План-конспект урока по Литературе "Знакомый или незнакомый?" 11 класс
Знакомый или незнакомый?
Урок – творческая мастерская построения знаний, отношения и творческого письма в 11классе.
Цель урока:
глубже проникнуть в смысл пушкинского слова (повторение, подготовка к выпускным экзаменам);
обучать умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чётко, в образной форме выражать свои мысли (развитие устной и письменной речи учащихся – обучение написанию сочинения – эссе);
учить учащихся глубже понимать важные проблемы познания мира и самого себя.
Оборудования урока: портрет А.С. Пушкина; виды Петербурга и Михайловского, Тригорского; осенние пейзажи; материалы к мастерской (на каждой парте): воспоминания современников о Пушкине, стихи поэта, стихотворение М. Борисовой « Дом Осиповых в Тригорском»; отрывки из эссе М.И Цветаевой «Мой Пушкин».
Ход мастерской
Эпиграф на доске:
Наша память хранит с младенчества весёлое имя: Пушкин.
Александр Блок
Вступительное слово учителя о Пушкине: «У каждого из нас свой Пушкин…» - и целях урока. Обращение к эпиграфу.
1. Представьте А.С. Пушкина: какой он, как выглядит? Нарисуйте (своего) Пушкина на листе бумаги (или опишите словами).
2. Прочитайте вслух в парах и покажите соседу рисунок. (Мастер пройдёт по классу и посмотрит всё).
1. Если вы говорите о Пушкине, какие строки вспоминаете первыми? Запишите 3-5 разных строчек, которые всплывают в памяти.
2. Прочитайте свои записи вслух классу. По ходу чтения записывайте строчки, которые лучше других подходят к «вашему» Пушкину. (Можно читать по одному или в группах по
4 – 8 человек)
«Мой Пушкин» - возможная тема сочинения.
Послушайте, как на эту тему писала М. И. Цветаева. (Учитель читает отрывки из эссе «Мой Пушкин»)
По ходу чтения записывайте то, что особенно привлекло внимание ( можно дать ещё 2 мин. после чтения)
Дома вам придётся написать сочинение – эссе о «своём» Пушкине…Эссе вы будите писать и на выпускных экзаменах…Мы с вами готовимся писать сочинение – эссе. Давайте вспомним, что же такое эссе.
Запись на доске: Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.
Дальше учитель говорит: Эссеист, как правило, не выносит окончательного приговора произведению искусства. Эссеистический стиль отличается подчёркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой – либо проблемы или темы, непринуждённая, в духе свободной беседы с читателем манера изложения.
У вас на столах разложены листы с материалами о Пушкине, постарайтесь всё прочитать (10 мин.)
Задание для каждого: что запомнилось, удивило, обрадовало, озадачило, огорчило или открылось? Запишите!
- Собираем материалы в парах или группах.
Прочитайте, что у вас получилось. ( Обратим внимание на настоящее время глаголов в этих записях!)
Прочитайте стихотворения, положенные на ваши столы. Что их объединяет, а что отличает? Обратите внимание на интонации! Что эти стихи открывают в поэте? Запишите в тетрадь!
Выводы: например, «Пушкин - противоречивая натура: он бесконечно любил жизнь, но мог впасть в уныние». Или: «Судя по всему, жизнь поэта протекала ярко, была полна контрастных впечатлений и настроений»
Прочитайте свои записи друг другу (в группах из 4 человек). «Соберите» общее выступление.
Выступите, представляя мнение группы.
Выберите и выпишите одну строку отдельно – ту, которая больше других понравилась или удивила.
Прочитайте её вслух.
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Дом Осиповых в Тригорском» ленинградской поэтессы Майи Борисовой, довольно известной в 60 – е годы прошлого века.
Предварительно уточняем в короткой беседе с классом, кто такие Осиповы, что значили они в жизни поэта и где находится Тригорское.
На доске запишем два названия текстов . Выберите одно, это будет заглавие вашей работы. Напишите текст, на одну тему, не отступая от неё. В любом жанре. Выбранную ранее строку запишите в эпиграф или используйте в самом тексте.
Название текстов:
«А всё – таки жаль, что нельзя с Александром Сергеевичем…» (Булат Окуджава)
«Приезжает Пушкин. Ко мне…» (Майя Борисова)
Читаем текст вслух.
Рефлексия. ( На вопросы можно отвечать устно или письменно).
Как вы теперь ответите на вопрос в названии мастерской?
Какие задания были для вас самыми важными и почему?
Какое задание оказалось сложнее других и почему?
Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Выставление оценок.
Приложение
«Разговоры Пушкина»
…рассказывают о следующей подробности свидания Пушкина с Императором Николаем Павловичем. Поэт и здесь остался поэтом. Ободрённый снисходительностью государя, он делался более и более свободен в разговоре и, наконец, дошёл до того, что незаметно для себя самого опёрся на стол, который был позади его, и почти сел на этот стол. Государь быстро отвернулся от Пушкина и потом говорил: « С поэтом нельзя быть милостивым…»
«Разговоры с Пушкиным»
1834 – 1836гг.
На придворных балах Пушкину бывало просто скучно. Покойная Л.Д.Шевич передавала нам, как, стоя возле неё, полузевая и потягиваясь, он сказал два стиха из старинной песни:
Неволя, неволя, боярский двор
Стоя наешься, сидя наспишься.
Аннеков П.В.
Кажется, за год до кончины соей он говорил одному из друзей своих: «Меня упрекают в изменчивости мнений. Может быть: ведь одни глупцы не переменяются».
Аннеков П.В.
…Когда я начал читать Пушкину первые главы из «Мёртвых душ» в том виде, как они были прежде, то Пушкин, который всегда смеялся при моём чтении ( он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться всё сумрачнее, сумрачнее, а наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнёс голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!»
Гоголь Н.В.
Четыре письма по поводу «Мёртвых душ»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ