ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА
СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(статья)
Выполнена:
Паклачиди Светланой Ивановной,
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ №18 п.Загорский
г.Минеральные Воды
Актуальность темы.
До определённого временни вопросы чтения были вопросами, а не проблемами. В последние десятилетия ситуация резко изменилась: одна из наиболее важных проблем современного литературного образования – непрерывное сокращение чтения. При чём достижение нижнего предела рассматривается не в качестве абстрактной возможности, а как вполне реальная угроза. Кроме того, явно изменилось содержание чтения: оно стало весьма низким по качеству.
Специалистов разных областей тревожит положение дел как с уровнем интеллектуального развития людей в целов, так и с количеством качественного чтения – в частности.
Проблема чтения является ключевой проблемой современного литературного образования. И основная цель этой статьи – как решить задачу приобщения детей к чтению.
Первой и главной проблемой, на мой взгляд является триумф видеокультуры над культурой печатного слова.
Сегодня никого не удивишь сообщениями о непопулярности чтения. Безразличие к слову ярче всего выражено среди молодёжи. Экспонентное увеличение числа нечитающих школьников совпадает по времени с бумом персональных компьютеров, компьютерных игр, вебсерфинга. Как следствие воздействия видео-формирование синдрома рассеянного внимания и клипового мышления.
Особенно в век компьютеризации существует диспропорция между формальным уровнем образования людей ( он-то повышается) и их смутными представлениями об основных науках, их действительными знаниями.
При этом отсутствие каких-либо элементарных знаний не воспринимаются
1
молодёжью как недостаток. Они не просто не знают. Они не хотят знать. Речь идёт не просто о невежестве как токовом, но о горделивом упоении этим невежеством.
От этой эпидемии не существует быстродействующего лекарства. Более того, люди, являющиеся олицетворением этой проблемы, её абсолютно не сознают. Согласитесь, мало, кто сам себя считает противником мысли и культуры.
Необходимо обсудить, действительно ли современное общество ценит и нуждается в интеллекте, в рациональном, критическом мышлении.
Одна из первых, самых важных тем в этой связи-вопросы сохранения, развития, чтения в современном обществе. Истоки проблемы чтения возникли не случайно и не вдруг. Этому способствовал целый ряд факторов: от кризиса советской интеллигенции с её просветительской идеологией в 1990-е годы, до утраты библиотеками-ранее главными институтами организации чтения-своеведущей культурной роли в обществе, до коммерциализации издательской деятельности и развала прежней системы книгораспространения.
Последствия проблемы-не читает поколение взрослых людей и не приучает к книге своих детей. Дети не читают потому, что не видят с книгой своих родителей. Проблема чтения возникает не тогда, когда ребёнок начинает читать, а гораздо раньше, когда ребёнок лежит в своей детской кроватке. Ушло в прошлое чтение детям вслух, забыты сказки, колыбельные, потешки, прибаутки-мамам некогда. Значительно сократились домашние библиотеки, не читают в молодых семьях.
Проблема чтения нашла себя и в школах. Специалисты признают, что отечественной системе образования не удаётся решить задачу приобщения детей к чтению. По данным исследования «Чтение школьников и культурные
ресурсы семьи», интерес к чтению резко падает при переходе от начальной
2
школы к средней. К девятому классу интенсивность чтения у школьников снижается, наростает отношение к нему как к принудительному и скучному занятию, которое никому не нужно. Совершенно очевидно, что курс литературы не приучает, а отлучает от книги. Видимо, по этому в образовательных учреждениях решили совсем отстраниться от данной работы, и с 2008 года российским выпускникам школ отменили в обязательном порядке сдавать литературу. Отсюда вытекает ещё одна немаловажная проблема современного литературного образования-выпускники российских школ могут относиться к литературе как к второстепенному предмету-труду или пению. И вот теперь мы пожинаем результаты этой реформы.
Да, наверно, прежний вариант экзамена по литературе-не самый лучший способ проверки знаний.
И методика преподавания этого предмета была далека от совершенства. Уроки литературы превращались в скучные уроки литературоведения, не поощрялась иная, отличная от канонической, точка зрения на произведение, на автора. Всё это в совокупности формировало стойкую нелюбовь школьников к книге и чтению.
Вторая проблема современного образования, напрямую связанная с первой-катастрофическое падение общего уровня гуманитарного знания в школе.
Это выражается не только в непрерывном сокращении курсов гуманитарного цикла. Речь идёт об отсутствии навыков владения русским языком и способности адекватно выражать свои мысли. Ученики старших классов зачастую спотыкаются при чтении небольшого текста, не умеют его связно пересказать, уже не говоря о том, чтобы оценить и прокомментировать прочитанное. И такое положение дел тревожит и наводит на вопросы.
Литература должна быть экзаменом по выбору? Современному обществу не нужен человек читающий? Вот интернет-это нужно! А книги, библиотеки-
3
зачем?.. Судя по вложению денег, государственная политика развивается именно согласно этим положениям.
Число общедоступных библиотек сокращается, как падает и число читателей в них. Мы предпочитаем покупать книги (редко) или брать их на время у друзей. Количество читающих детей сокращается. Взрослые пытаются изменить эту ситуацию, но ... получается как всегда. Мы постоянно бросаемся из крайности в крайность: то потакаем вкусам детей, то навязываем читать то, что по нашему мнению является «классикой». Убеждена, что свобода выбора-важный элемент в решении проблемы и привлечении детей к чтению. И программы привлечения к чтению должны обязательно предоставлять эту свободу согласно интересам и предпочтениям детей: выбор книги, выбор формата, выбор объёма. При этом разумное, мудрое руководство чтением никто не отменяет.
Но а о состоянии школьных библиотек последние годы говорят много и пафосно. Хотя положение их такое, что и обсуждать, откровенно говоря, нечего. Надо просто вкладывать в них средства, ведь из воздуха пространство чтения не формируеься. В очень многих школьных библиотеках российских глубинок (то есть почти повсеместно) за последние 7-9 лет не появлялось ни одной новой книги. Как приобщать детей к чтению?
Но деньги-не самое главное. Ключевой момент-это системная работа по подготовке и переподготовке специалистов, способных стать настоящими библиотечными лидерами в этой области.
Популярность в чтении снижается не только среди школьников, но и в обществе. Читать мы стали меньше, равно как и ходить в театр, на выставки, в музеи и библиотеки. Куда как проще посмотреть телевизор, или, покопавшись в сети, найти нужный тест, видео. И что же нам делать, если
всё это-реальность нашей жизни?...
4
Я думаю, что важно сделать самый первый шаг. И он может быть совсем простым, который любой человек( необязательно библиотекарь или школьный учитель!) может предпринять прямо сейчас:
- создайте благоприятные места для чтения на своей работе, мини-библиотеки – тихие, удобные, комфортабельные места для делового и неделового чтения;
- «в начале было слово»: поместите информацию о книгах и чтении на стенах в школе; разместите книги, периодику в многолюдных местах: в учителькой, столовой, редакциях и т.д.;
- начните представлять «истории о чтении и книгах в новостях» вне стен библиотеки: информацинные листки, школьное радио. Пригласите учеников к отбору самых захватывающих историй дня из периодики, из Интернет;
- понаблюдайте за коллегами, школьниками, педагогами, читающими в необычных местах. Снимите это на камеру и покажите плакатную версию съёмки всей школе;
- снимите на видео людей ( коллег, школьников, педагогов), которые говорят о том, что они читают или почему они читают( пропаганда чтения);
- поощряйте различные группы читателей использовать Интернет, чтоьы узнать, что читают другие и чтобы добавить свои записи. Создайте библиотечный блог с обсуждением прочитанного и пригласите школьников вносить туда свои записи (беседа о прочитанном);
- поощряйте старших школьников создавать «пакеты чтения» по жанрам, интересам или особым темам для младших учеников (рекомендательное чтение);
- организуйте встречу с сотрудниками местного почтового отделения, газетного офиса, издательства. Выполните обзор любимых газет, журналов (или сайтов) педагогов, библиотекарей или учеников. Покажите результаты –
раскажите о них на собрании (комплектование, подписка).
5
Необходимо предотвратить сокращение и ухудшение качества чтения. Но при этом ошибочной является прямолинейная примитивная стратегия, которая ставит своей задачей научить всех и каждого любить читать. Надо ставить реальные, достижимые, конкретные задачи. И поэтапно, системно их решать. И тогда мы сможем действительно вызвать долгосрочные изменения в отношении к чтению.
6
Список использованной литературы
1 Бутенко И.А. Тенденции массового чтения / И.А. Бутенко // Читающая Россия: мифы и реальность: по материалам рос. науч.- практ. конф.- М. Либерея, 2008- С. 50-53.
2 Иванова Я.И. Уникальность в многообразии… / Я.И. Иванова // Мир библиографии.- 2009.- №6.- С. 23-25.
3 Национальная программа поддержки и развития чтения (электронный ресурс) // Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества-
«http://www.mcbs.ru/introduction/htm»
4 Пиннак Д. Как роман: педагогическое эссе / Даниэль Пинак.- М. Самокат, 2007.- 190 с.
5 Равинский Д.К. Чтение в контексте времени / Д.К.Равинский//Что мы читаем? Какие мы?: сб.науч.тр./ Рос. нац. б-ка.- СПб.,- 2006.- С.9-15.
7
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ