План-конспект урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Мена»» 2 класс

План-конспект урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Мена»»

Автор: Лысова Анастасия Дмитриевна

Должность: учитель начальных классов

ОУ: БОУ г. Омска «Гимназия 62»

Планируемые результаты: познакомить с русской народной сказкой, формировать умение пересказывать сказку по словесному плану, совершенствовать навыки чтения, формировать умение пользоваться словарём для объяснения незнакомых слов, формирование речевых умений, формировать любовь к устному народному творчеству.

Этап урока

Учитель

Ученики

УУД

Организационный момент

Успокаивает детей, настраивает на работу на уроке

Проверяют свою готовность к уроку


Проверка домашнего задания

Ребята, на дом я вам задавала читать произведение Э. Мошковской «Жадина». Давайте устроим конкурс чтецов. Чтецы читают, а вы оцениваете по следующим критериям: Слайд 1

1)Называет автора и заглавие текста;

2)Читает без ошибок;

3) Читает целыми словами;

4) Соблюдает ударения;

5) Интонационно выделяет главное слово в предложении.

Чтение-оценка по критериям. 9 человек чтецов.

Зачем нужна оценивать чтение? Чем это может помочь?


Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию-МУУД;

Совершенствование всех сторон навыка чтения.-ПрУУД

Подготовка к восприятию

Ребята, а какое качество высмеивает Мошковская в своём стихотворении?

Жадность

Формирование интереса к изучаемому материалу-ЛУУД

Ребята, многие русские народные сказки высмеивают отрицательные человеческие качества. Давайте проверим, какие русские народные сказки вы помните.

Слайд 2.


Работа со словарём

У вас на столах лежат словари, пожалуйста, найдите определение слову «мена».


Мена значит обмен, менять – это отдавать что-то своё и получать вместо него что-то другое, обычно равноценное.

Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.-ПрУУД

Легко ли вам было работать со словарём?

Для чего нужно учится работать со словарём?


РУУД

Слайд 3Что такое мена, очень хорошо объяснила А. Барто в своём стихотворении «Так на так»

Решили два Ивана

Меняться без обмана.

А что менять —

Не в этом суть,

Хоть что-нибудь

На что-нибудь.



Игрушечного зайку

На гвоздики и гайку,

А гвоздики и гайку

Потом опять на зайку.

Друзья не ищут выгод,

Им пошуметь, попрыгать,

Кричать: — Меняю кошку

На сломанную брошку,

А сломанную брошку

Потом опять на кошку!

Решили два Ивана

Меняться без обмана.

А что менять —

Не в этом суть,

Хоть что-нибудь

На что-нибудь.

Так целый день менялись

И при своем остались.



Формирование интереса к изучаемому материалу-ЛУУД

-А вы меняетесь друг с другом? Чем?

-Как вы думаете, а чем могли меняться люди в русской народной сказке?



А зачем люди меняются?

Чтобы получить то, чего у них нет.

Подготовка к чтению

Прежде чем начать читать сказку, давайте выясним значение слов, которые могут быть незнакомы. Слайд 4

Купцы — люди, занятые в сфере торговли, купли-продажи.

Мужичок-серячок – обычный, ничем не примечательный человек.

Барышник – торговец лошадьми.

Табун – стадо или сообщество лошадей, как диких, так и домашних.

Вол – особый вид быков, использующийся, как мясное и рабочее животное. 

Овчар – овечий пастух.

Свинопас – свиной пастух.

Коробейник - мелкий торговец-разносчик, продававший галантерею (булавки, пуговицы, ленты, перчатки), ткани, книги и т. п.

Плетень - плетёный забор из прутьев и веток.

Ребята, для чего нам нужно знать значение этих слов?


ПУУД

Знакомство с текстом

Первичное чтение по цепочке. Чему учит чтение по цепочке?



Что вы можете сказать о главных героях сказки – старике и его старухе?

Старик глуповатый, но добрый, приветливый, нежадный, старуха тоже к нему добра.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности.-ЛУУД

Почему старушка не расстроилась, увидев мужа с пустыми руками?

«Ну хорошо, голубчик, что ты хоть сам вернулся!»

Что говорит о доброте этих персонажей?

Старик бросился на помощь утопающему человеку, а старуха не ругала мужа за то, что он пришёл домой с пустыми руками.

Верите ли вы тому, что старичок со старушкой счастливы? Почему?

Они добрые, не жадные, хорошо относятся друг к другу, потому и живут в покое, согласии.

Подумайте, а мог ли обмен идти в обратном порядке? Почему?

Ребята, почему сказка называется «Мена»?

Нет, потому что, те люди, которые менялись со стариком, они жадные и хитрые.

Работа в парах

И так: со сказкой вы познакомились. А теперь представьте, что вы мультипликаторы. Вам нужно снять мультфильм по этой сказке. Что вы будете делать?

Я вам хочу предложить выполнить одно задание.

У вас на столе карточки с эпизодами текста, пожалуйста, поработайте в паре и расположите их в правильном порядке.





Вот теперь после того, что у вас в итоге получилось, сможете ли вы взяться за съёмку мультфильма? Почему? А знаете ли вы, что вы составили?

  1. Помощь купцу. Получение награды.

  2. Встреча с барышником.

  3. Обмен с пастухом.

  4. Обмен вола на барана.

  5. Мена барана на поросёнка.

  6. Старик и коробейник.

  7. Возвращение домой.

Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.-КУУД

Овладение приёмами, поискового (просмотрового), чтения-ПрУУД

Ребята, то, что у вас в результате получилось, называется планом текста. План – это самая короткая форма переработки текста, при которой выделяются смысловые части текста и озаглавливаются.



Пересказ текста по плану

Как вы думаете в чём нам может помочь план?

В жизни, в любом деле.

формировать умение пересказывать сказку по словесному плану-ПрУУД

Слайд 5 Пользуясь планом, попробуйте пересказать текст по пунктам плана. 7 человек.


Итог урока

Слайд 6 Ребята, какая пословица яснее выражает главную мысль сказок?

Как нажито, так и прожито.

На чужом горе своего счастья не построить.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Что удалось?

Что показалось сложным? Что понравилось?

Как нажито, так и прожито.

Не нужен клад, коли в семье лад.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности-ЛУУД;

Формирование привычки к рефлексии - РУУД

Д/З

Стр. 18-22 (выразительное чтение)





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ