сначала «слабых», похвалить их, потом работать над всем произведением. Следует помнить положительные эмоции здесь играют особенно важную роль.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ