Представлен урок литературного чтения, 2 класс "А.П. Гайдар «Совесть»"

Пояснительная записка.


Представлен урок литературного чтения, 2 класс.


Тема данного урока- А.П. Гайдар «Совесть»

Урок разработан на основе программы по литературному чтению для 2 класса общеобразовательной программы

Программа по литературному чтению 2 класса разработана на основе (курса литературное чтение авторской программы Э.Э. Кац для общеобразовательных учреждений) в соответствии с требованиями Федерального стандарта общего образования.

Используемый УМК – «Планета Знаний»

Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов.

Используемый учебник – Э.Э. Кац Литературное чтение: учебник.- АСТ. Астрель Москва. 2008

Количество часов в год – 136

Количество часов в неделю – 4


На представленном уроке решались

Образовательные задачи:

1. Знакомство с рассказом А.П. Гайдара «Совесть», обучение проведению анализа прочитанного.


Развивающие задачи:

2. Развитие навыков выразительного чтения.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие навыка работы со словарём.


Воспитательные задачи:

3. Освоение социокультурной категории.

(Совесть, стыд, совестливость, стыдливость).


Для создания учебной ситуации на уроке учитель пользовался определёнными средствами обучения: использовались уже известные учащимися знания и способы их получения, были созданы условия для активной позиции учащихся, важна позиция учителя и его роль на каждом этапе урока, использование учебных действий (контроль и оценки) для определения уровня освоенности.

К уроку были подготовлены наглядные пособия: 1) Портрет писателя (слайд – презентация)

2) Выставка книг А.П. Гайдара «Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек», «Дальние страны»

3)УМК «Планета знаний», учебник - Литературное чтение – 2 часть, Э.Э. Кац, АСТ Астрель Москва 2008г.

4)Толковый словарь.

5) Карточки со славами: совесть стыд.

6)Пословицы и поговорки о совести.

Тип урока – изучение нового материала.

Данный урок занимает определённое место в системе уроков обучения чтению на начальном периоде: идёт отработка навыков учебной деятельности (выразительное чтение, работа с книгой, работа в парах) На уроке осуществлялась связь с предыдущими уроками; использовались знания, полученные ранее: умение работать со словарём, работать в парах, чтение по ролям.

Форма урока – традиционная, выбрана в соответствии с типом урока. Этапы урока соответствуют данному типу урока, логически связаны между собой и подчинены целям урока.

Содержание урока соответствует Программе начального общего образования

Программа по литературному чтению 2 класса разработана на основе (курса литературное чтение авторской программы Э.Э. Кац для общеобразовательных учреждений), УМК «Планета Знаний»

На каждом этапе урока ставилась определённая задача, что позволяло нацелить детей на выполнение задания: запомнить содержание текста для последующего тестирования.

Использовались разные формы: работа в парах, индивидуальная работа. Учитель осуществлял чередование разных видов деятельности учащихся: чтение по ролям, работа в парах, коллективная работа, что позволило развитию умения формулировать и высказывать свою точку зрения. Для организации учащихся учитель использовал приёмы демонстрации (выставка книг), рассказа, просмотра. На каждом этапе урока и в конце учитель совместно с учащимися подводит итоги, делают выводы. На уроке использовались методы обучения: частично-поисковый, метод контроля и самоконтроля, словесный, наглядный. Применяемые на уроке методы соответствовали задачам урока, возрастным особенностям второклассников. Эффективность используемых приёмов и методов подтверждена тем, что цель урока была достигнута. На уроке прослеживалась реализация принципов обучения: научность (работа со словарём), связь с жизнью (разговор о нравственности). На уроке в полной мере был реализован принцип доступности обучения. Учитель стимулировал положительное отношение к учению через одобрительные слова. В конце урока рефлексия, где учащиеся смогли высказать своё отношение к уроку, на сколько им было интересно и комфортно на уроке.





























Рябец Наталья Ильинична

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ СШ №1 с. Анучино Приморского края.



Урок литературного чтения 2 класс

Тема: А.П. Гайдар. «Совесть»

Цель:

1. Знакомство с рассказом А.П. Гайдара «Совесть»,

обучение проведению анализа прочитанного.

Освоение работы в паре.

2. Развитие навыков выразительного чтения.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие навыка работы со словарём.

3. Освоение социокультурной категории.

(Совесть, стыд, совестливость, стыдливость).


Тип урока – ознакомление с новым материалом.

План урока.

  • Орг. момент.

  • Проверка д./з.

  • Сообщение темы и цели урока.

  • Работа над новым материалом.

  • Основной этап

  • Итог урока.

  • Рефлексия.

  • Задание на дом.

Оборудование:


1) Портрет писателя (слайд – презентация)

2) Выставка книг А.П. Гайдара «Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек», «Дальние страны»

3)УМК «Планета знаний», учебник - Литературное чтение – 2 часть, Э.Э. Кац, АСТ Астрель Москва 2008г.

4)Толковый словарь.

5) Карточки со славами: совесть стыд.

6)Пословицы и поговорки о совести.


Ход урока.


1.Орг. момент


- Здравствуйте, дорогие ребята. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активно работать, внимательно слушать, общаться. А вы? (дети говорят о своих целях).


11 Проверка Д./З.


Дети рассказывают подготовленные дома рассказы, на темы, предложенные в заданиях

6 а) и б) с.93.

111Сообщение темы цели и урока.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством А.П. Гайдара, а именно с его рассказом «Советь»


1V Работа над новым материалом.


1)Сведения из биографии А..П. Гайдара (Слайд презентация)

Биография Аркадия Гайдара

Аркадий Петрович Гайдар (Аркадий Петрович Голиков)(1904 - 1941) – детский писатель, участник военных действий.

Родился Аркадий 22 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии. Детство в биографии Гайдара большей частью прошло в Арзамасе – небольшом городе Нижегородской области.

Аркадий был самоотверженным уже в детстве, стремился попасть на фронт. Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт. Но был задержан. Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. Вступив в ряды большевиков, вскоре стал командиром отряда. А в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни.

Принципы дружбы, взаимопомощи, товарищества Аркадий смог выразить посредством творчества. Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара – «Тимур и его команда», «Чук и Гек» «Школа», «Дальние страны» и многие другие. Когда же началась Великая Отечественная война, Гайдар снова не смог остаться в стороне от боевых действий: он стал служить военным корреспондентом (от «Комсомольской правды»). Свои впечатления Аркадий выразил в военных очерках. Затем Гайдар был пулеметчиком в отряде Горелова. 26 октября 1941 года Гайдар погиб.


2) Словарная разминка (слова в учебнике с.94)

а) Как ты понимаешь слова?: Проверь себя по словарю

б) Как называется рассказ, который мы будем читать? (Совесть)

Как вы думайте, о чём это произведение (Высказывания детей – что такое совесть)

А теперь давайте обратимся к толковому словарю (чтение толкования этого слова)


V Основной этап


1. Выразительное чтение рассказа учителем.

Задание перед чтением.

- Постарайтесь запомнить, о чём говорится в рассказе. (Подготовка к тестированию)

Тестирование (да, нет)

1)Девочку звали Нина? +

2)Настроение девочки было грустным? -

3)Мальчик тоже решил прогулять уроки? -

4)Нина плакала, потому что собака съела завтрак? -

Физминутка.

2) Повторное чтение рассказа.

Задание

– Назовите всех героев рассказа.

3) Чтение по ролям с 94 – 95. (Разговор Нины с мальчиком)

Работа по содержанию.

- Почему Нина повела мальчика через лес? (Она старшие и должна помочь мальчику)

- Каким бал мальчик, которого встретила Нина?

- Как ты думаешь, почему девочка услышала голос своей совести, только после того, как проводила мальчика?

(Ей стало стыдно, потому что маленький мальчик не прогуливал школу, никого не обманывал)

- Можно сказать, что СОВЕСТЬ- это голос тайного судьи, который слышишь только ты.

(высказывания детей)

- Она не прощает тебе плохих поступков, злых мыслей.

Говорят ещё, что:

Совесть- это голос твоего сердца.

- Как ты думаешь, надо ли человеку слушать голос своей совести?

- Как называют таких людей? (совестливые)

- Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?


Вывод: Если не слушать голос совести, не исправлять плохие поступки, то она замолчит, и ты станешь плохим человеком, равнодушным к несчастьям других людей.


- Как вы думаете, у каждого ли человека есть совесть?

(высказывания детей)

Она должна быть у всех, но в жизни встречаются и бессовестные люди. Очень жаль таких людей


- Давайте подберём слово близкое по значению (синоним) слову совесть - стыд.

- Как называют таких людей? (Стыдливыми)

- О ком так говорят?

Ни стыда, ни совести нет.

-Как вы считаете, совесть хорошее чувство? (ответы детей)

-Когда человека мучает совесть? ( ответы детей)

-Что делала совесть Нины с её сердцем? (ответы детей)

(Можно прочитать последнее предложение с.95)

Чтение и объяснение пословиц и поговорок.

1)Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

2) Лучшие хорошо поступать, чем говорить.

3)В ком стыд в том и совесть.

4) Совесть без зубов , а грызёт.

5)Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет

Работа в парах .

Задание № 4 (с 95)

Обсудить с товарищем. Выслушивается несколько суждений


Итог урока.


- Мне бы очень хотелось, чтобы вы были совестливыми и стыдливыми.

Стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик)

Мы вправе жить не по приказу

И выбирать свои пути.

Но против совести, ни разу,

Вот тут хоть режьте, скажем, сразу,

Нельзя, товарищи, идти.


Нельзя ни в радости, ни в горести,

Ни в зной и ни в колючий снег.

Ведь человек с погибшей совестью

Уже никто. Не человек!


V1 Рефлексия.


Выберите и поднимите ту карточку, каким показался вам урок.

(Перед детьми лежат карточки разного цвета)

- Спасибо вам за работу на уроке.


V11 Задание на дом. Дети готовят ответы на вопросы с. 95 №5 и №6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ