Проект урока литературного чтения в 3 классе «Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
Бараненкова Елена Игоревна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Ивано-Гудинского филиала
МБОУ Коробецкой средней школы.
Шатрова Екатерина Андреевна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МБОУ СОШ № 8 г. Ярцево
Проект урока литературного чтения в 3 классе
по теме: «Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
(по курсу «Литературное чтение» автора Л.А.Ефросининой)
Форма урока: урок
Тип урока: изучение нового.
Цели урока: совершенствование навыков правильного, осознанного, выразительного чтения, умения анализировать характер и поступки героев. Развитие творческого воображения, речи учащихся. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:
1.Учебник «Литературное чтение 3 класс» Л.А.Ефросинина,
М.И. Оморокова, 2 часть, «Вентана-Граф»
2. Тетрадь на печатной основе №2 Л.А.Ефросинина
3. Карточки с заданием.
Формируемые УУД.
Формирование положительного отношения к учению у учащихся.
Понимать и принимать учебную задачу, удерживать цель задания.
Понимать смысловой текст заданий.
Выявление степени усвоения учащимися изученного учебного материала.
Осуществление поиска необходимой информации с использованием справочной литературы.
Умение учащихся слушать и вступать в диалог.
Выявление учащимися главной мысли произведения. Умение составлять план произведения.
Представлять информацию о произведении в виде модели обложки.
Ход урока.
I Организационная часть урока.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
- Что вы ждете от сегодняшнего урока? (познакомиться с новым произведением, новым автором)
II Актуализация опорных знаний.
- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?
- Давайте вспомним, что означает каждый знак на модели обложки.
- Что означает прямоугольник? (Это рассказ)
- А коричневый цвет, что означает? (Рассказ о природе)
-Как вы думаете, с каким произведением мы будем знакомиться на уроке? (Мы будем читать рассказ о природе)
- Ребята, мы с вами уже читали произведения о природе, чтобы вы их вспомнили, я вам предлагаю поиграть в игру «Вспомни и назови».
-Прочитайте отрывки из произведения, назовите автора и название произведения (дети выбирают произвольную карточку с текстом).
На доске вывешены портреты писателей: Л.Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, Д.Н. Мамин- Сибиряк.
1 карточка
«Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачивало его…» (Л.Н. Толстой «Лебеди»)
Учащиеся называют автора и название произведения и находят портрет писателя на доске среди других.
2 карточка
«Я придвинулся ниже к перепёлке, она неподвижно лежала на ладони отца…» ( И. С. Тургенев «Перепёлка»)
3 карточка
«Наконец щенок утомился и охрип…» (А. П. Чехов «Белолобый»)
III Сообщение темы и целей урока.
-Что объединяет этих писателей? (писали рассказы о природе)
- Мы поработали со всеми портретами кроме одного. Где можно найти имя этого писателя? (В учебнике)
- Прочитайте имя автора и название произведения.
- Уточните, какая тема нашего урока?
- Давайте вспомним план работы с текстом. ( 1.Узнать о жизни и творчестве автора. 2.Познакомиться с новым произведением. 3.Учиться анализировать произведение. 4. Узнать значение новых слов.)
План записан на обратной стороне доски. Открываем когда учащиеся их назовут.
IV Изучение нового.
Подготовка к восприятию художественного произведения.
Слово о писателе.
-О Д.Н. Мамине-Сибиряке нам расскажет (сообщение подготовленного учащегося).
Прогнозирование на основе названия.
-Предположите, что обозначает слово – приёмыш?
- Кого могут принимать?
- Какие чувства вызывает у вас это слово? (Жалость, сочувствие, милосердие.)
-Ребята, можете вы по названию определить, о ком пойдёт речь в произведении?
-Давайте проверим, верны ли ваши предположения.
Первичное восприятие текста.
- Будьте внимательны, послушайте от чьего лица ведётся повествование?
Чтение рассказа учителем.
- От чьего лица ведётся повествование? (Автора)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Повторное чтение текста и его анализ.
Составление плана
Чтение 1 части.
- Где происходят события, описанные в произведении? (На Урале, на Светлом озере)
- Как бы вы озаглавили эту часть? (Лебедь. На Светлом озере.)
-Какой заголовок более точно выражает происходящее? (На Светлом озере).
- Все ли слова и выражения вам были понятны? Где мы можем найти значение слов? Давайте обратимся к словарю в учебнике.
Чтение 2 части
-Продолжаем читать дальше. Послушайте, какие герои встретились в этой части?
-Назовите героев, которые встретились нам в этой части? (Тарас, лебедь, собака Соболько.)
-Как бы вы назвали эту часть? (Приёмыш. Лебедь. Рассказ Тараса о лебеде)
-Какой заголовок более точно выражает происходящее? (Рассказ Тараса о лебеде).
-Какое настроение у вас появилось во время чтения этой части? (Грустное, потому что лебедь остался один. Радостное, потому что его нашёл Тарас.)
-Что вы узнали о жизни Тараса? (Жил один, любил природу, понимал её.)
Чтение 3 части
- О чем говорится в этой части?
-Какое бы название подошло к этой части? (Лебедь улетел. Снова на Светлом озере)
-Ребята, я записывала название частей текста на доску, прочитайте, что у нас получилось? (План текста.)
3.Выделение идейного содержания произведения.
-Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Грусть, жалость, печаль)
- Соответствует ли название его содержанию? Почему?
(Соответствует, так как рассказывалось о лебеде, которого взял к себе Тарас.
Тарас взял к себе лебедя и ухаживал за ним.)
-Верны ли, оказались, ваши предположения? (Да, верны)
-К какому жанру относится это произведение? Почему? (Рассказ, в нём рассказывается о реальных событиях.)
Самостоятельная работа
-Ребята, сейчас я вам предлагаю поработать в парах, как сидите.
Самостоятельная работа учащихся в печатных тетрадях.
Рефлексия.
Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
- Если вам урок понравился, то я предлагаю украсить дерево листьями.
Дети приклеивают на дерево зеленые, красные, желтые листья
-Вспомните и расскажите, как лебедь оказался у Тараса? (Лебедя с лебёдушкой застрелили, Тарас взял к себе маленького лебедя.)
-Почему Тарас решил приютить лебедя?
- Найдите в тексте предложение, которым можно объяснить решение Тараса.
Чтение ответа учащимися.
-Как вы считаете, правильно поступил Тарас? (Да, о животных нужно заботиться.)
-Как бы вы поступили на его месте?
- Что было бы с лебедем, если бы его не приютил Тарас?
- Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?
- Вам бы хотелось, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу? Получится ли у них такая же дружба?
Звучит фонограмма песни «Лебединая верность» на фоне музыки учитель подводит итог
-Приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой, они жертвуют своей жизнью. Такой любви, надо учиться у лебедей - нам, людям.
V Домашнее задание.
По желанию подготовьте продолжение этой истории или сделайте презентацию к рассказу используя фразы и предложения из текста.
VI Итог урока.
1.Сопоставление цели урока с результатом решения учебной задачи урока
- Давайте вспомним план работы с текстом. ( 1.Узнать о жизни и творчестве автора. 2.Познакомиться с новым произведением. 3.Учиться анализировать произведение. 4. Узнать значение новых слов.)
(Записаны на доске)
- Удалось нам реализовать его?
-С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто автор рассказа?
-Чему учит нас рассказ? (Доброте, заботе о животных. Милосердию к птицам)
- Какие новые слова вы запомнили?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ