Литература. Тема: «И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Тема: «И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»


Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.

Планируемые результаты: 

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, отличать басню от других произведений.

Метапредметные

познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока.

I Оргмомент.

II Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам к басне И.А.Крылова «Отец и сыновья».

- Что такое басня? (Басня – это короткий рассказ, чаще стихотворение, в котором есть скрытый смысл. Мораль басни помогает понять ее скрытый смысл.)

- Сколько раз обманул людей мальчик? (Так он сделал два или три раза.)

- Как ты думаешь, почему он это делал? (Хотел пошутить, посмеяться над взрослыми.)

- Перечитай предложение: «Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его». Какими словами можно заменить слово «по-всегдашнему»? (как всегда, как обычно)

- Придумай мораль этой басни. (Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. Раз солгал, а век веры не будет.)

III Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением И.А.Крылова. А как оно называется вы узнаете, когда решите задачу.

На уроке литературы ученики 3 А, 3 Б и 3 В классов изучали произведения: “Чиж и Голубь”, “Ворона и Лисица”, “Лебедь, Рак и Щука”. Ученики 3 В не читали произведения “Чиж и Голубь” и “Лебедь, Рак и Щука”, ученики 3 Б не читали произведение “Лебедь, Рак и Щука”. Определи, какое произведение читали ученики 3 А?

- Сформулируйте тему урока. (Тема урока: И.А. Крылов “Лебедь, Рак и Щука”)

IV Изучение нового материала.

  1. Словарная разминка.

- Найдите синонимы к словам:

казаться – чудиться, представляться, мерещиться;

указать – показать, обратить внимание.

- Объясни смысл выражений:

лезть вон из кожи – чрезмерно стараться;

дело идет на лад – все получается.

  1. Чтение учителем басни.

  2. Проверка первичного восприятия.

- Оправдались ваши предположения?

- Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?

Что такое басня?

- Какая история описывается в басне?

4. Чтение басни учащимися.

Прочитайте басню про себя, найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

(Лебедь рвётся в облака – он стремительный, упрямый, быстрый

Рак пятится назад – неповоротливый, нерасторопный, то и дело меняет своё решение.

Щука тянет в воду – упрямая, только знает своё дело.)

5. Анализ художественного произведения.

- Как герои выполняли свою работу?

(Лебедь рвётся в облака – он стремительный, упрямый, быстрый

Рак пятится назад – неповоротливый, нерасторопный, то и дело меняет своё решение.

Щука тянет в воду – упрямая, только знает своё дело.)

- Объясни, почему воз с поклажей «и ныне там». (Как ни старались, ничего не вышло.)

- Прочитай мораль басни. О какой муке говорится в ней? (Согласья нет, ничего не получается)

6. Творческая работа.

- Выражение «а воз и ныне там» стало поговоркой. Придумай историю, в которой можно использовать эту поговорку.

V Итог урока.

- С каким произведением вы познакомились?

- Почему герои так и не смогли выполнить свою работу?

- Что такое басня?

- Какое задание вам понравилось больше?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке;
– желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше;
– зеленый – старался, но работал неактивно

VI Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ