План-конспект урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Мена»» 2 класс
План-конспект урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Мена»»
Автор: Лысова Анастасия Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
ОУ: БОУ г. Омска «Гимназия 62»
Планируемые результаты: познакомить с русской народной сказкой, формировать умение пересказывать сказку по словесному плану, совершенствовать навыки чтения, формировать умение пользоваться словарём для объяснения незнакомых слов, формирование речевых умений, формировать любовь к устному народному творчеству.
Этап урока
Учитель
Ученики
УУД
Организационный момент
Успокаивает детей, настраивает на работу на уроке
Проверяют свою готовность к уроку
Проверка домашнего задания
Ребята, на дом я вам задавала читать произведение Э. Мошковской «Жадина». Давайте устроим конкурс чтецов. Чтецы читают, а вы оцениваете по следующим критериям: Слайд 1
1)Называет автора и заглавие текста;
2)Читает без ошибок;
3) Читает целыми словами;
4) Соблюдает ударения;
5) Интонационно выделяет главное слово в предложении.
Чтение-оценка по критериям. 9 человек чтецов.
Зачем нужна оценивать чтение? Чем это может помочь?
Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию-МУУД;
Совершенствование всех сторон навыка чтения.-ПрУУД
Подготовка к восприятию
Ребята, а какое качество высмеивает Мошковская в своём стихотворении?
Жадность
Формирование интереса к изучаемому материалу-ЛУУД
Ребята, многие русские народные сказки высмеивают отрицательные человеческие качества. Давайте проверим, какие русские народные сказки вы помните.
Слайд 2.
Работа со словарём
У вас на столах лежат словари, пожалуйста, найдите определение слову «мена».
Мена значит обмен, менять – это отдавать что-то своё и получать вместо него что-то другое, обычно равноценное.
Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.-ПрУУД
Легко ли вам было работать со словарём?
Для чего нужно учится работать со словарём?
РУУД
Слайд 3Что такое мена, очень хорошо объяснила А. Барто в своём стихотворении «Так на так»
Решили два Ивана
Меняться без обмана.
А что менять —
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.
Игрушечного зайку
На гвоздики и гайку,
А гвоздики и гайку
Потом опять на зайку.
Друзья не ищут выгод,
Им пошуметь, попрыгать,
Кричать: — Меняю кошку
На сломанную брошку,
А сломанную брошку
Потом опять на кошку!
Решили два Ивана
Меняться без обмана.
А что менять —
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.
Так целый день менялись
И при своем остались.
Формирование интереса к изучаемому материалу-ЛУУД
-А вы меняетесь друг с другом? Чем?
-Как вы думаете, а чем могли меняться люди в русской народной сказке?
А зачем люди меняются?
Чтобы получить то, чего у них нет.
Подготовка к чтению
Прежде чем начать читать сказку, давайте выясним значение слов, которые могут быть незнакомы. Слайд 4
Купцы — люди, занятые в сфере торговли, купли-продажи.
Мужичок-серячок – обычный, ничем не примечательный человек.
Барышник – торговец лошадьми.
Табун – стадо или сообщество лошадей, как диких, так и домашних.
Вол – особый вид быков, использующийся, как мясное и рабочее животное.
Овчар – овечий пастух.
Свинопас – свиной пастух.
Коробейник - мелкий торговец-разносчик, продававший галантерею (булавки, пуговицы, ленты, перчатки), ткани, книги и т. п.
Плетень - плетёный забор из прутьев и веток.
Ребята, для чего нам нужно знать значение этих слов?
ПУУД
Знакомство с текстом
Первичное чтение по цепочке. Чему учит чтение по цепочке?
Что вы можете сказать о главных героях сказки – старике и его старухе?
Старик глуповатый, но добрый, приветливый, нежадный, старуха тоже к нему добра.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности.-ЛУУД
Почему старушка не расстроилась, увидев мужа с пустыми руками?
«Ну хорошо, голубчик, что ты хоть сам вернулся!»
Что говорит о доброте этих персонажей?
Старик бросился на помощь утопающему человеку, а старуха не ругала мужа за то, что он пришёл домой с пустыми руками.
Верите ли вы тому, что старичок со старушкой счастливы? Почему?
Они добрые, не жадные, хорошо относятся друг к другу, потому и живут в покое, согласии.
Подумайте, а мог ли обмен идти в обратном порядке? Почему?
Ребята, почему сказка называется «Мена»?
Нет, потому что, те люди, которые менялись со стариком, они жадные и хитрые.
Работа в парах
И так: со сказкой вы познакомились. А теперь представьте, что вы мультипликаторы. Вам нужно снять мультфильм по этой сказке. Что вы будете делать?
Я вам хочу предложить выполнить одно задание.
У вас на столе карточки с эпизодами текста, пожалуйста, поработайте в паре и расположите их в правильном порядке.
Вот теперь после того, что у вас в итоге получилось, сможете ли вы взяться за съёмку мультфильма? Почему? А знаете ли вы, что вы составили?
Помощь купцу. Получение награды.
Встреча с барышником.
Обмен с пастухом.
Обмен вола на барана.
Мена барана на поросёнка.
Старик и коробейник.
Возвращение домой.
Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.-КУУД
Овладение приёмами, поискового (просмотрового), чтения-ПрУУД
Ребята, то, что у вас в результате получилось, называется планом текста. План – это самая короткая форма переработки текста, при которой выделяются смысловые части текста и озаглавливаются.
Пересказ текста по плану
Как вы думаете в чём нам может помочь план?
В жизни, в любом деле.
формировать умение пересказывать сказку по словесному плану-ПрУУД
Слайд 5 Пользуясь планом, попробуйте пересказать текст по пунктам плана. 7 человек.
Итог урока
Слайд 6 Ребята, какая пословица яснее выражает главную мысль сказок?
Как нажито, так и прожито.
На чужом горе своего счастья не построить.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Что удалось?
Что показалось сложным? Что понравилось?
Как нажито, так и прожито.
Не нужен клад, коли в семье лад.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности-ЛУУД;
Формирование привычки к рефлексии - РУУД
Д/З
Стр. 18-22 (выразительное чтение)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ