Тема: «Управление познавательной деятельностью на уроках русского языка и литературы»
МКОУ СОШ №18 посёлок Загорский.
Выступление на педагогическом совете учителя русского языка и литературы Паклачиди Светланы Ивановны.
Тема: «Управление познавательной деятельностью на уроках русского языка и литературы».
Управление познавательной деятельностью на уроках русского языка и литературы
Важно не просто накормить голодного рыбой, главное - научить его ловить её. Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь.
Познавательная деятельность - это сознательная организация и самоорганизация познания явлений действительности.
Активизация познавательной деятельности - такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.
Управлять познавательным процессом - ставить вполне достижимую цель перед процессом познания на занятии, отбирать и дозировать учебный материал, методы преподавания и учения, регулировать и координировать учебную деятельность, контролировать её, вести учёт знаний.
Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке - один из важнейших факторов успешности учения. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждения.
К каждому уроку тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий.
Урок начинается с момента, на котором сообщаю его цель. Образовательная (дидактическая, познавательная) цель урока ставится к каждому уроку. Она должна быть предельно конкретной. Умение мыслить складывается из умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Быстро включаю учащихся в деловой ритм. Например, тема урока «Правописание разделительного твердого знака»: цель: развивать умение сравнивать, обобщать, доказывать.
Учащиеся читают по учебнику два столбика слов. В первом столбике слова с приставками без твердого знака, во втором - с твердым знаком.
1. Как одним словом можно назвать эти слова?
2. Как они образовались?
3. Чем отличаются в написании?
4. Почему слова во втором столбике написаны с твердым знаком?
5. На какую букву оканчиваются приставки?
Сравните:
6. С какой буквы начинается корень?
7. Значит, какой мы можем сделать вывод?
Далее работа по правилу.
Создавая проблемную ситуацию, докажите, почему здесь пишется, а здесь не пишется, я управляю познавательной деятельностью учащихся.
Для детей с более высоким уровнем знаний разрабатываю поисковые задачи, предоставляю возможность самим исследовать новый материал и составить опорную схему или таблицу.
Стараюсь к каждой теме урока отбирать и дозировать учебный материал. Большое значение придаю анализу текста. Провожу комплексный и лингвистический анализы текстов. Учащиеся пользуются памятками. Подбираю тексты с изучаемыми и пройденными орфограммами. Добиваюсь четких и грамотных ответов.
Важную роль отвожу творчеству детей. Учащимся 5-7 классов нравится составлять небольшие рассказы.
Предлагаю фрагмент урока закрепления изученного по разделу «Лексика» в 5 классе.
I. Текст для анализа.
Алеша скоро нашел упавшее яблоко. Вот оно было большое! Темно-красное, оно так ударило землю, что в одном месте кожица треснула, и выпустил сок. Ну, такое красивое, с ямочкой, как с улыбкой/
«Ох, какое оно было - замес солнца и меда» (С. Романовский.)
Вопросы для анализа:
1. Определите основную мысль текста.
2. Найдите эмоциональные слова. Пользуясь толковым словарем, объясните значение выделенных слов.
3. Какова роль эмоциональных слов в тексте?
4. Какие образные средства использует автор для передачи авторского отношения?
5. Перечитайте предложение, в котором есть сравнение. На кого, благодаря этому сравнению, похоже яблоко?
6. Перечитайте последнее предложение. Найдите в толковом словаре лексическое значение слова замес.
7. Могли бы вы описать яблоко, чтобы было выражено ваше отношение, ваше чувство?
II. Текст для анализа.
«Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось,
Видны семечки насквозь.
(А. С. Пушкин.)
После анализа первого и второго текстов, выполнения заданий предлагаю учащимся создать текст по аналогии или сочинение-миниатюру. (Тема: «Яблоко») Практически все справляются с работой.
Связно говорить и писать - это важные умения и навыки, приобретенные на уроках русского языка и литературы.
На уроках стараюсь проводить все виды разборов, чтобы дети видели их практическую значимость.
Рычагом формирования и развития познавательных потребностей у ребенка выступает интерес. На развитие познавательного интерес учащихся в учебной деятельности оказывает влияние содержания, организация учебного процесса, средства обучения, полученные результаты, характер общения учителя с учениками и отношения между учащимися.
При развитии познавательных мотивов использую следующие педагогические приемы стимуляции интересов учащихся.
Первая группа связана с содержанием учебного материала, а) показ новизны содержания, подбор ярких фактов, интересных сведений,
привлечение различных источников информации.
Вторая группа связана с побуждающей функцией: установка с первого занятия на активное познание, постановка проблемных вопросов, стимулирование «открытых вопросов» учащихся; эвристические методы обучения, учебные дискуссии, метод «мозгового штурма», занимательность и многообразие форм организации занятий; преодоление познавательных затруднений, учебная работа, позволяющая открыть себя раскрыть свои способности, проявить свою смекалку, своевременное чередование видов деятельности, перевод учащихся от репродуктивной к творческой деятельности, высокая степень самостоятельности на уроке.
Использую на уроках наглядные пособия, технические средства, сигнальные карточки.
Стараюсь создать ситуацию успеха, совместно преодолеваем познавательные затруднения. Формирование познавательной деятельности невозможно без преодоления определенных трудностей. Это требует приложения волевых усилий. Выработка силы воли состоит в приобретении способности управлять своим умом, вырабатывать привычку прилагать усилия. Чем сильнее мотивация, тем меньше требуется усилий на поддержание деятельности в соответствии с целью. Стараюсь вести работу с детьми и в этом направлении.
Управлять своею деятельностью можно, используя самоободрение, само-убеждение, самоприказ, самовнушение, аутогенную тренировку. Если семья заинтересована в результатах труда своего ребенка, то провожу работу и с семьей.
В формировании действий познания отдаю предпочтение поэтапному формированию умственных действий.
Сначала стремлюсь к тому, чтобы учащиеся знали способ (прием), т. е. могли бы рассказать своими словами из каких действий он состоит, и умели бы выполнять умственную деятельность этим способом: могу дать в готовом виде или подвожу к пониманию и самостоятельному «введения» приема.
На втором этапе переношу прием в новые условия. Применять усвоенные приемы познания могут способствовать проблемные задания, развивающие кружковые занятия, библиотечно-библиографические уроки, обзоры новой литературы, познавательные игры, викторины, олимпиады, турниры смекалистых, конкурсы, сочинения. Мои ученики принимают активное участие во всех этих мероприятиях и занимают призовые места.
Стараюсь поощрять тех учащихся, которые умеют защитить свое мнение, приводят в его защиту аргументы, доказательства, используют приобретенные знания, задают вопросы учителю, выясняют непонятное, углубляются с их помощью в процессе познания, делятся своими знаниями с другими, выполняют задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы - все это говорит об активизации познавательной деятельности учащихся.
В школьной практике я использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.
1. Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о труде, которое можно было бы поместить в школьной газете.
2. Найти и выписать пословицы, в которых говорится о любви к Родине. В первый столбик сначала выписать пословицы со сравнительной степенью имен прилагательных, а во второй - со сравнительной степенью наречий. Выделить в сравнительной степени суффиксы.
3. Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.
4. Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).
5. В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).
6. Послушать любимое музыкальное произведение (желательно классическое). Определить, какие чувства, мысли, настроение оно пробуждает? Слушая музыку, представить какие-либо картины. Написать вариант сочинения на тему: «Слушая...» Желательно использовать словари: «Словарь эпитетов», «Словарь синонимов».
7. В русском языке более 140 фразеологических сравнений. Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома.
8. Объяснить одноклассникам, как составлять киносценарий на основе текста художественного произведения (если затрудняетесь, обратитесь к учебнику «Русская речь, 8-9», автор Е. И. Никитина, стр. 73-74), записать советы в форме памятки. А затем сравнить ее с памяткой на стр. 190.
9. Найти в 4 и 5 главах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» такие сложные бессоюзные предложения, сравнительная часть которых начинается словом «гак». Записать их.
Для проверки усвоения знаний учащихся использую такие формы контроля: самоконтроль, текущий контроль, рубежный и заключительный, тесты.
Веду учет знаний учащихся.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ